Эволюция лизинга

26 августа 2013

Определяющим в развитии лизинга в России будут инициативы лизингодателей и потребности клиентов!
В последнее время лизингодатели ожидают нового этапа развития лизинга в России. Компаниям важно понять, наличие внутренних условий для развития отрасли, что может стать новым драйвером, при условии того, что «традиционный лидер» – железнодорожная отрасль уже не дает прироста бизнеса. Перед лизингодателями встают вопросы: как развивать свою услугу, как выиграть в конкурентной борьбе, что предложить клиенту. Для того чтобы понять, куда движется лизинговая отрасль, необходим, в первую очередь, всесторонний анализ макроэкономики, внутриотраслевых тенденций, новых возможностей, сегментов и услуг.
 
Ориентиром для развития российского рынка лизинга является опыт европейских стран, преодолевших ряд этапов роста и падения, в т.ч. в кризисные периоды. При сравнении, становится очевидно, что настоящий этап развития лизинга в России, Европа прошла в середине 80-х гг., таким образом, по уровню услуг и сервиса мы отстаем на 30 лет. В то же время, потенциал для роста российского рынка лизинга, безусловно, есть. Доля проникновения лизинга в общий объем валовых внутренних инвестиций России не столь высока, к тому же, в перспективе ближайших трех лет в Российской Федерации, прогнозируется рост объема валовых внутренних инвестиций. По нашим оценкам, для рынка лизинга есть потенциал роста доли в инвестициях практически в 1,5 раза.
При этом, при сравнении структур российского и европейского рынка лизинга можно  обнаружить ряд существенных различий. В России наиболее развит сегмент транспорта, в то время как в Европе - автотранспорта и недвижимости. Также необходимо обратить внимание и на основные тренды современного европейского рынка лизинга: снижение доходности лизингового бизнеса, с дальнейшим укрупнением крупных лизинговых игроков с ростом их географической экспансии, ключевой сегмент приложения усилий – МСБ; растет сложность сделок и различных инструментов лизинга.
Ключевые факторы, влияющие на привлекательность российского лизинга и его дальнейшую эволюцию, можно условно разделить на четыре основные группы, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние.
 
Первая группа: показатели российского рынка лизинга. В качестве положительного фактора стоит отметить величину рынка - 4 место в Европе. Из негативных – резкое снижение темпов его роста. Так, по итогам 2012 года рост рынка лизинга незначительный, преимущественно за счет крупных сделок, а в 2013 г. прогнозируется стагнация рынка или даже его снижение на 10-15% от уровня 2012 года. И, как следствие, дальнейшего стремительного роста рынка уже не будет.
Вторая группа факторов: структура российского рынка лизинга. Эта группа факторов выявляет значительные диспропорции рынка - географический перекос в сторону ЦФО, в сегментации клиентов доминирует крупный бизнес, а среди предметов лизинга наибольший объем показывает лизинг транспорта. Доминирующее положение занимают государственные лизинговые компании.
 
Третья группа факторов: государственное регулирование. Налицо, большое количество негативных факторов, отрицательно влияющих на привлекательность лизинга. Отсутствие в нормативных актах определения «Операционного лизинга», который очень распространен в Европейских странах и позволяет представлять оптимальное количество сервисов в рамках одной услуги. Нельзя оставить без внимания особое отношение налоговых органов к лизинговым компаниям.
 
Четвертая группа факторов: внешние. Негативное влияние оказывает макроэкономическая нестабильность, рост стоимости фондирования. Позитивное влияние оказывает рост интереса к лизингу со стороны среднего бизнеса.
 
Теперь посмотрим на лизинг с точки зрения клиента. Для среднестатистического лизингополучателя большинство лизинговых компаний на одно лицо – предлагают одну услугу примерно по одним и тем же ставкам. Набор сервисов предлагается только для розничного лизинга, а крупные сделки фактически являются аналогом банковских кредитов. Кроме этого, традиционные преимущества лизинга ушли в прошлое, а новые не столь очевидны. Единственным конкурентным преимуществом становится стоимость услуги. Такая ситуация оказывает негативное давление на весь рынок лизинга. Компании, имеющие доступ к более дешевым деньгам выигрывают, оставляя позади более мелких лизингодателей.
 
В настоящее время один из важнейших факторов развития и конкурентоспособности клиентов лизинговых компаний является инновационность. Постоянные обновления и улучшения производственных процессов требуют непрерывного обновления основных фондов. Именно эта потребность может быть удовлетворена посредством лизинга.
 
Тем не менее, процесс изменения стереотипов мышления топ-менеджеров производственных компаний происходит очень медленно. Понимая необходимость непрерывных изменений и улучшений, они меняют парадигму использования основных средств с модели «купил себе надолго»  на новую модель «попользовался - заменил». Это благодатная почва для развития операционного лизинга. В условиях роста, актив выгодно иметь в собственности, в остальных случаях выгоднее пользоваться им определенный период времени и заменить его на новый, более совершенный.
 
Кроме того, в мировой практике наблюдается тенденция к аутсорсингу, поэтому все сопутствующие услуги по транспортировке, ремонту и дополнительному сервису становится более эффективно передавать контрагентам, которыми могут выступить лизинговые компании. Таким образом, лизинговым компаниям необходимо перейти от экстенсивного развития к интенсивному. Залогом успеха может стать развитие от эффективности к инновационности. Для формирования эффективной инновационной стратегии необходимо ответить на несколько вопросов. Во-первых, как компания будет завоевывать клиентов? Во-вторых, в чем будет заключаться отличие ее системы обслуживания? И, наконец, какие дополнительные преимущества получит клиент? Стоит также отметить цели инновационной компании: работа с максимальным количеством клиентских сегментов посредством кастомизированных продуктов; активное внедрение инновационных продуктов, дополнительных сервисов и новых каналов продаж; долгосрочное партнерство с вендорами; автоматизация процессов; диверсификация источников финансирования. Однако, прежде всего нужно научиться управлять своей эффективностью через систему контроллинга, которая позволит связать воедино планирование и реализацию стратегии, а также бюджетирование, и создание сбалансированного система управления в части расходов, рисков и операционной эффективности.
 
ЗАО "Газпромбанк Лизинг", как одна из крупнейших российских компаний лизинговой отрасли, регулярно предлагает своим клиентам новые продукты и решения. По итогам 1 полугодие 2013 года динамика роста нашего портфеля замедлилась, структура нового бизнеса сместилась в сторону сделок с судами. И мы задали себе вопрос: что может быть драйвером для нашего бизнеса? Что интересно нашим клиентам? Тогда и появилось новое решение – проект «Аренда буровых установок». Он нацелен на расширение продуктовой линейки группы ГПБ в целом, рост клиентской базы. Основная ценность для клиента – доступ к дефицитному оборудованию в максимально короткие сроки с начала осуществления вложений. В настоящее время нами отработана структура проекта на ключевых клиентах компании, первые сделки находятся на стадии заключения. По нашим оценкам, по итогам года мы заявим о себе и своем продукте как о принципиально новом проекте для российского лизингового рынка.
 
Таким образом, определяющим в дальнейшем развитии лизингового рынка в России будут инициативы самих лизингодателей и потребности их клиентов.