Министерство Финансов РФ и Банк России в начале 2016 начали институциональную реформу лизингового рынка. На совещании в ЦБ РФ 09.06.2016 была сформулирована конечная цель институциональной реформы – «формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что, в конечном счете, будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике».
Подтверждая готовность лизинговой отрасли к диалогу по вопросам реформы лизинга, ОЛА считает, что именно согласованный с отраслью комплекс мер, принимаемых в рамках реформы, позволит наилучшим образом выполнить задачи реформы и достичь её целей.
24 сентября 2021 г. представителям отрасли был направлен проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», подготовленный ко второму чтению.
Представленная редакция указанного законопроекта не только не учитывает основные предложения и ряд принципиальных требований лизинговой отрасли, но также несет ряд существенных рисков для успешного достижения целей проводимой реформы регулирования лизинговой деятельности.
1. Законопроект в принципе не предусматривает механизм регулирования лизинговой деятельности, т.е. не обеспечен механизм реализации потенциала лизинга, как драйвера роста инвестиции и экономического развития.
В случае принятия законопроекта регулирования не предусматривается, все сводится только к контролю и надзору в отношении лизинговых компаний со стороны Банка России, именно для этого лизинговые компании становятся некредитными финансовыми организациями и все нормативно-правовые акты Банка России будут обязательны для лизинговых компаний. Декларируемыми целями такого надзора является повышения уровня контроля за деятельностью значимой отрасли экономики и повышения уровня ее транспарентности.
Однако можно обоснованно констатировать, что уже сейчас лизинговая отрасль характеризуется высоким уровнем государственного контроля, осуществляемым по пяти ключевым направлениям:
- Обязательный уведомительный характер о каждой совершенной лизинговой сделке посредством направления информации в Росфинмониторинг, а также посредством публикации информации в ЕФРСФДЮЛ.
- Обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности после принятия ФСБУ 25/18.
- Обязательная передача данных о лизинговых сделках в Бюро Кредитных Историй в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» (ФЗ № 218) в части модернизации системы формирования кредитных историй».
- Контроль и регулирование рынка лизинга через кредиторов - 70% источников финансирования (кредиты и облигации) контролируется ЦБ РФ, и 82,4%рынка предоставляет отчетность по МСФО.
- Контроль и регулирование рынка через собственников лизинговых компаний. 40 компаний занимают 90% рынка по объемам портфелей.
Таким образом, цели регулирования, декларируемые ЦБ РФ, а именно «прозрачность и транспарентность» лизинговой отрасли уже, практически, достигнуты. Введение дополнительного регулирования должно решать задачи, связанных с развитием отрасли. Для решения этих задач требуется регулятор, ответственный за экономический рост, но этого в представленном законопроекта нет.
2. Законопроект предусматривает отнесение лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям (НФО).
Перевод лизинговых компаний в статус некредитных финансовых организаций потребует от отрасли отказа от введенного с 01.01.2022г. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет арендной платы» и перехода на Единый план счетов (ЕПС)
По оценке ОЛА затраты по переходу на Единый план счетов составят до двух годовых прибылей для компаний сегмента МСП и до 10-20% годовой прибыли для крупных компаний. Данная оценка совпадает с оценкой, озвученной представителем ЦБ РФ Моисеевым С.Р. на совещании с членами ОЛА 18.08.2020 г.
При этом ЕПС имеет очевидные недостатки для применения в лизинговой деятельности. ЕПС предназначен, фактически, только для учета одного объекта – денежных средств во всех его видах и проявлениях, операции же с имуществом, основные для деятельности лизинговой компании, рассматриваются только как необходимой элемент обеспечения функционирования самой организации.
Таким образом, в результате перехода на ЕПС лизинговые компании не только не детализируют свою отчетность по основной части своей деятельности, а наоборот, спрессуют ее в меньшее, по сравнению с текущей ситуацией, количество показателей.
3. Законопроектом предусмотрено право лизингополучателей на односторонний отказ от договора лизинга (исполнения договора) в связи с исключением юридического лица из государственного реестра лиц, осуществляющих лизинговую деятельность.
Однако законопроект не содержит четких правовых последствий реализации лизингополучателем такого права, что создает существенную неопределенность в прогнозировании деятельности лизинговых компаний как для кредиторов, так и для клиентов.
4. Предлагаемый законопроект не решает действительные проблемы отрасли. Среди основных:
- злоупотребления на рынке возвратного лизинга для физических лиц. Несмотря на то, что инициаторами законопроекта защита прав и интересов физических лиц / неквалифицированных субъектов лизингового рынка ранее декларировалась в качестве одной из основных целей реализации «лизинговой реформы», регулирование возвратного лизинга с физическим лицом в законопроекте отсутствует;
- отсутствие законодательного регулирования процедуры изъятия имущества при одностороннем расторжении (исполнительная надпись нотариуса; взаимодействие со службой судебных приставов).
Законопроект несет за собой еще ряд негативных последствий, таких как риск включения арендных сделок с выкупом, не являющихся лизинговыми, в сферу регулирования, риск установления регулятором требований к лизинговым компаниям, не предусмотренных законом, риск нарушения конкуренции на лизинговом рынке из-за отказа от включения в сферу регулирования лизинговых компаний со 100% государственным участием, риск удорожания стоимости лизинговых услуг для реального сектора экономики из-за необходимости несения затрат по переходу на ЕПС и участие в СРО.
ОЛА продолжит участие в работе на законопроектом по регулированию лизинговой деятельности, последовательно отстаивая и защищая позицию отрасли.