Темы отрасли

Для развития лизингового бизнеса необходимы два ключевых ресурса: первый – это люди, а второй – финансы. Обеспечение доступного и стабильного финансирования – это одна из базовых задач лизинговой компании.

Для инвесторов лизинг исторически являлся перспективной отраслью для размещения денежных средств. Управляющие компании, банки, страховые компании, фонды, да и подчас частные лица, рассматривали данный вариант инвестиций как надежный и доходный. В лизинговой отрасли пока нет секьюритизированных бумаг и синдицированного фондирования. Все инструменты финансирования лизинга просты – кредит, облигации, возможно, заём. Мы видим потенциал для развития фондирования, в первую очередь, за счет снижения риска на отрасль и стоимости ресурсов.

На сегодняшний день ключевыми направлениями для проработки ОЛА являются:

  • Формирование транспарентной среды деятельности лизинговой отрасли.
  • Развитие и популяризация облигационного фондирования.
  • Разработка единых требований банков к анализу лизинговых компаний и обеспечению исполнения обязательств лизингодателей перед кредиторами.
  • Развитие инструментов секьюритизации и рефинансирования действующих портфелей лизинговых компаний.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА
Комитет по бухгалтерскому учету и налогообложению

ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» 25/2018

ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» утвержден Приказом Минфина РФ №208н (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2018 г. №53162). Он затрагивает бухгалтерский учет арендных отношений в РФ.

С середины 2019 года Комитет ОЛА по бухгалтерскому учёту и налогообложению проводит большую последовательную работу в рамках подготовки к внедрению ФСБУ 25/2018, а с 2022 года по сопровождению ведения бухгалтерского учета и отчетности по правилам федерального стандарта в лизинговых компаниях и у лизингополучателей.

Ведется последовательная работа по разработке Рекомендаций для участников лизинговой отрасли – лизингодателей и лизингополучателей в помощь по использованию ФСБУ 25/2018:

  • определен перечень необходимых рекомендаций для разработки;
  • внесены изменения в Устав ОЛА, позволяющие на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете» вести выработку нормативных документов. За прошедшее время в ОЛА создана Система разработки и утверждения Рекомендаций и Методических материалов. В 2021 году ОЛА вела разработку документов совместно с Бухгалтерским методологическим центром (БМЦ), а с конца 2021 года полный цикл разработки, утверждения и популяризации Рекомендаций и Методических материалов осуществляется в рамках ОЛА.
  • ведущие специалисты ОЛА: аудиторы, главные бухгалтеры, финансовые директора и других специалисты на добровольной основе ведут разработку рекомендаций.
  • создана организационная структура по разработке, обсуждению и принятию Рекомендаций в рамках ОЛА
  • к разработке рекомендаций привлечены специалисты из IT-компаний и аудиторы. 

Разработка Рекомендаций по ФСБУ 25/2018 позволит:

  • уменьшить расходы на организацию бухгалтерского учета лизинговым компаниям и их клиентам, распространить передовой опыт, результаты исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
  • единообразное ведение учета и отчетности упростит процесс осуществления коллективной защиты интересов арендодателей и арендаторов при налоговых проверках, в судах и иных заинтересованных организациях. Единообразное ведение учета и отчетности позволит проводить корректный анализ и сравнение результатов деятельности компаний.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

Роль государства в экономике возрастает, по мере роста количества собранных налогов все больше перераспределяется средств в виде субсидий в желании простимулировать развитие тех или иных отраслей в рамках проведения промышленной политики и реализации национальных задач.

ОЛА ведет активную работу с Федеральными органами исполнительной власти по действующим и принимаемым программам субсидирования в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и соблюдения интересов лизинговой отрасли при реализации указанных программ.

Наиболее активное взаимодействие с Министерством промышленности и торговли РФ по решению проблемных вопросов субсидирования лизинга по программам колесных транспортных средств, строительно-дорожной и коммунальной техники.

Поэтому перед ОЛА, как крупнейшим объединением лизингового бизнеса, стоит задача обеспечить чтобы этот процесс по максимуму содействовал развитию отрасли. При этом, важно наилучшим образом достигать целей, которые ставит государство перед данными программами, обеспечивать комфорт работы Правительства РФ с Ассоциацией и эффективное использование бюджетных средств.

