Автолизинг в России: итоги 2024 года

21 января 2025

Автолизинг в России: итоги 2024 года

1.2. Как для рынка автолизинга закончился 2024 год? Каков объем рынка? Какова динамика к 2023 году? Какие показатели автолизинга в новом бизнесе? Сколько сделок автолизинга было заключено в 2024 году? (Можно детализацию по сегментам - грузовой и легковой автотранспорт). Какая динамика к 2023 году? Какой средний чек по итогам 2024 года по сравнению с 2023 годом?

По итогам 9ти месяцев 2024 года рынок автолизинга сократился на 2%. Доля автолизинга в общем объеме лизинговых сделок сократилась с 53 до 49% впервые с 2019 года. Такое снижение связано: во-первых, со слабой динамикой сегмента легковых автомобилей: прирост составил всего 13%, во-вторых, падение сегмента грузовых автомобилей на 11%. Полагаю, что итоговые показатели 2024 года в сегменте автолизинга покажут отрицательную динамику по сравнению с 2023 годом, либо нулевой прирост.

Вместе с тем, средний чек сделки по автолизингу в 2024 году составит порядка 5,5 – 5,8 млн рублей, увеличившись фактически на 10% по сравнению с 2023 годом. Нужно отметить, что увеличение связано с ростом стоимости автомобилей в целом по рынку.

3. Что ждет рынок автолизинга в 2025 году? Как может измениться спрос на автолизинг? Какие факторы будут сильнее всего влиять на рынок автолизинга в 2025 году? Как изменится объем нового бизнеса в 2025 году? Могут ли начаться массовые пересмотры договоров/просрочки по платежам? В каком случае? Можно ли ждать отказ лизингополучателей от договоров? Что будет происходить с авторынком в этом случае? 4. Можно ли ждать отказ лизингополучателей от договоров? Что будет происходить с авторынком в этом случае?

Склонен предположить, что в 2025 году драйверами продаж в первую очередь все-таки будут предметы лизинга, которые подпадают под программу субсидирования Минпромторга России на колесную технику, а также оборудование и спецтехнику. Под эти цели на 2025 год государство выделило достаточно большой объем денежных средств, что в свою очередь должно положительно сказаться на увеличение роста продаж техники и оборудования отечественного производства — это может послужить хорошей опорой для наших производителей, а также подтолкнуть клиентов на приобретение отечественных брендов техники и оборудования. Если смотреть в разрезе сегментов техники, то на мой взгляд, в этом году лучше остальных будет чувствовать себя сегмент легкового и легкого коммерческого транспорта, при этом тренд на сжатие сегмента грузовых автомобилей сохранится. Еще несколько потенциальных сегментов для роста, которые связаны с социальной инфраструктурой и в которых кстати несколько лет не наблюдалось активного развития это сегмент городских, междугородних и туристических автобусов. На 2025 год Минпромторг выделил субсидию на туристические автобусы в размере до 2 мнл. руб на один предмет лизинга. Данные меры поддержки должны положительно сказаться на этих сегментах.

Как изменится спрос на автолизинг, на мой взгляд, будет умеренное снижение спроса, несмотря на продолжающиеся меры государственной поддержки. Потенциальные лизингополучатели, предполагаю, будут придерживаться выжидательной позиции вместе с тем искать хорошее ценовое предложение, с учетом скидок от поставщиков, а также с учетом субсидии. Значимую роль традиционно будут играть колебания курса валют и уровень ключевой ставки. Данные факторы будут оказать влияние на стоимость импортных автомобилей и ставки по лизингу, что в большей мере будет влиять на формирование отложенного спроса.

Что касается объема нового бизнеса в 2025 году, предполагаю, что он сократиться по отношению к 2024 году. Связываю это с тем, что в первом и втором квартале ключевая ставка с высокой долей вероятности останется двузначной, а это отрицательно влияет на объем нового бизнеса. 

Если говорить о пересмотрах условий договоров лизинга, то стоит отметить, что уже в 2024 году ряд крупных лизинговых компаний, осуществили пересмотр условий по действующим договорам лизинга. Данные действия были зеркальными мерами после повышения ставок по действующим кредитным линиям финансирующих банков. Склонен предположить, что в первом квартале 2025 года данная тенденция продолжится. Данные действия лизингодателей (имею в виду повышение ставки) будут иметь вариативность последствий: - часть клиентов будут досрочно выкупать предметы лизинга,

- ряд лизингополучателей примут новые графики и продолжат платежи,

- при значительном росте стоимости обслуживания лизинговых контрактов, будут возвращать технику и\либо обращаться в суд.

В любом случае действия по пересмотру действующих договоров лизинга/повышению ставки финансирования приведет к увеличению количества изъятых предметов лизинга и росту складов изъятой техники у лизингодателей.

Если негативные сценарии реализуются, то рынок автолизинга в 2025 году столкнется с новыми вызовами.

Ключевыми факторами, которые будут определять развитие рынка автолизинга в 2025 году, станут:

o    Условия финансирования и доступность кредитных ресурсов;

o    Государственная поддержка программ субсидирования лизинга;

o    Стабильность экономической ситуации в стране и геополитическая обстановка