8 (812) 702-50-52
Ru  En
— 04 июня 2019 —

РЕЗОЛЮЦИЯ 9-го ежегодного Съезда Лизинговой Отрасли России

РЕЗОЛЮЦИЯ 9-го ежегодного Съезда ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
31 мая 2019 года, Санкт-Петербург
 
Мы, участники Съезда, отмечаем, что в настоящее время лизинговый рынок играет существенную роль в реализации задач обновления парка основных средств российских предприятий.
По данным Эксперт РА в 2018 году рынок достиг рекордного уровня в 1,3 трлн. рублей, что на 20% больше результатов 2017-го, что составляет 1,3% ВВП России. При этом объем рынка по сумме лизинговых портфелей превысил 4,3 трлн. рублей на 01.01.2019.
 
Ведущими сегментами лизингового рынка являются:
 
Железнодорожная техника:
Железнодорожный парк на протяжении многих лет является ключевым по объему сегментом лизинга, а за 2018 он превысил 25% рынка и показал практически 50% рост. Производство вагонов также растет, и еще больше растет его стоимость. Такая ситуация не в последнюю очередь вызвана сильным регулятивным вмешательством государства, что чревато созданием очередных кризисов. Возможно, мы находимся на пике роста стоимости активов и арендных ставок. Учитывая вес и значимость для лизингового рынка этого сегмента, необходимо внимательно относиться к показателям железнодорожной отрасли и стремиться принимать взвешенные инвестиционные решения, избегая чрезмерного разогрева рынка вагонов.
 
Грузовой автотранспорт:
Объем нового бизнеса лизинга грузового автотранспорта составил 244,97 млрд руб. Доля в НБ 18,7%. Портфель составил 391,3 млрд руб. Доля в портфеле 9,1%.
Происходит снижение господдержки по программе льготного лизинга, которая рассчитана, в том числе, и на поддержку данного сектора. Снижение господдержки происходит на фоне ухудшения макроэкономических факторов. Потребители коммерческого транспорта перестают вкладывать средства в развитие бизнеса из-за высокой степени неуверенности в экономических перспективах. Потребители «придерживают» инвестиции в парки, чтобы иметь финансовую «подушку» про запас.
Дополнительно усложняют ситуацию и снижают покупательскую активность рост ставок по кредитам и повышение НДС с 1 января 2019 года (ускорение инфляции и снижение покупательской способности населения).
 
Легковой автотранспорт:
Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам «Эксперт РА», степень проникновения лизинга в автопродажи легкового автотранспорта на протяжении последних двух лет не претерпела существенных изменений и находится на уровне 9%. В то же время  результате активного роста продаж легковых автомобилей на протяжении последних двух лет рынок легковых автомобилей близок к насыщению.
 
Авиатранспорт:
Объем нового бизнеса авиализинга по итогам 2018 года сократился на 17% по сравнению с результатами 2017 года. При этом основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, поэтому снижение объемов сделок с авиатехникой привело к тому, что доля оперативного лизинга в объеме нового бизнеса по итогам 2018 года опустилась ниже 10%.
Отечественный рынок авиаперевозок вступил в период зрелости. Появление новых компаний лизингополучателей очень сомнительно на фоне очень высокой конкуренции на рынке авиаперевозок, а также из-за избытка перевозных мощностей и высокой стоимости авиакеросина. Еще одной проблемой являются повышенные ставки лизинга, размер которых продиктован рисками дефолта нового оператора. На основании этого в ближайшее время не ожидается значительного роста рынка, а текущее количество перевозчиков полностью удовлетворяет спрос.
Перспективной точкой роста в авиализинге является государственная поддержка региональной авиации и продвижения на экспорт самолетов отечественного производства. Кроме этого, в качестве ключевой перспективы рассматривается операционный лизинг, становящийся основным видом лизинга во всем мире.
В России уже давно наметилась потребность в региональной авиакомпании, которая предоставит новый авиапарк и сможет разработать новые маршруты, связав между собой удаленные регионы, минуя Москву и Санкт-Петербург. Реализация этой задачи значительно увеличит спрос на авиализинг, но потребует обязательного участия государства.
 
Тема: Реформа лизинговой отрасли
Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ начали институциональную реформу лизингового рынка в начале 2016. На совещании в ЦБ РФ 09.06.2016 была сформулирована конечная цель институциональной реформы – «формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что, в конечном счете, будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике».
В настоящий момент проект федерального закона №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», внесенный Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 22.01.2019. Комитетом Государственной Думы РФ по финансовым рынкам готовятся поправки ко второму чтению.
Участники Съезда отмечают, что, рассмотрев проект закона ко второму чтению, можно говорить о том, что ряд изменений, внесенных в текст законопроекта, существенно изменяет первоначальную концепцию Закона, не способствует развитию рынка в принципе и ухудшает положение участников лизингового рынка.
 
Ключевые замечания к законопроекту:
1)                 Неопределенность критериев отнесения лизинговых компаний к специальным субъектам лизинговой деятельности, в том числе вследствие неопределенности перечня мер государственной поддержки
 
2)                 Отсутствие однозначного определения, в каких именно случаях лизинговая компания должна получать статус ССЛД, и в каких случаях этот статус у нее прекращается
 
3)                 Отсутствие определения термина «индивидуальные меры господдержки»
 
4)                 Невозможность применения механизма  «ускоренной амортизации» как меры  государственной поддержки лизинговой деятельности
Законопроектом (во втором чтении) предполагается осуществление государственного регулирования деятельности лизинговых компаний, претендующих на право получения мер государственной поддержки, в том числе в виде субсидий, и применения коэффициента ускоренной амортизации для целей налогообложения. Лизинговые компании, не включенные в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности (ССЛД), а также лизингополучатели, заключившие договоры лизинга с такими лизинговыми компаниями, не вправе получать субсидии и применять коэффициент ускоренной амортизации (пп.1-2, п.5), статьи 2).
 
Таким образом, законопроектом ограничивается право на применение ускоренной амортизации для лизингодателей, сведения о которых не включены реестр специальных субъектов лизинговой деятельности, и лизингополучателей в случае, если они заключили договор лизинга с такими лизингодателями.
 
Указанная мера повлечет ухудшение финансовых показателей лизингополучателей, применяющих коэффициент ускоренной амортизации в рамках уже заключенных договоров лизинга, если лизингодатель по данным договорам не войдет в число специальных субъектов лизинговой деятельности или выйдет из их числа, по независящим от лизингополучателя причинам. Это приведет к существенной неопределенности использования договоров лизинга и сокращению объема лизинговых операций.
 
Указанная мера также повлечет ухудшение финансового положения лизингодателей, которые не смогут войти в число специальных субъектов лизинговой деятельности, так как они потеряют право применять коэффициент ускоренной амортизации по имеющемуся имуществу.
 
Согласно ст.259 Налогового кодекса РФ коэффициент ускоренной амортизации не применяется к предметам лизинга, которые относятся к первой – третьей амортизационным группам. При этом доля предметов лизинга на рынке лизинговых услуг в данном диапазоне амортизационной группы, составляет большую массовую долю от всего сегмента (в него включены и автотранспортные средства с объемом двигателя до 3.5 литра). Т.е. часть лизинговых компаний, не будет регулироваться, так как не применяют ускоренную амортизацию.
Выборочное предоставление льгот, зависимость права на применение коэффициента ускоренной амортизации от ряда событий, о которых лизингодатели и лизингополучатели не могут быть своевременно уведомлены, приведут к хаосу на рынке лизинга и многочисленным судебным спорам как между сторонами договора лизинга, так и между сторонами договора лизинга и контролирующими органами.
 
Случаи применения повышающих коэффициентов к норме амортизации установлены статьей 259.3. Налогового кодекса РФ.
Указанные в статье случаи делятся на два вида:
1) применение повышающих коэффициентов к норме амортизации для основных средств, используемых в условиях, отклоняющихся от нормальных (агрессивные среды и повышенная сменность);
2) применение повышающих коэффициентов к норме амортизации налогоплательщиками, применяющими новые технологии и/или обновляющими материально-техническую базу. Во втором случае применение повышающего коэффициента к норме амортизации является мерой, направленной на стимулирование налогоплательщиков применять новые технологии и обновлять материально-техническую базу.
 
Следовательно, применение повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, являющихся предметом лизинга, является мерой, направленной на стимулирование налогоплательщиков применять новые технологии и обновлять материально-техническую базу с применением, в том числе, механизма лизинга. В контексте указанной статьи, лизинг является не видом деятельности, а лишь разновидностью способа получения доступа к новым технологиям и/или обновления материально-технической базы. Такой подход к квалификации применения повышающего коэффициента к норме амортизации, как меры, направленной на стимулирование налогоплательщиков применять новые технологии и обновлять материально-техническую базу, является официальной позицией Министерства финансов Российской Федерации, выраженной, например, в Письме от 30 ноября 2018 г. N 03-03-07/86666.
 
Более того, с 1 января 2022 года, все участники договора лизинга должны будут перейти на новые стандарты учета лизинговых операций – в соответствии с этими стандартами ускоренную амортизацию будет проводить лизингополучатель, то есть он будет учитывать имущество на своём балансе, и он же, в соответствии с нормами Налогового кодекса будет применять ускоренную амортизацию. Таким образом, право на применение повышающего коэффициента к норме амортизации подлежит исключению из перечня мер господдержки лизинговой деятельности, поскольку это право в скором времени будет только у лизингополучателя, и, кроме того, такая мера вообще направлена не на поддержку лизинговой деятельности как таковой, а на стимулирование применения новых технологий и обновление материально-технической базы.  
 
С учетом изложенного, предлагаем убрать взаимосвязь между регулированием  специальных субъектов лизинговой деятельности и возможностью применения ускоренной амортизации.
 
5)                 переходный период для работы СРО
В ранее предоставленной версии законопроекта (ст.6) отмечалось, что основанием для внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций является соблюдение некоммерческой организацией ряда требований, в том числе объединение в ее составе не менее чем пятнадцати членов до 1 января 2020 г. В редакции законопроекта ко второму чтению установлено, что до 1 января 2022 года некоммерческая организация для получения статуса «Саморегулируемая организация», объединяющая ССЛД, должна объединять в своем составе не менее 5 членов.
 
Данное требование не соответствует реально сложившейся на лизинговом рынке ситуации, учитывая, что закон предполагает расширить количество участников лизингового рынка за счет использования в качестве критерия  возможности использования механизма ускоренной амортизации. На сегодняшний день на рынке существует, как минимум, три профессиональных объединения с численностью более 25 членов.
 
6)                 Нецелесообразность отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям (НФО) и перевод их на Единый план счетов (ЕПС)
Нерационально и не оправдано целями регулирования изменение принципов бухгалтерского учета. Перевод лизинговых компаний на единый план счетов для некредитных финансовых организаций (ЕПС для НФО) нецелесообразен.
 
Лизинговое сообщество регулярно выступало и продолжает выступать против отнесения лизинговых компаний к НФО и переводу их на новые правила учета.
 
Это связано с масштабными сложностями перехода и необходимостью полной замены учетных систем, что влечет за собой расходы для лизинговых компаний. При прекращении получения государственной поддержки лизинговая компания выйдет из реестра ССЛД, что приведет к обратному переходу на ФСБУ. Такая процедура не описана в российской практике и приведет к повторным расходам по изменению учетных систем компании.
 
Оценки специалистов лизинговой отрасли показывают, что расходы компаний по переходу на новые правила учета составят от 17% для крупнейших компаний, до двукратной годовой чистой прибыли для малых компаний.
 
В тоже время, приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2018 г. № 208н принято решение о введении в действие Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018. Бухгалтерский учет аренды», который обязателен к применению с 2022 года. Новые правила полностью соответствуют МСФО и перевод лизинговых компаний на ЕПС, и ОСБУ для прозрачности рынка не требуются.
 
В настоящий момент проект федерального закона №586986-7 предусматривает, что «Головная организация лизинговой группы обязана составлять годовую консолидированную финансовую отчетность, а также промежуточную консолидированную финансовую отчетность на квартальной основе», а это возможно только при составлении отчетности исключительно по МСФО. Таким образом, все крупные компании уже согласно закону будут составлять консолидированную отчетность по МСФО и относить их к НФО для перевода на ЕПС и ОСБУ не требуется.
Предлагаемым законопроектом также установлены крайне сжатые сроки перехода лизинговых компаний на Единый план счетов с 1 января 2021 года, в то время как ФСБУ 25/2018 вводится с 1 января 2022 года.
 
Имеются и другие замечания к законопроекту.
 
Параллельно с работой инициаторов реформы над проектом закона  «О финансовой аренде (лизинге)» ведется обсуждение возможности внесения изменений в федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)».
Во избежание дестабилизации лизинговой отрасли просим обеспечить минимальное изменение частно-правового регулирования лизинговой деятельности, избежав внесения изменений в ГК РФ. Советом ОЛА 23 сентября 2018 года принята консолидированная позиция о возражениях против исключения параграфа «Финансовая аренда (лизинг)» из главы 34 Гражданского кодекса РФ «Аренда», а также изменения природы лизинга с арендных взаимоотношений на финансовые.
 
Участники Съезда констатируют, что уже сейчас лизинговая отрасль характеризуется высоким уровнем контроля, осуществляемым по трем ключевым направлениям:
1.         Обязательный уведомительный характер о каждой совершенной лизинговой сделке посредством направления информации в Росфинмониторинг, а также посредсивом публикации информации в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ), индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. А также регулярная отчетность перед налоговыми, антимонопольными органами, органами статистики и значительное количество анкетируются ЦБ РФ.
 
2.         Обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности после принятия ФСБУ 25/18
 
3.         Контроль и регулирование рынка лизинга через кредиторов. 70% источников финансирования (кредиты и облигации) контролируется ЦБ РФ, и 70% рынка предоставляет отчетность по МСФО. Обеспечение стабильности лизингового рынка уже достигается тем, что ЦБ РФ регулирует правила кредитования лизинговых компаний, правила эмиссии облигаций и правила раскрытия финансовой отчетности заемщиков денежных средств. Повышение требований ЦБ РФ к кредитованию лизинговых компаний обеспечит полную стабильность, так как через эти каналы происходит 95% покрытие рынка.
 
4.         Контроль и регулирование рынка через собственников лизинговых компаний. 40 компаний занимают 90% рынка по объемам портфелей. Рынок высоко концентрирован. По данным исследования ФАС на рынке работает 686 компаний. 72% рынка находится под контролем и управлением государства.
 
Дополнительная прозрачность отрасли может быть достигнута посредством расширения уже действующих механизмов без введения специального регулирования. Рынок активно развивается и является одним из самых прозрачных. Он доказал свою состоятельность и роль в развитии экономики России. Цели дополнительного повышения прозрачности и формирования благоприятной операционной среды могут быть достигнуты внесением изменений в действующие нормативные акты.
 
Одновременно участникам Съезда известно, что в апреле 2019 года появился альтернативный закон о регулировании лизинга, разработанный Центром содействия законотворчеству.
Участники Съезда считают, что необходимо изучение данной альтернативной версии законопроекта в целях продолжения работы по созданию законопроекта, который обеспечит объективность, учет интересов всех участников рынка и максимальную эффективность от введения его в действие.
 
Приняты решения:
1)                 просить инициаторов реформы изучить все версии законопроекта о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в целях создания и наиболее эффективной модели регулирования;
2)                 просить инициаторов реформы проводить обсуждение изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» для конкретизации объекта регулирования, а введение административного регулирования для лизинговой отрасли осуществлять с установлением соответствующих переходных положений;
3)                 обратиться к разработчикам законопроектов с предложением увеличить минимальное количество участников СРО на лизинговом рынке до 25 членов и установить срок действия данного ограничения до 2022 года;
4)                 обратиться к разработчикам законопроектов с предложением исключить взаимосвязь между регулированием специальных субъектов лизинговой деятельности и возможностью применения ускоренной амортизации;
5)                 обратиться к инициаторам реформы с предложением исключить возможность отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациями и не переводить учет лизинговых компаний на Единый план счетов и Отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
6)                 обратиться к инициаторам реформы с предложением не менять текущий порядок формирования отчетности по ФСБУ, который с 2022 года будет соответствовать МСФО;
7)                 обратиться к инициаторам реформы с предложением, установить переходный период  не ранее 1 января 2023 года в случае, принятия решения об отнесении лизинговых компаний к НФО и переводу их на ЕПС и ОСБУ (то есть не ранее чем через год после перехода на ФСБУ 25/2018).
8)                 просить инициаторов реформы изучить опыт Республики Беларусь, который на сегодняшний день является единственным примером на Евразийском пространстве, где введено регулирование лизинговой деятельности, при этом лизинговые компании не относятся там к НФО;
9)                 просить инициаторов реформы во избежание дестабилизации лизинговой отрасли обеспечить минимально необходимое изменение частно-правового регулирования лизинговой деятельности, избежав внесения изменений в ГК РФ, не исключать «Финансовую аренду (лизинг)» из главы 34 Гражданского кодекса РФ «Аренда» и не ограничивать право собственности лизинговых компаний в отношении лизингового имущества, тем более не создавать базу для трактовки правомочий лизингодателя в отношении предмета лизинга как правомочий залогодержателя в отношении предмета залога;
10)             просить инициаторов реформы во избежание неравной конкуренции между арендными и лизинговыми компаниями и оттока сделок из финансовой аренды (лизинга) предложить конкретизировать критерии определения регулируемой деятельности и(или) регулируемых субъектов
11)              обратится в Министерство Финансов Российской федерации с просьбой рассмотреть возможность изменения предполагаемого регулятора на Минфин РФ.
 
Тема: Введение новых правил учета ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды»
ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» утвержден Приказом Минфина РФ №208н (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2018 г. №53162)
Применение стандарта:
§     распространяется на все арендные сделки, не только на лизинговые;
§     обязателен к применению, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022г.;
§     последствия изменения учетной политики в связи с применением ФСБУ отражаются ретроспективно;
§     организации, которые вправе применять упрощенные способы учета, могут применять ФСБУ только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года;
§     организации могут не применять ФСБУ в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется Стандарт.
 
Вышеприведенный стандарт не затрагивает вопросы налогообложения лизинговой деятельности, но влияет на них. Требуются разъяснения касательно порядка исчисления налога на имущество, применения ускоренной амортизации и исчисления НДС.
 
Приняты решения:
1)                 Обратиться в Минфин РФ с просьбой разработать рекомендации по применению стандарта, особенно, для лизингополучателей сегмента микро- и малых предприятий.
2)                 Обратиться в Минфин РФ и ФНС России с просьбой разработать рекомендации по налоговому учету активов, являющихся предметами лизинга, в целях налога на имущество, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
 
Тема: Внедрение электронных паспортов транспортного средства
В 2019 году ОЛА продолжила диалог с АО «Электронный паспорт», начатый в 2018 г. в связи с введением на территории Российской Федерации электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС).
 
Еще в 2018 г. ОЛА в своем письме №01/01 от 15.01.2018 г., адресованном Минпромторгу России, обозначила, что законодательная база и процесс оформления ЭПТС имеют значительные недостатки, которые не позволят внедрить ЭПТС в установленные сроки – 01.07.2018 г.
 
В связи с неготовностью запуска проекта по выдаче ЭПТС срок их введения был перенесен на 01.11.2019 г.
 
По состоянию на текущий момент большинство вопросов, которые обозначались ОЛА еще в 2018 г., так и не решены. На последней встрече с представителями АО «Электронный паспорт», которая состоялась 15.04.2019 г., ОЛА в очередной раз напомнила о тех проблемах, с которыми лизинговые компании столкнутся при внедрении ЭПТС.
 
По итогам встречи проблемы, которые были обозначены ОЛА, не нашли своего отражения в протоколе встречи, подготовленном представителями АО «Электронный паспорт».
Выдержка из протокола встречи представителей ОЛА и АО «Электронный паспорт» от 15.04.2019 г.:
1.                  В ходе совещания обсуждалось:
1.1.            Возможность использования VIN – как второго идентификатора транспортного средства отличного от государственного регистрационного знака для получения сведений от ГИБДД о штрафах.
1.2.            Разработки проектов нормативных правовых актов, направленных на использование сведений о собственнике в ЭПТС, как обязательного атрибута, в том числе при совершении сделок купли-продажи с транспортными средствами в электронном виде.
1.3.            Перспективы трансформации и использования Госавтоинспекцией сведений, формируемых лизингодателем в ЭПТС и связанных договорными отношениями с лизингополучателем.
 
На текущий момент основные проблемы следующие:
НЕДОСТАТКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (были указаны в письме ОЛА №01/01 от 15.01.2018 г.)
  • Отсутствие в системе ЭПТС данных обо всех собственниках (риски мошенничества);
  • Отсутствие возможности проверить права продавца на ТС и достоверную информацию об истории переходов прав на ТС;
  • Отсутствие возможности внести данные о новом собственнике ТС, если цепочка перехода права собственности на ТС прервалась;
  • Отсутствие регистрационного номера транспортного средства и номера свидетельства транспортного средства в ЭПТС, что усложнит работу по отслеживанию и оплате штрафов ГИБДД по ТС, зарегистрированным за лизингополучателями;
  • Отсутствие в нормативных документах четко регламентированного процесса взаимодействия ГИБДД и ЭПТС.
 
НЕДОСТАТКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
  • Принудительная необходимость заключать договор на поставку оборудования с одним подрядчиком - АО «Удостоверяющий центр»;
  • Не проработана возможность настройки защищенного канала через других подрядчиков;
  • Не проработана возможность настройки одного защищенного канала для нескольких юридических лиц на одном рабочем месте;
  • Отсутствует возможность взаимодействия с базой ЭПТС через интеграцию, вынуждены работать вручную через web интерфейс;
  • Отсутствие интеграции с ЕГРЮЛ (ошибки при заведении профилей);
  • У лизинговых компаний отсутствует возможность создавать профили лизингополучателей и формировать заявления о переходе права собственности на ТС к лизингополучателям;
  • Для совершения записи о переходе права собственности (передаче в лизинг) требуется согласие продавца и покупателя через одноразовые коды и их ручной ввод в систему;
  • Отсутствие возможности покупателя получить информацию о ТС;
  • ГИБДД не будет обогащать базу ЭПТС информацией о ТС, собственниках ТС и иной информацией, содержащейся в базе ГИБДД в отношении конкретного ТС;
  • При регистрации ТС ГИБДД будут ориентироваться на собственника в бумажных ДКП, а не в базе ЭПТС;
  • Дилер не будет иметь доступа к ЭПТС конкретного ТС до его выкупа. Таким образом, для передачи технических параметров ТС покупателю (лизинговой компании) дилеру необходимо будет запросить у производителя выписку на бумажном носителе и передать ее покупателю;
  • Отсутствие пакетных тарифов за количество производимых действий в базе ЭПТС;
  • Низкая пропускная способность системы. Тестирование системы показало, что даже при введении информации по 1 сделке система «висит» по несколько минут. При полноценном запуске пропускная способность системы не справится с увеличенной в разы нагрузкой.
 
Приняты решения:
1)                 Поддержать деятельность ОЛА в данном направлении и продолжить диалог с АО "Электронный паспорт" по решению вышеперечисленных вопросов
 
Тема: Субсидирование
Объединенная Лизинговая Ассоциация ведет активную работу с Министерством промышленности и торговли РФ по проблемным вопросам субсидирования лизинга (колесные транспортные средства, строительно-дорожная и коммунальная техника), в том числе ОЛА подготовила и направила следующие письма:
1. Письмо ОЛА №54/03 от 21.03.2019 г., направленное на имя Морозова А.Н. (субсидирование колесных ТС).
Проблематика: ввод с 2019 года системы распределения будущих ассигнований в рамках Программы между лизинговыми компаниями и закрепление за нами объема таких ассигнований на основе полученных от лизинговых компаний предварительных данных, отсутствие прозрачного механизма распределения денежных средств по Программе субсидирования колесных ТС.
Предложения ОЛА: рассмотреть механизм распределения денежных средств, который будет включать в себя:
a.                  уведомление всех участников Программы о сумме заключённых сделок на основании поданных участниками Программы предварительных еженедельных отчетов;
b.                  официальное уведомление всех участников Программы о сумме субсидии на основании поданных заявок по переданным в лизинг транспортным средствам (по итогам января и февраля 2019 г.);
c.                  проверку сделок и недопущение включения в Программу сделок, по которым передачи в лизинг не было, то есть предмет лизинга не передавался во владение и пользование лизингополучателю.
 
2. Письмо ОЛА № 56/03 от 21.03.2019 г., направленное на имя Козака Д.Н. (субсидирование строительно-дорожной и коммунальной техники).
Проблематика: необходимость доработки механизма льготного лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники с целью сделать его более прозрачным, создания конкуренции между лизинговыми компания за размер бюджетных средств, невыплата задолженности перед лизинговыми компаниями за 2018 год.
Предложения ОЛА:
a.                  продлить Программу на 2019 г.;
b.                  осуществить выплаты субсидий по заявкам, поданным в конце 2018 года, но по которым субсидии так и не были получены;
c.                  как и в предшествующие годы выплаты осуществлять на основе ежемесячно подаваемых лизинговыми компаниями заявок с реестрами переданных в лизинг сделок;
d.                 исполнять обязательства по Программе последовательно по месячным реестрам. В случае исчерпания средств на программу в конкретном месяце - все поданные надлежащим образом и в установленный срок заявки в этот месяц являются равноправными и должны быть удовлетворены в лимите оставшихся средств пропорционально суммам этих заявок;
e.                  ежемесячно уведомлять всех участников о сумме заключённых сделок на основании уже подаваемых участниками программы отчетов, а также остатке неизрасходованных в рамках программы бюджетных средств.
 
3. Письмо ОЛА №123/05 от 14.05.2019 г., направленное на имя Силуанова А.Г. (субсидирование строительно-дорожной и коммунальной техники).
Проблематика: непроработанные критерии участия в Программе, которые нарушают принципы равной конкуренции и ущемляют права игроков рынка, невыплата задолженности перед лизинговыми компаниями за 2018 год.
Предложения ОЛА:
a.                  рассмотреть вопрос о конструктивной проработке вопроса определения критериев участия в Программе с учетом позиции отраслевого сообщества;
b.                  предусмотреть компенсацию потерь лизинговых компаний, понесенных ими в связи с участием в Программе по договорам лизинга, заключенным в 2018 году.
 
Приняты решения:
1)      Поддержать деятельность ОЛА в данном направлении и продолжить диалог с Минпромторгом по решению вышеперечисленных вопросов
 
 
Тема: проблематика  ФССП
Участники Съезда отмечают проблемы во взаимодействии Федеральной службы судебных приставов (и ее подразделений) и лизинговых компаний уже длительное время. На уровне как территориальных подразделений ФССП, так и главных судебных приставов субъектов РФ систематически допускаются нарушения прав лизинговых компаний, выражающиеся в наложении запретов на регистрационные действия в отношении имущества, являющегося собственностью лизинговых компаний (особенно часто это касается транспортных средств и самоходных машин), что противоречит действующему законодательству и сложившейся в настоящее время судебной практике, в том числе практике Верховного суда РФ.
 
Приняты решения:
1)                 Поддержать деятельность ОЛА по взаимодействию с ФССП в целях: разъяснения судебным приставам - порядка действий, с учетом разъяснения Пленума ВС РФ № 50 и позиции ВС РФ по делу Рафт-лизинга (определение № 303-КГ18-800 по делу № А04-1546/2017).
 
Тема: Лизинговое финансирование МСП
По данным Эксперт РА доля сегмента МСП по объему нового бизнеса за 2018 год составляет около 48%,  а по количеству сделок – превышает 90%.
Существующая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства» нуждается в актуализации.  
 
Приняты решения:
1)                 Поддержать указание лизинга в качестве важного направления финансирования МСП и включение его, в связи с этим, в государственные и муниципальные программы субсидирования сделок МСП. При этом осуществлять поддержку МСП через существующие лизинговые компании, а не только через сеть региональных лизинговых компаний, созданных с участием АО "Корпорация "МСП" (далее "РЛК"). Это связано с тем, "РЛК" созданы не во всех регионах, что ограничивает доступ компаний из малого и среднего бизнеса к государственной поддержке;
2)                 Расширять доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам, в т.ч. к льготному финансированию путем введения следующих мер:
a.                  расширить действие рыночных механизмов рефинансирования портфелей кредитов МСП коммерческих банков с использованием секьютиризации на лизинговые компании;
b.                  в понятие долгового портфеля дополнительно включать лизинговый портфель с МСП. При этом учитывать кредиты российских банков лизинговым компаниям, где обеспечением по кредитам выступают сделки лизинга с МСП;
поддержать установление количественных нормативов, связанных с предметами лизинга, переданными МСП в течение года, как важного фактора роста доступности и распространенности лизингового финансирования МСП и финансовой поддержки МСП в целом. Предложить засчитывать объем кредитов, выданных банками лизинговым компаниям и потраченных последними для сделок с МСП, для целей выполнения нормативов финансирования МСП.
 

ПО ИТОГАМ СЪЕЗДА ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:

1)                 просить инициаторов реформы изучить все версии законопроекта о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в целях создания и наиболее эффективной модели регулирования;
2)                 просить инициаторов реформы проводить обсуждение изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» для конкретизации объекта регулирования, а введение административного регулирования для лизинговой отрасли осуществлять с установлением соответствующих переходных положений;
3)                 обратиться к разработчикам законопроектов с предложением увеличить минимальное количество участников СРО на лизинговом рынке до 25 членов и установить срок действия данного ограничения до 2022 года;
4)                 обратиться к разработчикам законопроектов с предложением исключить взаимосвязь между регулированием специальных субъектов лизинговой деятельности и возможностью применения ускоренной амортизации;
5)                 обратиться к инициаторам реформы с предложением исключить возможность отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациями и не переводить учет лизинговых компаний на Единый план счетов и Отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
6)                 обратиться к инициаторам реформы с предложением не менять текущий порядок формирования отчетности по ФСБУ, который с 2022 года будет соответствовать МСФО;
7)                 обратиться к инициаторам реформы с предложением, установить переходный период  не ранее 1 января 2023 года в случае, принятия решения об отнесении лизинговых компаний к НФО и переводу их на ЕПС и ОСБУ (то есть не ранее чем через год после перехода на ФСБУ 25/2018).
8)                 просить инициаторов реформы изучить опыт Республики Беларусь, который на сегодняшний день является единственным примером на Евразийском пространстве, где введено регулирование лизинговой деятельности, при этом лизинговые компании не относятся там к НФО;
9)                 просить инициаторов реформы во избежание дестабилизации лизинговой отрасли обеспечить минимально необходимое изменение частно-правового регулирования лизинговой деятельности, избежав внесения изменений в ГК РФ, не исключать «Финансовую аренду (лизинг)» из главы 34 Гражданского кодекса РФ «Аренда» и не ограничивать право собственности лизинговых компаний в отношении лизингового имущества, тем более не создавать базу для трактовки правомочий лизингодателя в отношении предмета лизинга как правомочий залогодержателя в отношении предмета залога;
10)             просить инициаторов реформы во избежание неравной конкуренции между арендными и лизинговыми компаниями и оттока сделок из финансовой аренды (лизинга) предложить конкретизировать критерии определения регулируемой деятельности и(или) регулируемых субъектов
11)              обратится в Министерство Финансов Российской федерации с просьбой рассмотреть возможность изменения предполагаемого регулятора на Минфин РФ
12)             обратиться в Минфин РФ с просьбой разработать рекомендации по применению стандарта, особенно, для лизингополучателей сегмента микро- и малых предприятий
13)             обратиться в Минфин РФ и ФНС России с просьбой разработать рекомендации по налоговому учету активов, являющихся предметами лизинга, в целях налога на имущество, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость
14)             поддержать деятельность ОЛА в направлении работы по переходу на ЭПТС и продолжить диалог с АО "Электронный паспорт"  по решению вопросов, изложенных в резолюции
15)             поддержать деятельность ОЛА в направлении  вопроса субсидирования  отрасли и продолжить диалог с Минпромторгом России по решению вопросов, изложенных в резолюции
16)             поддержать деятельность ОЛА по взаимодействию с ФССП в целях: разъяснения судебным приставам - порядка действий, с учетом разъяснения Пленума ВС РФ № 50 и позиции ВС РФ по делу Рафт-лизинга (определение № 303-КГ18-800 по делу № А04-1546/2017)
17)            поддержать указание лизинга в качестве важного направления финансирования МСП и включение его, в связи с этим, в государственные и муниципальные программы субсидирования сделок МСП. При этом осуществлять поддержку МСП через существующие лизинговые компании, а  не только через сеть региональных лизинговых компаний, созданных с участием АО "Корпорация "МСП" (далее "РЛК"). Это связано с тем, "РЛК" созданы не во всех регионах, что ограничивает доступ компаний из малого и среднего бизнеса к государственной поддержки
18)    расширять доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам, в т.ч. к льготному финансированию путем введения следующих мер:

a.                  расширить действие рыночных механизмов рефинансирования портфелей кредитов МСП коммерческих банков с использованием секьютиризации на лизинговые компании;

b.                  в понятие долгового портфеля дополнительно включать  лизинговый портфель с МСП. При этом учитывать кредиты российских банков лизинговым компаниям, где обеспечением по кредитам выступают сделки лизинга с МСП;

поддержать установление количественных нормативов, связанных с предметами лизинга, переданными МСП в течение года, как важного фактора роста доступности и распространенности лизингового финансирования МСП и финансовой поддержки МСП в целом. Предложить засчитывать объем кредитов, выданных банками лизинговым компаниям и потраченных последними для сделок с МСП, для целей выполнения нормативов финансирования МСП.

 
__________________________________________
Съезд Лизинговой Отрасли России, организуемый ведущей отраслевой ассоциацией - ОЛА, является главным событием года и местом встречи руководителей российских лизинговых компаний. В Съезде 2019 года приняли участие  183 делегата представляющих 120 организаций.
 
 
>
— 06 июня 2019 —
— 03 июня 2019 —