Лизинг зафиксируют в реестре

18 ноября 2022

Конкуренцию в отрасли лизинга обещают сделать добросовестной

На фоне удлинения сроков поставок предметов лизинга на российский рынок депутаты ускорили принятие законопроекта, призванного обеспечить защиту лизингополучателей. Документ должен обезопасить сегмент от потенциальных мошеннических сделок и недобросовестной конкуренции. Преимущественно проблема касается розничного сегмента лизинга: легковых и грузовых автомобилей и некоторых видов строительной техники.

Госдума 17 ноября приняла в первом чтении законопроект, гарантирующий «обеспечение достоверности информации о договорах финансовой аренды» в едином реестре сведений о фактах деятельности юрлиц («Федресурс»), а также «противодействие недобросовестной конкуренции в сфере лизинга».

Предполагается, что лизинговые компании будут обязаны вносить в реестр сведения о заключении договоров не позднее трех рабочих дней с даты передачи техники лизингополучателю, а не с даты подписания.

По мнению разработчиков законопроекта, публикация сведений улучшит раскрытие информации о рисках, которые могут возникать у лизингополучателей.

В частности, это позволит избежать ситуаций, когда одно и то же оборудование дважды передается недобросовестным владельцем в залог или по договору финансовой аренды (лизинга) или продается с целью создания эффекта «добросовестного приобретения».

Кроме того, говорится в пояснительной записке, «на практике нередко возникают ситуации, когда после заключения договора лизинга лизингополучатель отказывается от договора лизинга до передачи ему предмета лизинга». Существующая в реестре запись «фактически вводит пользователей реестра в заблуждение», поскольку правовые отношения еще не возникли.

Лизинговая отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших от санкционного давления — сегмент не только столкнулся с трудностями финансирования, но и с дефицитом предметов лизинга (см. “Ъ” от 28 мая и 31 мая). По данным «Эксперт РА», за первое полугодие 2022 года объем нового бизнеса снизился на 19%, до 770 млрд руб.

Проблема недобросовестной конкуренции стоит в лизинге давно, говорят источники “Ъ”. Однако она касается преимущественно «розницы» — небольших и частных компаний, а также компаний, занимающихся автолизингом для ИП и предприятий малого бизнеса.

Ситуации, когда между заключением лизингового договора и получением предмета лизинга одни компании забирали клиентов у других, могли происходить в сегменте легковых и грузовых автомобилей, а также розничной спецтехники, поясняет президент Объединенной лизинговой ассоциации Алексей Киркоров.

Это связано с логистическими проблемами и трудностями с доступом к предметам лизинга на рынке, поясняет младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Зоя Советкина. Временной промежуток между заключением договора и поставкой предмета лизинга, в особенности по европейским маркам, может достигать полугода, отмечает она.

Активно проблему поднимал, например, «Европлан», одна из крупнейших частных лизинговых компаний в РФ, специализирующаяся на автолизинге. Еще в 2016 году в интервью рейтинговому агентству «Эксперт РА» прежний гендиректор «Европлана» Александр Михайлов отмечал, что отрасли необходим не реестр лизинговых сделок, а реестр обременений активов. Так, по его словам, список лизинговых сделок «лишь убивает конкуренцию и конфиденциальную информацию о лизингополучателях, при этом никак не влияя на финансовую стабильность лизинговой отрасли».

Предложенные изменения «помогут повысить достоверность информации о договорах финансовой аренды и сделать рынок более прозрачным», отмечает директор по поддержке бизнеса «ВТБ Лизинг» Сабина Королева. При этом, полагает она, нововведения исключают возможности для недобросовестной конкуренции и не накладывают существенных обременений на лизинговые компании.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5669846