14 декабря 2017 года в Москве Объединенная Лизинговая Ассоциация провела 3-ю ежегодную конференцию
"АВТОЛИЗИНГ: Российский и европейский опыт. Современное развитие и перспективы".
Одним из ярких, интереснейших докладчиков, выступивших в рамках конференции, был г-н Белезяк Евгений – Председатель правления, генеральный директор по Балтийскому региону "ЮниКредитЛизинг", председатель Правления Латвийских Лизингодателей, эксперт Leaseurope.
Представляя интересы латвийских лизинговых компаний, он рассказал о том, как развивался Латвийский рынок лизинга, его особенностях, дал рекомендации Российским коллегам.
Белезяк Евгений:
Почему пятьдесят оттенков автолизинга? Потому, что многие мои коллеги имеют тенденцию либо обелять, либо очернять ситуацию на рынке. Для них или все хорошо, или все плохо. По моему мнению, автолизинг как в Латвии, так и во всей Европе, так и во всем мире имеет много оттенков.
Мне хотелось бы остановиться подробнее на прошлом, настоящем и будущем автолизинга в Латвии.
Прошлое. Латвийский рынок с точки зрения пользователя автомобиля потерял достаточно много последние десять-пятнадцать лет. Это обусловлено различными факторами: порядка десяти-пятнадцати процентов населения мигрировало в другие страны, на латвийском рынке автолизинга не было никакой господдержки, все были отпущены в свободное плавание и т.д. Если мы посмотрим на развитие нашего рынка за последние лет пятнадцать, то я могу его разделить на четыре четких этапа.
Первый этап - «Становление» - это конец девяностых, 1997-1998, когда у нас появились первые серьезные автодилеры. В то же время появились первые лизинговые компании. Первая лизинговая компания принадлежала Скандинавскому банку, который скопировал свои процессы и системы по всей Прибалтике.
Второй этап - «Воспарение». Это воспарение базировалось на следующих причинах. Первая причина – Латвия в 2005 году стала членом Европейского Союза, что, естественно, привлекло очень большие инвестиции практически во все сферы бизнеса. Вторая причина – так называемый «Пузырь недвижимости»: спрос растет, все вкладывают в недвижимость, простой рабочий на стройке получал больше, чем человек с высшим образованием, все были очень счастливы и ВВП страны рос семимильными шагами, двойной цифрой от десяти до двенадцати процентов в год. С этим же была связана доминирующая роль финансирования автомобилей премиум класса. Конечно, все что растет, в какой-то момент может пойти вниз, поэтому неизбежно наступил следующий этап.
Третий этап - «Приземление». Те из вас, кто читали газеты, смотрели интернет видео, может, замечали статьи такого рода «Усталые балтийские тигры», «Латвии предсказали банкротство». Да, так было. Хочу сказать, что для лизингового рынка были тяжелые последствия из этого процесса приземления и самое главное – это, конечно, банкротство дилеров. В Латвии обанкротились порядка половины дилеров. Естественно банкротство основывалось на проблемах ликвидности, проблемах слишком больших складских запасов, которые не могли быть реализованы и самое интересное, что в те кризисные годы 2009-2010 Латвия ухитрилась стать экспортером автомобилей. То есть, те стоки, те запасы, которые были созданы дилерами в надежде на то, что тучные годы продолжатся, стали реализовываться за границу.
Четвертый этап - «Возвращение нормального развития». Он характеризуется тем, что сейчас бизнес развивается нормально, появились такие события, как выбор лучшего автомобиля года, дилеры опять начали сотрудничать с финансовыми компаниями. Хотя, у этого процесса есть и минусы – я вижу все больше и больше очень агрессивной политики у участников рынка. Появляется все больше и больше предложений с нулевым авансовым взносом, что, в принципе, хорошо для потребителя, но с точки зрения рынка это очень плохо, поскольку скрываются достаточно большие кредитные риски в портфелях лизинговых компаний, а во вторых, не остается ресурса для дальнейшего роста.
Настоящее. Наиболее интересное – место Латвии в мире по такому показателю, как объем лизинга в процентах от валового национального продукта. И вы можете видеть, что Латвия уже три года подряд, к сожалению, последние данные есть только на 2014 год, с 2012-го по 2014-й была в первой тройке или четверке по лизингу как продукту в народной экономике. Из этого следует, что, скорее всего, если мы можем как-то расти с точки зрения автолизинга, мы можем расти только вместе с рынком. Потому что места для того, чтобы увеличивать лизинговые вложения в отношении ВВП, практически нет. Если говорить об автолизинговом рынке на сегодняшний день, здесь вы можете видеть такой «пирог», доминирующую роль на рынке занимают скандинавские лизинговые компании, такие как «Swedbank Лизинг», «SEB Лизинг», «Нордеа» и «DNB Лизинг». Единственная большая компания, которая идет за скандинавскими, – это «UniCredit Leasing».
