По итогам 9 месяцев 2020. Российский лизинг: адаптация к новым реалиям

09.12.2020

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2020-го составил 980 млрд рублей, что на 5 % меньше аналогичного периода прошлого года. Если рассматривать отдельно крупные корпоративные и остальные сегменты, то очевидно, что стагнация рынка обусловлена динамикой первых (см. график 1). Так, к снижению темпов лизингового рынка привело сокращение объема сделок с недвижимостью (-92 %) на фоне высокой базы прошлого года. Падение спроса на услуги перевозчиков в условиях пандемии усилили негативную тенденцию, начавшуюся с середины прошлого года, в сегментах железнодорожной и авиатехники, что привело к сокращению объемов нового бизнеса данных направлений на 25 и 30 % соответственно. Остальные сегменты, напротив, продолжают стабильно показывать двузначные темпы роста (+13 % по сравнению с 9 месяцами прошлого года), где основной драйвер – автолизинг – прибавил 9 % за аналогичный период, увеличив долю на рынке лизинга с 38 до 43 %.
После значительного падения объема нового бизнеса по итогам 1-го полугодия 2020 года (-22 % к аналогичному периоду 2019 года) рынок лизинга в III квартале показал взрывной рост (прирост объема нового бизнеса составил около 70 против 41 % годом ранее). К оживлению рынка в III квартале 2020 года привели реализация отложенного спроса в розничных сегментах, а также крупные сделки компании «ГТЛК» с водным транспортом и железнодорожной техникой. В результате порядка 25 % общего прироста рынка за III квартал 2020 года было обеспечено ГТЛК.
Исследование проводится при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации с целью предоставления информации о российском лизинговом рынке в ассоциацию Leaseurope.