В целом программы субсидирования базируются на следующих трех вариантах:

  1. Правила субсидирования, в которых отсутствует дискриминирующий доступ. То есть любая компания, которая попадает под определенные критерии, которые могут быть достаточно строгими в силу специфики данного направления, данного сектора оборудования, может участвовать в программе.
  2. Монопольные субсидии, когда они выделяются отдельному представителю лизинговой отрасли – государственной компании.
  3. Вариант, практически ничем не отличается от предыдущего, но форма другая. Тем не менее, оператор один – это вклад в основной капитал либо создание новых лизинговых компаний под специальные задачи, которые государство для себя определило по развитию тех или иных направлений экономики.

На сегодняшний день основная проблематика субсидирования через лизинг заключается в том, что наличие широкого доступа (вариант 1) значительно меньше по объемам финансирования, чем остальные два формата реализации программ субсидирования через лизинг.
В связи с этим определены две важнейшие долгосрочные задачи работы ОЛА по субсидированию:

  • Просветительская работа с Правительством по формированию позитивного имиджа лизингового механизма в реализации программ поддержки в тех случаях, где может участвовать техника и оборудование с целью повышение доли лизинга в этих сегментах.
  • Последовательная работа по аргументации и доказательству что отрасль стала зрелой и успешной, чтобы обеспечить квалифицированное и компетентное сопровождение государственных программ субсидирование широким кругом участников, даже в сегментах, требующих специализации на специфичных предметах лизинга (например самолеты и суда). А также что широкий доступ участников к программе повышает эффективность использования бюджетных средств.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА
Юридический комитет

Отчетность ПОДФТ/ФРОМУ

Объединенная Лизинговая Ассоциация находится в постоянном рабочем контакте с представителями Росфинмониторинга. Все нововведения в этой сфере всегда активно обсуждаются.

Так было и при внесении изменений в Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и при обновлении форм электронных сообщений, направляемых в Росфинмониторинг.

Кроме того, ведется работа по совершенствованию процедур идентификации лиц, участвующих в сделках, представителей участников, бенефициарных владельцев.

Обсуждаются вопросы по изменению максимальной суммы операции, подлежащей обязательному контролю, внедрению механизмов, снижающих уровень риска в отрасли, снижению затрат организаций, являющихся субъектами ПОДФТ/ФРОМУ, по формированию сообщений об операциях, обучению своего персонала, разработке внутренней документации, обеспечивающей систему внутреннего контроля.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» в части модернизации системы формирования кредитных историй» с 1 января 2022 года лизинговые компании становятся источниками формирования кредитных историй. В связи с тем, что реализация отдельных положений законодательства потребует масштабной доработки информационных систем источников формирования кредитных историй, пользователей кредитных историй и бюро кредитных историй Банк России в письме от 29 декабря 2021 г. указал, что считает целесообразным воздержаться от применения мер, предусмотренных статьями 74, 76.5, 76.9-7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», с 1 января 2022 года до 30 июня 2022 года.

В марте 2022 года ОЛА обратилась в Банк России с просьбой дополнительно отодвинуть этот срок ввиду того, что отрасль не готова к передаче отчётности и в текущей ситуации занимается антикризисными мерами работы с клиентами, были приведены серьёзные аргументы и данные проведённого опроса более 70 лизинговых компаний.

Учитывая аргументы ОЛА, изложенные в письме Банк России выпустил письмо, где сообщается о продлении срока, в течение которого Банк России воздержится от применения мер в отношении источников формирования кредитных историй - лизинговых компаний до 31 декабря 2023 года включительно. Подробнее: https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5884

Аргументы, которые приводила ОЛА:

  1. Обязательная передача информации о просроченной задолженности в БКИ по лизинговым договорам еще больше усугубит проблемы конечных клиентов, так как будет негативно влиять на их кредитную историю в таких ситуациях. В настоящий момент ожидаются, с учетом опыта прошедших кризисов, обращения лизингополучателей о реструктуризации графиков лизинговых платежей, так как падение спроса на их продукцию может вызвать проблемы с внесением лизинговых платежей по установленным графикам. Возможны дефолты, в том числе крупных предприятий.
  2. В текущей ситуации лизинговые компании столкнутся с общим падением объемов нового бизнеса, нестабильностью ситуации с ростом ставок, дефицитом транспортных средств, оборудования и другого имущества, которое является предметами лизинга, и многими другими сложностями, потребует от лизинговых компаний огромных ресурсов по решению текущих задач и вопросов. В настоящий момент силы лизинговых компаний будут брошены на сохранение, поддержку бизнеса и работу с текущими клиентами компаний.
  3. На фоне текущей ситуации и проблем, перечисленных в п. 2, для лизинговых компаний, затраты на автоматизацию деятельности для сдачи отчетности в БКИ очень высоки. В ОЛА более 50% членов ассоциации составляют независимые лизинговые компании (без участия в уставном капитале банков или холдингов), весь груз перехода на данный вид отчетности – финансовый, материальный, временной, персонала – будет осуществляться собственными силами. В текущий момент затраты, связанные с внедрением и организацией отчетности в БКИ станут дополнительным, неподъемным бременем для многих лизинговых компаний.
  4. Отсутствие готового программного обеспечения (ПО) для передачи информации от источника (ЛД) в БКИ. В настоящий момент нет ни одного разработчика, который предложил законченный модуль передачи данных лизинговым компаниям.

Таким образом, обязательная передача в БКИ данных по лизинговым договорам в текущей ситуации создает, во-первых, избыточные издержки для лизинговых компаний, и, во-вторых, неоправданно негативный фон вокруг деятельности хозяйствующих субъектов-лизингополучателей.

В настоящий момент, получив ответ Банка России о переносе срока обязательной отчетности на начало 2024 года, ОЛА продолжает работу по подготовке отрасли к отчётности в БКИ в плановом рабочем порядке.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

Российские лизинговые компании являются крупнейшими собственниками транспортных средств и одновременно ключевыми организованными участниками прозрачного оборота ТС в РФ.

Сегмент автолизинга является одним из ведущих на лизинговом рынке, его значение очень высоко. Лизинговые компании стремятся построить работу с автопроизводителями на основе долгосрочного партнерства.

Текущий момент характеризуется необходимостью развития отношений с автопроизводителями, дилерами и профильными ассоциациями. На сегодняшний день в России работают больше 300 автопроизводителей, и для любого из них лизинговые продажи являются стратегическим направлением.

Диалог лизинговой отрасли с автопроизводителями затрагивает следующие направления для анализа и проработки:

  • вопросы аналитики, сбора статистики и обмен данными
  • содействие в установлении контактов между лизинговыми компаниями-членами ОЛА с  профильными участниками автомобильного рынка
  • проблематика использования электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС)
  • проблематика субсидирования

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

Требования к системе внутреннего контроля, корпоративного управления, к функции комплаенс, внутреннему аудиту в российских компаниях содержатся в федеральном законодательстве (ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), рекомендациях Банка России (Письмо Банка России «О кодексе корпоративного управления», Информационное письмо Банка России «О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах»).

Данные требования и рекомендации относятся в полной мере и к лизинговым компаниям.

Но это не единственная причина, почему необходимо поддерживать и развивать указанные направления.

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый Советом директоров, руководством и другими работниками компании для представления разумных гарантий достижений операционной эффективности, достоверности финансовой отчетности и соответствия требованиям законодательства. Создать систему внутреннего контроля означает обеспечить осознанную вовлеченность всех структурных подразделений и всех сотрудников в процесс осуществления контроля.

Контрольная и культурная среда, в которой функционирует наша с вами лизинговая компания, - это невероятно важное сопровождение всего бизнеса, всех бизнес-процессов. Что же делает эту среду такой контрольной и такой культурной? Что связывает воедино все ингредиенты большого пирога, называемого лизинговой компанией? Без чего лизинговая компания не может благополучно развиваться и демонстрировать положительные финансовые результаты? Речь идет о корпоративном управлении как системе взаимодействия между исполнительными органами компании, ее советом директоров, акционерами/собственниками и другими заинтересованными сторонами (клиентами, контрагентами, регулирующими органами и т.д.). Неверной является идея о том, что корпоративное управление применимо только к публичным обществам. Для общества любой организационно-правовой формы корпоративное управление не просто применимо, но и жизненно необходимо. Ведь без него не будет самого общества.

Без функции комплаенс также не может существовать ни одна лизинговая компания. Объектом комплаенс-контроля, как составной части системы внутреннего контроля, является контроль реализации всех бизнес-процессов лизинговой компании в части соответствии законодательным нормам, внутренним нормативным документам.

Внутренний аудит выполняет свою важную роль, проводя оценку эффективности системы внутреннего контроля, системы управления рисками и корпоративного управления.

Таким образом, тематика наша Комитета является всегда актуальной и востребованной.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА
Юридический комитет

Злоупотребления в сфере возвратного лизинга для физических лиц

ОЛА крайне обеспокоена появлением около рынка лизинговых услуг «квазилизингового» сегмента, а именно деятельностью организаций, называющих себя «лизинговыми компаниями» и предоставляющих займы физическим лицами, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в обход требований законодательства о потребительском кредитовании и о защите прав потребителей, называя такие займы «возвратным лизингом».

Эти так называемые «сделки возвратного лизинга», при реализации которых де-факто происходит кредитование / предоставление займов физическим лицам, не отвечают целям и задачам нормальной лизинговой деятельности, заключающимся в инвестициях в средства производства, посредством которых осуществляется стимулирование промышленности и других секторов экономики, и, таким образом, реализуется промышленная политика государства.

В защиту этой «квазилизинговой» деятельности часто приводится аргумент о том, что для определенной категории физических лиц такой «возвратный лизинг» - это единственная возможность получить финансирование, так как им отказывают банки и микрофинансовые организации. При этом анализ судебной практики по обсуждаемой тематике показывает, что так называемые «лизинговые компании» при заключении так называемых «сделок возвратного лизинга» злоупотребляют либо невысокой осведомленностью физических лиц о лизинге, либо их безвыходным положением. Сложилась негативная практика заключения таких договоров на кабальных условиях и введения в заблуждение физических лиц в части защищенности их прав и сохранности имущества, используемого как «предмет лизинга» в таких договорах «возвратного лизинга». Очень часто результатом реализации таких договоров становится завладение имуществом физических лиц (в том числе и единственным жильем), сопровождаемое явным злоупотреблением правом со стороны «квазилизингодателей».

ОЛА вынуждена признать, что такого рода деятельность законодательно не запрещена, но помимо законов существуют обычаи делового оборота и нормы этики, морали. Осуществление любой деятельности, в том числе и обсуждаемой, если в ее основе лежит обман, введение в заблуждение, использование тяжелых материальных обстоятельств физических лиц, не может быть признано законным.

Открыто заявляя об этой проблеме, ОЛА преследует две цели: пресечь нарушения прав граждан и вывести лизинг как вид деятельности из зоны пристального негативного внимания прессы и общества.

Решением этой проблемы может быть либо полный запрет возвратного лизинга для физических лиц, либо ограничение таких сделок, например, запрет возвратного лизинга жилья, ведение требования совершении сделок возвратного лизинга движимого имущества только по рыночной цене, подтвержденной оценкой независимого оценщика.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА
Юридический комитет

Изъятие предмета лизинга

Отсутствие нормативно закрепленного порядка одностороннего изъятия предметов лизинга при неисполнении договора лизинга лизингополучателем, позволяющего лизингодателям привлекать к этим процедурам правоохранительные органы и получить защиту от обвинений в самоуправстве и злоупотреблении правом.

Порядок (а не только право) внесудебного одностороннего расторжения договора лизингодателем при нарушениях договора со стороны лизингополучателя (уведомления, сроки ожидания на претензию, сроки возврата, прекращение использования и т.п.) должен быть определен законодательно таким образом, чтобы позволить ЛК ссылаться на законность такого расторжения перед третьими лицами и являться основанием для:

  • внесудебного изъятия предмета лизинга путем получения исполнительной надписи нотариуса и дальнейшего обращения к судебным приставам-исполнителям; внесудебного изъятия предмета лизинга путем получения исполнительной
  • прекращения регистрации (учета) предмета лизинга за лизингополучателем;
  • прекращения регистрации обременения в пользу лизингополучателя (недвижимость);
  • прекращения арестов, запретов на регистрационные действия, наложенных по долгам лизингополучателя; и т.п.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

Невозможность беспрепятственной реализации предусмотренного законом права ЛК на бесспорное взыскание лизинговых платежей из-за ограничивающих нормативных актов Банка России.

Право безакцептного списания денежных средств со счетов лизингополучателя для погашения задолженности по уплате лизинговых платежей предусмотрено ст. 13 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)». Данная норма вводилась для защиты инвестиций лизингодателей в модернизацию экономики и увеличения масштабов использования лизинговых инструментов в России.

В настоящее время банки, в существенной части случаев не исполняют инкассовые поручения лизингодателей, ссылаясь на ограничения, введенные Положением Банка России от 19.06.2012 г. N 383-П, письме Банка России от 21 мая 2013 г. # 97-Т, и требующие в той или иной форме подтверждения неисполнения обязательств по договору для принятия на исполнение инкассового поручения. Учитывая отсутствие закрытого перечня документов, подтверждающих неперечисление лизингополучателем лизинговых платежей, некоторые банки необоснованно требуют от лизингодателя документов, которые подтверждают согласие лизингополучателя с задолженностью.

В этих условиях увеличивается период просрочки лизингополучателя, ухудшаются характеристики финансового положения лизинговых компаний, замедляется оборачиваемость финансовых средств в лизинговой отрасли.

В связи с этим необходимо четкое (без возможности двойного толкования) формулирование основания возникновения права лизингодателя на бесспорное списание денежных средств со счета лизингополучателя, а также возможность предъявления инкассо по закрытому перечню документов, предоставление которых должно быть реальным для исполнения, и не создавать излишние трудозатраты как для лизингодателей, так и для банков.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА
Юридический комитет

Публикация сведений о лизинговых сделках в ЕФРСФДЮЛ

С 01 октября 2016 г.Лизинговые компании должны направлять в ЕФРСФДЮЛ сведения о заключении договора финансовой аренды (см.изменения, внесенные в ст.10 Федерального закона № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 360-ФЗ).

Существующий порядок внесения и отражения сведений в ЕФРСФДЮЛ о заключенных договорах лизинга в части сроков их внесения, а также формирования поискового запроса по лизингодателю, что позволяет массово получать сведения о портфеле лизингодателя, способствует возникновению недобросовестной конкуренции на лизинговом рынке.

Пунктом 3 статьи 10 Закона о лизинге определена обязанность лизинговых компаний вносить сведения о заключении договора лизинга в Реестр. Принятие закона было обусловлено целью повышения позиции Российской Федерации в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business). Согласно методологии Doing Business по направлению «Получение кредитов» (Getting Credit Methodology) для получения высокого рейтинга учитывается индекс действенности законных прав заемщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам. Индекс охватывает 12 аспектов, в том числе следующий: «в стране существует интегрированная или единая правовая база (в оригинале документа: «integrated or unified legal framework») для обеспеченных сделок, которая распространяется на создание, гласность/публичность и приведение в законное исполнение 4 функциональных эквивалентов защищенных интересов в составе движимого имущества: передача прав собственности доверенному лицу; финансовая аренда/лизинг; присвоение или передача дебиторской задолженности; и продажи с удержанием права собственности». То есть для повышения позиции в рейтинге Doing Business в стране должна существовать правовая база обеспеченных сделок. Фактически же, Реестр – это нефильтруемый список записей о договорах лизинга c детальными условиями о его сторонах, предмете и сроке лизинга, который не обеспечивает в полном объеме быстрый поиск обременений конкретных предметов лизинга. Такое положение позволяет использовать сведения Реестра не только для поиска конкретного предмета лизинга и обременений по нему, но и для получения списка сделок конкретной лизинговой компании за определенный период.

Второй аспект проблемы - срок для публикации сведений. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» сведения о лизинговых договоров подлежат публикации в течение трех дней с даты их заключения. Это положение закона было принято без оценки специфики лизинговой деятельности.

Договор лизинга, как правило, начинает реализовываться после поступления лизингодателю аванса от лизингополучателя, а этот срок обычно составляет не менее 5 рабочих дней с даты заключения соответствующего договора. Только после поступления авансового платежа заключается договор поставки предмета лизинга и осуществляется его поставка.

В подавляющем большинстве случаев срок исполнения обязанности лизингодателя по опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данных о лизингополучателе и предмете лизинга (3 рабочих дня с даты заключения договора лизинга) истекает до того, как стороны этого договора лизинга начинают его исполнение. То есть лизингополучатель, получивший после заключения договора лизинга с одной лизинговой компанией, предложение от другой лизинговой компании, может без потерь для себя отказаться от уже заключенного договора лизинга и заключить новый договор.

Таким образом, совокупность двух факторов: возможность выгружать из Реестра сведения о лизинговых сделках конкретной лизинговой компании и обязанность лизинговой компании публиковать сведения о лизинговой сделки до начала ее реализации, создает условия для недобросовестной конкуренции на лизинговом рынке.

Решением данного вопроса могло бы стать внесение изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», устанавливающих, что публикация сведений о заключении договора лизинга должна осуществляться в течение 3 (трех) рабочих дней с даты передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА
Юридический комитет

Реформирование лизинговой отрасли

Министерство Финансов РФ и Банк России в начале 2016 начали институциональную реформу лизингового рынка. На совещании в ЦБ РФ 09.06.2016 была сформулирована конечная цель институциональной реформы – «формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что, в конечном счете, будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике».

Подтверждая готовность лизинговой отрасли к диалогу по вопросам реформы лизинга, ОЛА считает, что именно согласованный с отраслью комплекс мер, принимаемых в рамках реформы, позволит наилучшим образом выполнить задачи реформы и достичь её целей.

24 сентября 2021 г. представителям отрасли был направлен проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», подготовленный ко второму чтению.

Представленная редакция указанного законопроекта не только не учитывает основные предложения и ряд принципиальных требований лизинговой отрасли, но также несет ряд существенных рисков для успешного достижения целей проводимой реформы регулирования лизинговой деятельности.

1. Законопроект в принципе не предусматривает механизм регулирования лизинговой деятельности, т.е. не обеспечен механизм реализации потенциала лизинга, как драйвера роста инвестиции и экономического развития.

В случае принятия законопроекта регулирования не предусматривается, все сводится только к контролю и надзору в отношении лизинговых компаний со стороны Банка России, именно для этого лизинговые компании становятся некредитными финансовыми организациями и все нормативно-правовые акты Банка России будут обязательны для лизинговых компаний. Декларируемыми целями такого надзора является повышения уровня контроля за деятельностью значимой отрасли экономики и повышения уровня ее транспарентности.

Однако можно обоснованно констатировать, что уже сейчас лизинговая отрасль характеризуется высоким уровнем государственного контроля, осуществляемым по пяти ключевым направлениям:

  1. Обязательный уведомительный характер о каждой совершенной лизинговой сделке посредством направления информации в Росфинмониторинг, а также посредством публикации информации в ЕФРСФДЮЛ.
  2. Обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности после принятия ФСБУ 25/18.
  3. Обязательная передача данных о лизинговых сделках в Бюро Кредитных Историй в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» (ФЗ № 218) в части модернизации системы формирования кредитных историй».
  4. Контроль и регулирование рынка лизинга через кредиторов - 70% источников финансирования (кредиты и облигации) контролируется ЦБ РФ, и 82,4%рынка предоставляет отчетность по МСФО.
  5. Контроль и регулирование рынка через собственников лизинговых компаний. 40 компаний занимают 90% рынка по объемам портфелей.

Таким образом, цели регулирования, декларируемые ЦБ РФ, а именно «прозрачность и транспарентность» лизинговой отрасли уже, практически, достигнуты. Введение дополнительного регулирования должно решать задачи, связанных с развитием отрасли. Для решения этих задач требуется регулятор, ответственный за экономический рост, но этого в представленном законопроекта нет.

2. Законопроект предусматривает отнесение лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям (НФО).

Перевод лизинговых компаний в статус некредитных финансовых организаций потребует от отрасли отказа от введенного с 01.01.2022г. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет арендной платы» и перехода на Единый план счетов (ЕПС)

По оценке ОЛА затраты по переходу на Единый план счетов составят до двух годовых прибылей для компаний сегмента МСП и до 10-20% годовой прибыли для крупных компаний. Данная оценка совпадает с оценкой, озвученной представителем ЦБ РФ Моисеевым С.Р. на совещании с членами ОЛА 18.08.2020 г.

При этом ЕПС имеет очевидные недостатки для применения в лизинговой деятельности. ЕПС предназначен, фактически, только для учета одного объекта – денежных средств во всех его видах и проявлениях, операции же с имуществом, основные для деятельности лизинговой компании, рассматриваются только как необходимой элемент обеспечения функционирования самой организации.

Таким образом, в результате перехода на ЕПС лизинговые компании не только не детализируют свою отчетность по основной части своей деятельности, а наоборот, спрессуют ее в меньшее, по сравнению с текущей ситуацией, количество показателей.


3. Законопроектом предусмотрено право лизингополучателей на односторонний отказ от договора лизинга (исполнения договора) в связи с исключением юридического лица из государственного реестра лиц, осуществляющих лизинговую деятельность.

Однако законопроект не содержит четких правовых последствий реализации лизингополучателем такого права, что создает существенную неопределенность в прогнозировании деятельности лизинговых компаний как для кредиторов, так и для клиентов.

4. Предлагаемый законопроект не решает действительные проблемы отрасли. Среди основных:

  • злоупотребления на рынке возвратного лизинга для физических лиц. Несмотря на то, что инициаторами законопроекта защита прав и интересов физических лиц / неквалифицированных субъектов лизингового рынка ранее декларировалась в качестве одной из основных целей реализации «лизинговой реформы», регулирование возвратного лизинга с физическим лицом в законопроекте отсутствует;
  • отсутствие законодательного регулирования процедуры изъятия имущества при одностороннем расторжении (исполнительная надпись нотариуса; взаимодействие со службой судебных приставов).

Законопроект несет за собой еще ряд негативных последствий, таких как риск включения арендных сделок с выкупом, не являющихся лизинговыми, в сферу регулирования, риск установления регулятором требований к лизинговым компаниям, не предусмотренных законом, риск нарушения конкуренции на лизинговом рынке из-за отказа от включения в сферу регулирования лизинговых компаний со 100% государственным участием, риск удорожания стоимости лизинговых услуг для реального сектора экономики из-за необходимости несения затрат по переходу на ЕПС и участие в СРО.

ОЛА продолжит участие в работе на законопроектом по регулированию лизинговой деятельности, последовательно отстаивая и защищая позицию отрасли.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

Страхование для лизинговой отрасли — это стратегически важный элемент управления финансовыми и имущественными рисками, формирования прибыли.

Лизинговые и страховые компании сотрудничают на условиях долгосрочного и взаимовыгодного партнерства и межотраслевой кооперации с Всероссийским союзом страховщиков, Российским союзом автостраховщиков, ведущими страховыми компаниями.

В процессе трансформации лизинговых решений необходима межотраслевая коммуникация — проведение образовательных вебинаров, тематических круглых столов и рабочих групп для:

  • мониторинга и анализа потребностей лизинговых компаний в создании актуальных продуктовых решений с привлечением экспертов страховых и лизинговых компаний;
  • консалтинга и повышения страховой грамотности лизингового сообщества, популяризации и продвижения новых страховых продуктов;
  • формирования методических рекомендаций для реализации операционных процессов с применение актуальных IT-решений для лизинговой/страховой сделок.

Цель страхового комитета — обеспечить консолидацию лучшего практического, профессионального опыта и инновационных решений для: повышения качества и эффективности страхового и лизингового бизнесов;

  • формирования новых и расширения имеющихся сегментов страхового и лизингового рынков;
  • эффективной защиты лизинговой сделки и формирования экономически оптимальных финансовых решений для потребителей.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

Служба систематически нарушает права и интересы собственников имущества, являющегося предметами лизинга, (лизингодателей), бездействует и совершает действия, прямо противоречащие законодательству, создает условия для неправомерного ограничения прав добросовестных участников рынка.

Проблемы во взаимодействии Федеральной службы судебных приставов (и ее подразделений) и лизинговых компаний существуют уже длительное время. На уровне как территориальных подразделений ФССП, так и главных судебных приставов субъектов РФ систематически допускаются нарушения прав лизинговых компаний, выражающиеся в наложении запретов на регистрационные действия в отношении имущества, являющегося собственностью лизинговых компаний (особенно часто это касается транспортных средств и самоходных машин), что противоречит действующему законодательству и сложившейся в настоящее время судебной практике, в том числе практике Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительные производства в отношении лизингополучателей, получают в ГИБДД информацию о транспортных средствах, которые временно зарегистрированы за должниками-лизингополучателями, после чего, накладывают в отношении таких транспортных средств запреты, в том числе на совершение регистрационных действий, не предпринимая мер по выяснению и не обращая внимание на данные базы ГИБДД о том, кто на самом деле является собственником этих автомобилей, несмотря на наличие такой возможности. При этом судебные приставы нарушают права собственника имущества и положения Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые устанавливают, что запрет на распоряжение имуществом налагается в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определённого имущества.

Проблема является широкомасштабной и систематической. Только по данным опроса, проведенного ОЛА в 2016–2017 гг. количество ТС, в отношении которых наложен запрет на осуществление регистрационных действий (число машин, на которые наложены ограничения) составило 10 176 единиц; количество запретов на осуществление регистрационных действий на ТС - 59 357 единиц. При этом срок снятия запретов в досудебном порядке составляет в среднем 124 дня, максимум 2 года, а срок снятия запретов в судебном порядке составляет в среднем - 202 дня, максимум - 1,5 года.

Ситуацию также усугубило письмо Управления ФССП России от 25 августа 2017 года № 00145/17/69900-ОП «О порядке действий в отношении транспортных средств, обремененных лизингом», подписанное первым заместителем директора ФССП О.А.Помигаловой. Указанным письмом г-жа О.А.Помигалова рекомендует судебным приставам-исполнителям устанавливать запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, принадлежащих лизинговым компаниям. Это рекомендация противоречит Закону об исполнительном производстве и Постановлению Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015 г., а именно: запрет на распоряжение имуществом налагается при условии, если судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества. Имея достоверные сведения о принадлежности имущества, полученные из ГИБДД, судебному приставу-исполнителю предлагают, в нарушение принципа законности, установить запрет на имущество, не принадлежащее должнику, а принадлежащее лизинговой компании, и уведомить о применении обеспечительных мер с разъяснением положений статьи 119 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, судебные приставы-исполнители систематически бездействуют в нарушение Закона об исполнительном производстве, игнорируя разъяснения Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015 г. и сложившуюся судебную практику.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

В настоящее время совершение регистрационных действий в ГИБДД/Гостехнадзоре на основании документов, созданных в ЭДО (электронной системе документооборота), существенно затруднено.

Многие крупные лизинговые компании в целях повышения качества оказываемых услуг, в соответствии с политикой государства по цифровизации экономики, начали постепенный переход на электронный документооборот при совершении лизинговых сделок. Организация электронного документооборота между участниками лизинговой сделки позволяет осуществлять обмен документами (договоры лизинга, договоры купли-продажи, первичная учетная документация и иные документы), составленными в электронном виде и подписанными, в том числе квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако возможность предоставления для совершения регистрационных действий документов, созданных в электронном виде, до сих пор ГИБДД и Гостехнадзором не реализована. Приказом МВД России от 21.12.2019 г. № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» предусмотрена возможность заключения сделок с ТС в электронном виде только на Едином портале, но и эта возможность в настоящее время не реализована.

Подобный подход не соответствует целям, установленным программой Правительства Российской Федерации «Цифровая экономика Российской Федерации», а также является фактором, сдерживающим развитие бизнеса в Российской Федерации.

Таким образом, с одной стороны, в соответствии с действующим законодательством автовладельцы имеют право заключать договоры купли-продажи и лизинга в электронном виде, а с другой стороны, они не имеют возможности представлять их в таком виде в регистрирующие органы (ГИБДД, Гостехнадзор) для совершения регистрационных действий . Такое положение существенным образом снижает эффективность от внедрения лизинговыми компаниями электронного документооборота.

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА

На сегодняшний день системы электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта самоходной машины, а также государственный реестр транспортных средств имеют некоторые недоработки, которые могут негативно влиять на возможность внесения в систему сведений о собственнике транспортного средства/самоходной машины, о наличии в отношении транспортного средства/самоходной машины обременений, в том числе в виде договора лизинга, возможности использования в качестве оснований для внесения сведений в систему документов, сформированных в системе электронного документооборота.

Для решения этих вопросов проводится активная работа по формированию предложений по совершенствованию и развитию данных электронных систем с учетом специфики лизинговой деятельности.

ГРТС

180.31 КБ

Постановление 1215

380.89 КБ

Постановление 1202

972.58 КБ

Постановление от 05.10.2017 №1212

191.22 КБ

Решение от 22.09.2015 №122_0

382.41 КБ

Распоряжение 2147-р

1.73 МБ

Cтаньте членом ОЛА

Решайте вопросы отрасли совместно с другими участниками Ассоциации!

Стать членом ОЛА