В конце мая состоялся 12-й ежегодный Съезд Лизинговой Отрасли России. (Релиз мероприятия можно прочитать здесь.) Важной составной частью Съезда стало проведение нетворкинг-сессии, во время которой участники Съезда – более 240 руководителей и топ-менеджеров компаний лизингового сектора – обсуждали ключевые темы отрасли. Многие из них находятся на контроле руководителей соответствующих комитетов и направлений в ОЛА. Именно поэтому – для актуализации, сверки приоритетов, расстановки акцентов – организаторы Съезда посчитали правильным в этом году обсудить эти темы за круглыми столами, чтобы получить живую обратную связь от участников рынка.
Всего обсудили 9 тем. В данном материале подводим итоги дискуссии по следующим темам:
ФОНДИРОВАНИЕ. СУБСИДИРОВАНИЕ. МСП
Модераторы круглых столов: Александр Кожевников (Альметьевская УЛК), Ирина Погорелова (СберЛизинг)
Под руководством модераторов прошло активное обсуждение по предложенным тематикам. В результате обсуждения был сформирован пул пожеланий участников рынка:
- Предусмотреть возможность субсидирования процентной ставки по кредитам лизинговым компаниям на цели реализации лизинга для субъектов МСП, в том числе в рамках постановления правительства №1764 от 30.12.2018. Проработать вопрос включения лизинговой деятельности в список приоритетных в целях постановления правительства №1764 от 30.12.2018, для возможности получения соответствующих льгот лизинговыми компаниями, субъектами МСП
- Льготы по налогу на прибыль для управляющих компаний на размер купона по облигациям лизинговых компаний, для стимулирования спроса на облигации. Недополученный налог будет компенсирован притоком инвестиций в отрасль, созданием рабочих мест, обновлением фондов и ростом экономики.
- Проработать вопрос включения облигаций ЛК в ломбардный список ЦБ
- Проработать вопрос получения мер господдержки для инфраструктурных проектов, в том числе расширение промышленной ипотеки на инвестирование через лизинг.
- Проработать вопрос разработки программы по стимулированию процессов автоматизации в лизинговых компаниях
- Обеспечение доступа к мерам господдержки наравне с банками везде, где есть долгосрочное инвестирование в основные средства
- Концентрация мер поддержки в институтах развития блокирует развитие рыночных механизмов притока инвестиций в целевые сегменты экономики, что противоречит целям институтов развития. Пример Республики Казахстан демонстрирует, что при высоком уровне финансировании лизинга через институты развития рынок лизинга не развивается.
- При наличии у институтов развития льготного лизинга по целевым сегментам, такие программы должны быть четко ограничены сроками, в рамках которых данный сегмент получает такую поддержку, при этом необходимо осуществлять альтернативные схемы поддержки через имеющуюся инфраструктуру лизингового рынка для создания рыночных механизмов функционирования сегмента.
- Институты развития должны заниматься лизингом в прямую исключительно в тех сегментах, где существуют явные препятствия для реализации лизинга на рыночных условиях (например, отсутствие страхования или запретительные тарифы по страхованию предметов лизинга) и преимущественно отечественными предметами лизинга.
- Увеличение мер господдержки, особенно через участие в капитале институтов развития, угрожает всей лизинговой отрасли ужесточением как нормативным так и функциональным регулированием, таким образом рыночные компании дважды страдают от мер поддержки через институты развития, они вытесняются с рынков в целевых сегментах, так и в перспективе будут нести дополнительные издержки связанным с избыточным регулированием их деятельности.
- Проработать вопрос получения мер господдержки через сайт госуслуг.
- В региональных банках существует понятие лимита на лизинговую отрасль, необходимо разобраться в истоках проблемы.
- Проработать вопрос фиксированных ставок по адекватным тарифам.
- Заградительная бальная система по степени локализации для техники, которая подходит под 811 ПП РФ. Вследствие этого большая часть лизинговых компаний кто получил лимит в текущем году потенциально с высокой долей вероятности попадают на штрафы. Необходимо взять вопрос в проработку и подготовить официальное обращение от ОЛА с просьбой внести изменения в постановление по штрафным санкциям в отношении ЛК кто не достигнет показателей в текущем году.
- Вынести предложения в Минпромторг по снижению требований по локализации техники для работы по ПП 811.
Отдельной темой стало введение БКИ с 2024 г. С одной стороны, оно существенно увеличит прозрачность рынка, а с другой стороны – сделает доступным для банков информацию обо всех, даже несущественных, просрочках лизингополучателей.
Последствия введения БКИ, в частности с точки зрения фондирования, представляются неоднозначными.
Положительные стороны:
- облегчит оценку качества лизингополучателей и позволит видеть реальную нагрузку на клиента;
- у лизингополучателей возникнет существенный стимул не допускать просрочки, чтобы не портить кредитную историю, по очередности и срочности платежей мы приблизимся к банкам;
- в долгосрочной перспективе кредитование будет доступнее, но для этого надо чтобы и банки адаптировали свои подходы к анализу ЛК, так и от многих лизингодателей потребуется существенные усилия по повышению жесткости в работе, в первую очередь, с техническими просрочками.
Негативные стороны:
- в силу недооценки банками уровня защищенности лизинга с ликвидными предметами лизинга (при расчетах резервом при наличии просрочки банки не принимают в расчет уровень ликвидности и обеспеченности проблемной задолженности) реакция кредитующих банков на уровень просрочки (а значимой просрочкой в рамках стандартных кредитных подходов считается 3-5 дней) будет избыточной и будет приводить к блокировке финансирования;
- в долгосрочной перспективе это существенно снизит доступность лизинга для большого числа клиентов МСП, особенно в строительной отрасли;
- потребует увеличение капитализации в первую очередь от не банковских компаний, в силу корректировок собственного капитала кредитующихся лизинговых компаний со стороны банков-кредиторов.
В силу упомянутых факторов существует угроза ускорения концентрации рынка на банковских дочках и потеря конкурентоспособости лизинга по сравнению с кредитом. Кроме того, наличие БКИ в сочетании с данными Федресурса дает возможность, особенно крупным компаниям, качественным образом отслеживать и анализировать активность и качество лизингополучателей, их потребности в лизинге, и использовать эти показатели в борьбе за клиентов.
Итоги дискуссий по другим темам на нетворкинг-сессии 12-го Съезда читайте в разделе Экспертные мнения и статьи.