АВТОЛИЗИНГ: итоги 2017 года и прогноз по развитию на 2018 год. Мнение экспертов.

10 января 2018

Эксперты поделились своими мнениями
14 декабря 2017 года  в Москве  Объединенная Лизинговая Ассоциация провела 3-ю ежегодную конференцию  
"АВТОЛИЗИНГ: Российский и европейский опыт. Современное развитие и перспективы".
 
Публикуем отдельные экспертные мнения, прозвучавшие на конференции,  относительно итогов рынка автолизинга в 2017 году и перспектив развития в 2018 году.


Руслан Коршунов,  Директор отдела "Банковские рейтинги" Рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА):

Существенно на объем рынка автолизинга влияет государственная поддержка. Если смотреть за девять месяцев, то порядка 33% автолизинга было реализовано за счет госсубсидий.
 
Если говорить о структуре автолизинга, то на первое место вышел грузовой автотранспорт. До этого доминировал легковой транспорт. Мы также рассчитываем такой показатель, как «Проникновение лизинга в автопродажи». Отдельно в грузовой сегмент, отдельно в легковые автомобили. Мы соотносим количество автомобилей, переданных в лизинг, к общему количеству реализованных автомобилей за рассматриваемый период. Мы видим, что в легковом сегменте за девять месяцев 2017 года проникновение составило 6%, за 2016 год было 8%. По итогам текущего года мы думаем, что уровень составит порядка 8% за счет того, что легковой автотранспорт был включен в госпрограмму на четвертый квартал. Проникновение в грузовом сегменте гораздо больше – порядка 64%. Обусловлено это тем, что многие программы по субсидированию платежей были направлены, как раз, на поддержку лизинга грузового сегмента и, соответственно, здесь проникновение гораздо больше.
 
Стоит отметить, что практически половина грузового автотранспорта – это автомобили компании «КАМАЗ» и, как отмечали сами представители «КАМАЗ» в сентябре, половина всех автомобилей реализуется за счет лизинга. Этим объясняется такая доля проникновения грузового транспорта.
 
В целом, по итогам текущего года мы ожидаем, что лизинговый рынок достигнет  уровня  в один триллиона рублей – это будет новый рекорд.
 
Что касается следующего года,  мы также ожидаем, что лизинговый рынок превысит один триллион. Основными драйверами рынка также будут транспортные сегменты. Если говорить про автолизинг, то мы рассчитываем, что в следующем году он будет расти не так активно, как в этом, в том числе за счет сокращения госпрограмм, реализации отложенного спроса в этом году, но долю он, наверное, все-таки удержит на уровне тридцати восьми процентов, при позитивном сценарии может составить около сорока процентов.
 
Татьяна Арабаджи, Директор Russian Automotive Market Research:
 
Этот год мы  заканчиваем с положительными результатами - хорошие показатели по росту рынка грузовых автомобилей – порядка 45-46%. По легковым рост где-то на уровне 13%. По LCV порядка  10-11%, по автобусам поменьше – 6%.
 
На следующий год наши ожидания гораздо скромнее, потому что первая половина года будет поддержана госрасходами, они, скорее всего, не будут сокращаться по причине проведения выборов, чемпионата мира по футболу, и так далее. Вторая половина года может быть немного хуже. Тем не менее, есть крупные инфраструктурные проекты, которые реализуются.  Также развивается импортозамещение, например в сегменте производства сельскохозяйственной продукции, стабильные результаты в сегменте добыча полезных ископаемых. Это будет, на наш взгляд, поддерживать спрос на коммерческую технику, на грузовые автомобили, в первую очередь.
 
Есть ряд сдерживающих факторов для сегмента легковых автомобилей. Это развитие новых форм пользования автомобилем - каршеаринг, Яндекс такси, Uber и так далее. Возможно, развитие этих форм пока идет не так активно, как в Европе, но тренд такой же. Потребитель переходит от модели владения автомобилем к модели использования.
 
Отдельно хотелось бы отметить, что мы всегда говорим о рынке новых автомобилей, но очень важен для России и рынок подержанных автомобилей. Продажи подержанных автомобилей значительно превосходят продажи новых. В среднем, на один новый автомобиль продается три-четыре подержанных, в зависимости от вида транспорта и ситуации на  рынке. Понятно, что в период экономического роста это соотношение немного меняется, но, тем не менее, объем продаж подержанной техники значительно превосходит объем продаж новой. Рынок подержанной техники  показывает, что в кризис он более устойчив. Он сокращается меньшими темпами, либо, даже, как в коммерческом сегменте, иногда фактически не сокращается. То есть это тот устойчивый сегмент, который поддерживает продажи в кризис. На наш взгляд, сегмент подержанных автомобилей, особенно в грузовиках, автобусах, да и в LCV очень значимый, к нему лизинговым компаниям  нужно присматриваться и с ним работать. Это тренд и на рынке кредитования, то есть, банки уже года три активно работают с сегментом подержанных автомобилей. Наше мнение, что, возможно, работа с подержанными автомобилями могла бы, в первую очередь, начаться компаниями, которые занимаются операционным лизингом, потому что у них есть парк юридически чистых подержанных автомобилей, причем совершенно понятных, предсказуемых автомобилей, известно  как эти автомобили обслуживались, эксплуатировались. 
 
Возможно, компании операционного лизинга могли бы стать драйверами по развитию сегмента подержанных автомобилей. Конечно,  эта услуга имеет  свои нюансы: второй раз взятый в лизинг подержанный автомобиль, по окончанию срока лизингового контракта будет уже значительно более «возрастным». Это может быть семь, восемь, девять лет, поэтому нужно будет организовывать сбыт достаточно «возрастных» автомобилей. Но, тем не менее, если посмотреть, например,  на  рынок грузовой техники, то автомобилей  старше двадцати лет в парке почти 54%. Коммерческие автомобили  с возрастом семь-восемь-десять лет достаточно востребованы, достаточно работоспособны. Если смотреть на поставки  новых и подержанных автомобилей через лизинговые компании, видно, что хотя лизинговые компании реализуют небольшое количество подержанных автомобилей, но динамика, в целом, похожая.
 
Что касается прогнозных значений и, если говорить о том, какие автомобили в целом будут востребованы для корпоративных клиентов в среднесрочной перспективе, то по грузовикам – это тягачи, чуть в меньшей степени самосвалы.  В принципе, тягач и самосвал – это два самых популярных автомобиля, которые постоянно борются друг с другом. По легкой коммерческой технике самые продаваемые корпоративные автомобили – это фургоны. Если говорить о рынке легковых автомобилей – два самых популярных типа автомобиля - это седан и внедорожники.
 
Подводя итог, мне хочется сказать, что рынок будет развиваться, и будут  востребованы лизинговые услуги, наши ожидания - умеренно-оптимистичные. 

 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
Если вы заметили неточность в статье,  напишите нам. пожалуйста,  об этом!

Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.

 Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru