Расскажите, пожалуйста, подробнее, что из себя представляет Система электронных паспортов, и как она стоит на защите интересов потребителей?
Чтобы полностью ответить на этот вопрос, лучше всего обратиться к основополагающим документам.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники», с 1 ноября 2022 года в отношении специализированной техники, на которую предусмотрена выдача паспортов самоходных машин (ПСМ), такие паспорта должны оформляться в электронной форме путем регистрации в Автоматизированной системе «Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» и внесения сведений в реестр ЭПСМ. Согласно соглашению – основному документу, подписанному в 2014 году странами-участниками нашего Союза – вводятся единая форма паспорта самоходной машины и впоследствии Системы электронных паспортов. В этом соглашении четко прописано, что Система электронных паспортов направлена на мониторинг обеспечения соблюдения всеми странами мер по техническому регулированию.
Техническое регулирование – это безопасность. Таким образом, Система сама по себе построена таким образом, что, если существует какой-то представитель иностранного лица, который этой техникой торгует в России, согласно всем нормам технического регулирования, он принимает на себя ответственность за безопасность той продукции, которая сюда поступает. Когда этот представитель прекращает свою деятельность, возникает резонный вопрос: кто будет отвечать, если техника, которая сюда была завезена, уже не официальным представителем, нанесет ущерб имуществу или жизни потребителя?
Как показывает практика, к сожалению, в таких случаях зачастую вся ответственность ложится на конечного оператора. Это недопустимо с точки зрения государственной подхода к безопасности граждан, пользователь спецтехники – это один из наивысших приоритетов. Система призвана в том числе обеспечивать исполнение требований технического регулирования и увязки ответственных сторон, связанных с той продукцией, которая сюда поставляется.
Для того чтобы сохранить эту увязку и определить таких лиц и для параллельного импорта, Минпромторгом России продуман алгоритм, который запущен и работает.
В письме ОЛА отражены вопросы, которые касались параллельного импорта техники. Один из них касается паспортов самоходных машин на технику, ввезенную по параллельному импорту – есть ли в настоящее время возможность их получать?
В Минпромторге России был отработан алгоритм временного порядка, в конце января 2023 года его отправили в адрес уполномоченных организаций. В настоящий момент техника, которая включена в перечень параллельного импорта Минпромторга России, может получить паспорт самоходной машины. Процедура несколько отличная от стандартной, поскольку техника ввозится независимо от желания головной компании, которая остановила свой бизнес в России.
Если техника не в параллельном импорте, то есть ее привоз происходит вне официальных каналов сбыта (даже иногда при действующем официальном дилере в России), то это, по сути, «серый» ввоз, и коллегам из лизинговых компаний важно это понимать – если это «серый» ввоз, то, соответственно, на такую технику паспорт оформить невозможно. Технику, которая таким образом ввезена, наверное, можно как-то применять и, возможно, кто-то так и делает, но надо понимать, что официально ее поставить на государственный учет не получится.
В этой связи хочу напомнить, что в федеральном законе «О самоходных машинах» написано, что с целью допуска техники к эксплуатации, обязательна ее государственная регистрация.
Таким образом, техника, ввезенная через «серые» схемы, не в рамках несанкционированного Минпромторгом России «параллельного импорта», представляет из себя по сути дорогой металлолом, на который паспорт оформить невозможно, пока эта техника, собственно, эта марка, модель, этот бренд под классификации не попадут соответствующим приказом Минпромторга России. В текущей ситуации мы не должны допускать к эксплуатации в России оборудование и технику с непонятными техническими характеристиками, гарантией использования и статусом по безопасности.
Поэтому просим лизинговые компании отнестись с пониманием и повышенным вниманием к этой теме.
Есть ли возможность предоставления органам исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченных на надзор за самоходными машинами, возможности регистрации техники со статусом, отличным от статуса «действующий»?
Статус «действующий» присваивается на основании двух видов сведений. Первое– это сведения об уплате утилизационного сбора, второе – это сведения о таможенном выпуске без ограничений. Только если получена информация по обоим пунктам, мы считаем, что техника проверена и ее можно допускать к эксплуатации. В иных случаях, в которых указанные сведения отсутствуют, и статус «действующий» электронному паспорту не присвоен, возникает вопрос о правомерности выпуска такой техники в обращение. Безусловно неправомерно выпущенная техника не может быть поставлена на государственный учет.
Могли бы Вы прокомментировать еще одну проблему, которую Ассоциация озвучивала в письме – взаимодействие с ФТС?
Да, есть некоторые узкие места, которые требуют донастройки. Минпромторг России с коллегами из ФТС по этой теме работает, в свое время такой путь проходили и по колесным транспортным средствам, сейчас по самоходным машинам. Сейчас есть определенная проблематика по передаче сведений из Единой информационной системы таможенных органов, то есть сведения о выпуске техники иногда не сразу поступают в Систему электронных паспортов. Пока что на данном этапе иногда требуется вмешательство и со стороны сотрудников таможенных органов, и со стороны персонала, администратора Системы электронных паспортов. В конце марта текущего года мы проводили совещание по данной проблематике с коллегами.
Сейчас у нас с ФТС идут работы, планируется, что к июлю 2023 года они будут завершены. Планируется определенная настройка форматно-логического контроля в системе, который позволит обеспечить единообразие заполнения таможенных документов и всевозможных форм, в рамках которых подается информация в Единую информационную систему таможенных органов, с целью последующей увязки с данными в Системе электронных паспортов и присвоения статуса «действующий» для техники. Основная проблема связана с тем, что есть несколько разных источников данных: это карточки учета транспортных средств, таможенные декларации и, например, таможенный приходный ордер по уплате утилизационного сбора. И, к сожалению, у нас декларанты иногда по-разному заполняют все документы в отношении одного и того же товара. Конечно, никто не исключает человеческий фактор, когда закрадывается ошибка в данных. Поэтому возникает проблема, когда системе сложно эти данные воспринять и сразу найти. Сейчас работа по этой части ведется, будем надеяться, что коллеги из электронного паспорта и ФТС к июлю месяцу эту проблему окончательно решат.
Можно более подробно описать ситуацию с межведомственным взаимодействием?
Взаимодействие осуществляется не между каждым участником – оно осуществляется централизованно, это заложено в самом соглашении. То есть вся информация стекается в единую систему – Систему электронных паспортов. Например, Гостехнадзор осуществляет регистрационные действия, он запрашивает данные системы, получает их, проводит проверку у себя внутреннюю, а потом передает туда же сведения об изменении регистрационных данных. Если речь про уплату утилизационного сбора, имеет место ровно такая же история: таможня передает данные в Систему электронных паспортов, где, соответственно, все статусы присваиваются паспортам, в том числе статус «действующий», необходимый для регистрации техники и ее допуска к эксплуатации. Таможенная служба также передает сведения об уплате утилизационного сбора либо основание неуплаты утилизационных сборов, ФНС России точно так же по уплате утилизационного сбора передает данные. То есть у нас все взаимодействие централизованно, организация нового какого-то информационного взаимодействия между участниками не требуется.
Благодарим Станислава Валерьевича за разъяснения!