Гражданские беспилотники в лизинге: сегмент крайне перспективен, но есть сложности
Беспилотники – с одной стороны, сравнительно новый вид предметов лизинга, а с другой – очень быстро развивающаяся отрасль во множестве сегментов рынка.
Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК, отметил, что компания является одним из инициаторов развития этой отрасли, выступая со множеством инициатив. В настоящее время компания совместно с Минпромторгом России проводит оценку рынка, и полученные к данному моменту результаты показывают потребность минимум в 150 тысяч единиц до 2026 года. Подавляющую часть этой потребности составляют легкие дроны разных типов (самолеты, мультироторы) и исследовательские для услуг мониторинга, дистанционного зондирования Земли. Средние и тяжелые машины свыше 30 кг составляют порядка 10-20% от этого спроса – это аппараты, которые могут использоваться также для мониторинга, сельхозработ, доставки грузов (в качестве «последней мили» и между логистическими объектами). Эксперт подчеркнул, что стоимость работ на дронах в перспективе должна быть в разы ниже стоимости работы на пилотируемых аппаратах.
По мнению генерального директора «Росагролизинг» Павла Косова, с точки зрения агробизнеса развитие сегмента беспилотников – очень перспективное направление, которое существенно расширит сельхозавиацию, и многие другие традиционные способы работы с землей.
В то же время были отмечены сложности, с которыми сталкивается развитие данной отрасли. Владимир Добровольский выделяет три основных проблемы. Первая проблема – это стоимость, которая, по мнению экспертов, на текущий момент существенно завышена. Это связано с отсутствием серийного производства. Вторая проблема – это необходимость пройти большое количество разрешительных процедур. Так, к дронам свыше 30 кг применяются такие же регламенты, как и для обычной авиации, что нивелирует очень многие из тех возможностей, которые дает беспилотная авиация. Сертификация дронов также очень сильно усложнена, ее процедуры сейчас такие же, как и для самолета или вертолета, поэтому совместно с Росавиацией ведется работа по упрощению правил сертификации.
Третья проблема связан с высокой стоимостью страхования, а также особенностями процедуры возмещения убытков. Так, страховые компании не страхуют риск утраты, если невозможно предоставить обломки потерпевшего катастрофу дрона, при этом большие дроны в основном используются в труднодоступных местах, и при падении, например, в болото, эти обломки можно не найти. В настоящее время ведется работа с некоторыми страховыми компаниями, с тем чтобы сформировать приемлемые условия по страховке.
Также Владимир Добровольский отметил, что ГТЛК создала специализированную компанию, которая полностью специализируется на работе с дронами. «На своем собственном примере мы хотим показать отрасли, как можно работать с беспилотниками. Кто-то должен стать ее локомотивом, в данном случае мы взяли на себя эту миссию и пробуем развить этот рынок» – отметил эксперт.
По материалам 12-го ежегодного Съезда Лизинговой Отрасли России