Комбайны зажевали бумагу

30 ноября 2022

Регуляторные сложности не дают хода параллельному импорту сельхозтехники

Дилеры столкнулись с проблемой продажи в России сельхозтехники ушедших с рынка иностранных брендов — уже почти месяц она скапливается на складах и не доходит до аграриев. Сложности возникли после перехода на электронные паспорта самоходных машин (ПСМ) с 1 ноября. Для их получения дилеры должны подтвердить, что уполномочены брендом-изготовителем, хотя те ушли из РФ. У легковых машин таких проблем нет, однако они могут возникнуть в других сегментах спецтехники. В Минпромторге уже прорабатывают временный порядок выдачи паспортов для параллельного импорта.

После перехода с бумажных на электронные паспорта для самоходных машин с 1 ноября иностранная сельхозтехника в РФ застряла на складах, рассказали “Ъ” на рынке. Проблема в невозможности получения электронного паспорта самоходной машины (ПСМ): дилер должен подтвердить, что уполномочен производителем, но большинство иностранных компаний приостановили работу в РФ или покинули рынок, пояснили “Ъ” в Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники АСХОД.

Председатель правления ассоциации Александр Алтынов поясняет, что сейчас сельхозмашины поставляются силами дилеров из ЕС и других стран — по сути, по так называемому параллельному импорту — и подтверждение «уполномоченности» импортера потеряло актуальность.

Но без ПСМ дилеры не могут отгрузить технику клиентам, и та простаивает уже после ввоза в РФ.

По словам господина Алтынова, речь уже может идти о сотне машин (в том числе тракторах и комбайнах).

Сама идея перехода на ЭПСМ и отказа от бумажных паспортов хорошая, признает коммерческий директор «ЭкоНиваТехника-Холдинга» Геннадий Непомнящий, но «к реализации возникли вопросы». До перехода на электронные паспорта выдавать документ могли таможенные органы, но сейчас эта функция перешла только к уполномоченным Минпромторгом организациям, поясняет он. «В итоге мы завозим технику, платим пошлины и сборы, в том числе утильсбор, растаможиваем ее, получаем машины, но не можем отгрузить их. Сейчас у нас стоит порядка десяти единиц техники, а все эти машины ввозились под конкретные потребности клиентов — они им нужны»,— говорит собеседник “Ъ”.

«Фактически это машины, которые или невозможно заменить, или можно, но на несколько других, что требует роста числа специалистов — а это сложно в нынешних условиях,— поясняет Геннадий Непомнящий.— Есть риски снижения производства аграриев и роста цен».

Александр Алтынов добавляет, что некоторые самоходные машины поступают в РФ как подержанная техника, поскольку они уже проработали определенное количество моточасов, хотя фактически это новая машина — как автомобиль с пробегом в 10 км. На выдачу ЭПСМ для подержанной техники уполномочены, согласно списку Минпромторга, только нескольких организаций. Однако, по словам Александра Алтынова, эти организации — среди которых ФГУП НАМИ — сообщают, что регламент выдачи электронных ПСМ на бывшие в употреблении самоходные машины им неизвестен. “Ъ” направил запрос во ФГУП НАМИ.

Проблем с ввезенными «параллельно» легковыми автомобилями, на которые электронный паспорт транспортного средства в обязательном порядке оформляется с 2020 года, опрошенные “Ъ” участники рынка не наблюдают. Но подтверждают, что теоретически они могут возникнуть для завоза любой иностранной спецтехники по параллельному импорту.

Подробнее:https://www.kommersant.ru/doc/5694340

Дилеры столкнулись с проблемой продажи в России сельхозтехники ушедших с рынка иностранных брендов — уже почти месяц она скапливается на складах и не доходит до аграриев. Сложности возникли после перехода на электронные паспорта самоходных машин (ПСМ) с 1 ноября. Для их получения дилеры должны подтвердить, что уполномочены брендом-изготовителем, хотя те ушли из РФ. У легковых машин таких проблем нет, однако они могут возникнуть в других сегментах спецтехники. В Минпромторге уже прорабатывают временный порядок выдачи паспортов для параллельного импорта.

После перехода с бумажных на электронные паспорта для самоходных машин с 1 ноября иностранная сельхозтехника в РФ застряла на складах, рассказали “Ъ” на рынке. Проблема в невозможности получения электронного паспорта самоходной машины (ПСМ): дилер должен подтвердить, что уполномочен производителем, но большинство иностранных компаний приостановили работу в РФ или покинули рынок, пояснили “Ъ” в Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники АСХОД.

Председатель правления ассоциации Александр Алтынов поясняет, что сейчас сельхозмашины поставляются силами дилеров из ЕС и других стран — по сути, по так называемому параллельному импорту — и подтверждение «уполномоченности» импортера потеряло актуальность.

Но без ПСМ дилеры не могут отгрузить технику клиентам, и та простаивает уже после ввоза в РФ.

По словам господина Алтынова, речь уже может идти о сотне машин (в том числе тракторах и комбайнах).

Сама идея перехода на ЭПСМ и отказа от бумажных паспортов хорошая, признает коммерческий директор «ЭкоНиваТехника-Холдинга» Геннадий Непомнящий, но «к реализации возникли вопросы». До перехода на электронные паспорта выдавать документ могли таможенные органы, но сейчас эта функция перешла только к уполномоченным Минпромторгом организациям, поясняет он. «В итоге мы завозим технику, платим пошлины и сборы, в том числе утильсбор, растаможиваем ее, получаем машины, но не можем отгрузить их. Сейчас у нас стоит порядка десяти единиц техники, а все эти машины ввозились под конкретные потребности клиентов — они им нужны»,— говорит собеседник “Ъ”.

«Фактически это машины, которые или невозможно заменить, или можно, но на несколько других, что требует роста числа специалистов — а это сложно в нынешних условиях,— поясняет Геннадий Непомнящий.— Есть риски снижения производства аграриев и роста цен».

Александр Алтынов добавляет, что некоторые самоходные машины поступают в РФ как подержанная техника, поскольку они уже проработали определенное количество моточасов, хотя фактически это новая машина — как автомобиль с пробегом в 10 км. На выдачу ЭПСМ для подержанной техники уполномочены, согласно списку Минпромторга, только нескольких организаций. Однако, по словам Александра Алтынова, эти организации — среди которых ФГУП НАМИ — сообщают, что регламент выдачи электронных ПСМ на бывшие в употреблении самоходные машины им неизвестен. “Ъ” направил запрос во ФГУП НАМИ.

Проблем с ввезенными «параллельно» легковыми автомобилями, на которые электронный паспорт транспортного средства в обязательном порядке оформляется с 2020 года, опрошенные “Ъ” участники рынка не наблюдают. Но подтверждают, что теоретически они могут возникнуть для завоза любой иностранной спецтехники по параллельному импорту.