В конце мая состоялся 12-й ежегодный Съезд Лизинговой Отрасли России. (Релиз мероприятия можно прочитать здесь.) Важной составной частью Съезда стало проведение нетворкинг-сессии, во время которой участники Съезда – более 240 руководителей и топ-менеджеров компаний лизингового сектора – обсуждали ключевые темы отрасли. Многие из них находятся на контроле руководителей соответствующих комитетов и направлений в ОЛА. Именно поэтому – для актуализации, сверки приоритетов, расстановки акцентов – организаторы Съезда посчитали правильным в этом году обсудить эти темы за круглыми столами, чтобы получить живую обратную связь от участников рынка.
Всего обсудили 9 тем. В данном материале подводим итоги дискуссии по теме:
ДРАЙВЕРЫ РЫНКА
Модераторы круглых столов: Алексей Киркоров (Сбербанк Лизинг), Дмитрий Ефремов (ДельтаЛизинг)
В процессе обсуждения темы участники на разных круглых столах высказали схожие мнения и взгляды на то, какие драйверы на сегодняшний день существуют и имеют наибольший потенциал на российском лизинговом рынке, а также актуальные проблемы и потенциальные пути их решения.
- Нужно развивать производство средств производства. Это оборудование (пример – станкостроение), и в сегодняшних условиях на это наблюдается уверенный спрос.В разрезе лизинга можно выделить два ключевых аспекта:
a. Нужна поддержка и субсидии для тех видов оборудования, которые являются массовыми и более-менее понятны лизинговым компаниям.
b. Для работы с теми видами оборудования, с которыми связан не столь понятный лизинговым компаниям риск, необходимо привлекать госкомпании.
- Наблюдаются очевидные проблемы с запчастями к оборудованию. Соответственно, нужны особые программы развития лизинга оборудования, ориентированного на производство запчастей.
- Есть сложности со строительством судов. Под эту область следует создавать программы, включающие в себя кредит под постройку и последующий лизинг на эксплуатацию.
- За основу целесообразно взять концепцию технологической безопасности, утвержденной государством. В этой концепции определены приоритетные сектора для развития – соответственно, в эти секторы надо встраивать лизинг.
- Перспективным представляется финансирование промышленной недвижимости, при этом для него требуется а) поддержка, б) соответствующее изменение земельного законодательства, в) наличие "длинных денег".
- Особняком стоит вопрос экспортного лизинга. Продвижение отечественных товаров на рынок иностранных арендаторов – это выгода для самого государства. Для его развития нужна государственная программа экспорта. В качестве идеи можно представить, например, российский экспортный центр с предложением лизинга до 3% при сумме от 100 млн руб.
- Очевиден существующий дефицит предложения техники. Эффективными для его митигирования стали бы договоренности о поставках, заключаемые на уровне государства.
- Отраслями, не требующих господдержки, на данный момент представляются автолизинг и лизинг грузового транспорта. В качестве одного из драйверов роста можно назвать автолизинг для физических лиц, при условии отмены НДС для него.
- Для развития той или иной отрасли можно формировать стандарты – например, стандарты госконтрактов.
- Новые территории государства – это один из драйверов развития, который при условии решения вопросов со страхованием может дать хороший импульс роста.
- Электромобили на сегодняшний день – это очень популярная и продвигаемая область, однако она представляется не очень очевидным трендом для массового развития.
По мнению участников, при грамотном применении и реализации изложенных инициатив и предложений со стороны государства существующие и потенциальные драйверы способны значительно простимулировать развитие российского лизингового рынка.
Итоги дискуссий по другим темам на нетворкинг-сессии 12-го Съезда читайте в разделе Экспертные мнения и статьи.