Будущее. Очень часто слышу от своих коллег, что без дигитализации мы не выживем, и если мы не дигитализируемся, то ничего не сможем сделать. Коллеги в банках очень часто создают специальные фонды, нанимают много людей, называют их командой по дигитализации. Я смотрю на этот процесс с другой точки зрения. По моему мнению, дигитализация – это не панацея, это среда, влияющая на тенденции.
Первая тенденция – это автоматизация цепочки «производитель – клиент». Вы уже видели эту цепочку: производитель – импортер – дилер – клиент. И если до сих пор традиционно основной документооборот происходит в виде бумажных документов, иногда емейлы, сканированные версии или еще что-то такое, то я могу сказать, что я уже видел системы, которые позволяют сделать абсолютно весь документооборот электронным, не надо подписывать ни единой бумаги. Это не так просто, как кажется, потому что требует некоторого вовлечения государственных ресурсов, таких как электронная подпись и прочее. Но тем не менее я более чем уверен, что в течение пяти лет в Латвии 90% всех решений будет сделано автоматически, причем клиент для этого не должен будет заполнять ни одну бумажную форму. Я могу сказать, что уже это происходит. Трудно оценить, какой процент решений происходит автоматически. Я бы сказал, где-то 10–15% решений, клиент может получить лизинг, не выходя из дома.
Вторая тенденция – мобильность вместо владения. Я знаю, что есть страны, в которых каршеринг развивается даже больше, чем лизинг автомобилей. Тенденция идет к тому, что финансовые компании, особенно специализирующиеся на полном сервисе в лизинге, концентрируются именно на предоставлении мобильности, а не транспортного средства.
Третья тенденция, она самая свежая, она называется телематика. Она, конечно, связана в том числе с развитием беспроводных средств связи. Могу сказать, что видел в Европе очень много интересных проектов, которые связаны не просто со слежением за объектом лизинга, но также с предоставлением дополнительных сервисов и продуктов, используя телематику. Как правило, это связано с созданием каких-то аппликаций, которые привязаны к мобильному телефону владельца, которые позволяют и запустить машину, и открыть машину, и не только свою, но и в случае каршеринга, то есть там достаточно продвинутые решения. Мне кажется, телематика тоже выходит на одно из первых мест с точки зрения последних тенденций развития лизингового рынка.
Таким образом, делая выводы, во-первых, очень важно не воспринимать рынок как черное-белое, это опасно, очень важно замечать оттенок. Второе, особенно когда мы говорим о довольно старых рынках Европы: рост рынка возможен только вместе с ростом экономики. И самое главное, в таких условиях на первое место выходят решения, ориентированные на введение технологий.
Вопрос: Кажется, в Латвии намного больше б/у автомобилей, чем в России. Анализировали ли Вы подобное в Латвии? Финансируются ли в Латвии б/у автомобили?
Белезяк Евгений:
Это очень интересный вопрос. Этот показатель (отношение количества профинансированных новых автомобилей и подержанных) в Латвии составляет порядка 1:4–1:5. То есть на один новый автомобиль покупается 4–5 подержанных автомобилей. Это означает, что это подержанные автомашины, первый раз зарегистрированные в Латвии, так как мы страна без производства автомобилей, мы импортируем очень много их подержанных из таких стран, как Германия, Бенилюкс, Франция и прочие. В Латвии, конечно, специальной статистики не производится, но я бы сказал, учитывая, что их стоимость меньше, что рынок финансирования подержанных автомобилей примерно равен рынку финансирования новых автомобилей. Есть нюансы, потому что, когда говоришь о подержанном автомобиле, возникает некоторое количество дополнительных рисков, которыми нужно уметь управлять. Основные риски – это риски права на владение, потому что может оказаться, что машина краденая и так далее. И второй – это именно возможность правильно оценить ее текущую стоимость и правильно оценить ее будущую стоимость. Но все эти нюансы достаточно легко прорабатываемые, и я могу сказать, что я потенциально вижу большой рынок в этом.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, с учетом тех сложностей, которые были в Прибалтике, какую рекомендацию лизинговым компаниям дадите, чтобы им не столкнуться с теми сложностями, с которыми столкнулись уже вы?
Белезяк Евгений:
Я скажу два слова и это – железные нервы. Главное – не паниковать! Потому что существуют ситуации, когда ваши конкуренты предлагают нулевые авансы, то у вас есть большое искушение поступать также. Или наши клиенты снизили ставки вполовину, мы тоже должны. Нет, нужно спокойно оценить свой тип бизнеса, выбрать свой сегмент и именно там осуществлять свою стратегию. То же самое относится к отношениям с вендорами. То есть для вас главное – это выполнять свою стратегию и иметь железные нервы!
Участники конференции поблагодарили г-на Белезяка за интересную беседу и пожелали успехов в дальнейшей работе!
Внимание! Очередная конференция, 4-я ежегодная конференция "Автолизинг - 2018" состоится 19 ноября 2018 года. По всем вопросам можно обращаться в ОЛА ula@assoleasing.ru
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если вы заметили неточность в статье, напишите нам. пожалуйста, об этом!
Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru