Интересы владельцев и собственников столкнулись на дороге
Объединённая Лизинговая Ассоциация обратилась в ряд министерств и ведомств для урегулирования вопросов, связанных с лизингом автотранспортных средств. В частности, официальное обращение направлено Начальнику ГУОБДД МВД России Черникову М.Ю., Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шадаеву М.И., Начальнику Московской административной дорожной инспекции Григоряну Р.А., Генеральному директору ГКУ «АМПП» Павлову П.П., Министру юстиции Российской Федерации Чуйченко К.А.
Поводом для этого стали обращения лизинговых компаний по некорректному выставлению штрафов за нарушение правил дорожного движения. С конца июня лизинговые компании стали получать постановления о штрафах за нарушение правил дорожного движения на автомобили, переданные в лизинг. Превышение скорости, парковка в неположенном месте, пересечение двух сплошных – весь набор нарушений посыпался на лизингодателя. При анализе того, какие транспортные средства генерят постановления, выяснилось, что это машины, переданные для использования в качестве такси. Для многих лизинговых компаний это создало технические сложности: в некоторых случаях штрафы приходили как в ЛК, так и лизингополучателю, и приходилось отслеживать в ежедневном режиме их оплату со стороны клиента.
Ряд ЛК приняли самостоятельные действия для защиты своих интересов. Так, одна московская компания изложила проблему в письме, адресованном в соответствующее ведомство. Ответ пришел неожиданный: по мнению учреждения, нарушить правила дорожного движения могли и сотрудники лизинговой компании, поскольку они имеют второй комплект ключей от автомобиля.
Стало очевидно, что индивидуальными усилиями лизингодателей эту проблему не решить. Лизингодатели обратились в Объединенную Лизинговую Ассоциацию, подробно изложив проблему. Чтобы понять, где именно произошел сбой, ОЛА сделала запрос в МАДИ и ГКУ «АМПП». Были получены пояснения, что владельцем базы данных по собственникам/владельцам ТС является ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России.
В свою очередь, ГКУ «АМПП» пояснило, что сведения о юридическом лице (наименование организации, а также юридический адрес организации), привлекаемом к административной ответственности, ГКУ «АМПП» получает в автоматическом режиме из Федеральной информационной системы Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В итоге Ассоциация получила разъяснение, что порядок вынесения постановлений об административных правонарушениях был скорректирован в отношении транспортных средств, используемых как такси. Данные о лизингополучателях, использующих транспортные средства в качестве такси, были вычищены из базы, в связи с чем указанные постановления стали выноситься на имя лизингодателей, а не фактических владельцев транспортных средств, на кого данные средства были зарегистрированы. В Федеральной информационной системе Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации сведения о владельцах предметов лизинга, используемых в качестве такси, стали отражаться некорректно. Именно на этот факт Ассоциация обратила внимание в своём письме в адрес ГУОБДД МВД России.
Впрочем, это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются лизинговые компании, передавая транспорт в финансовую аренду.
В России растет число платных дорог. Но «письма счастья» от операторов - ООО «Единый оператор» и ООО «Автодор» – приходят не участникам дорожного движения, а на электронные адреса лизинговых компаний, как общие корпоративные, так и личные почтовые ящики сотрудников. В первую очередь это касается транспорта, следующего по Центральной Кольцевой Автодороге вокруг Москвы (ЦКАД).
ОЛА провела ряд встреч с представителями ООО «Единый оператор» и ООО «Автодор», что в целом способствовало улучшению ситуации и операторы по обращению лизинговых компаний удаляли контакты лизинговой компании из списков автодозвона. Однако полностью проблему можно решить только в том случае, если при выставлении счетов и штрафов будут подтягиваться контактные данные именно лизингополучателей. На необходимость реализовать такое решение говорится в письме ОЛА.
«Учитывая то, что по данным Правительства России протяженность платных дорог в России увеличится в 2,5 раза до 2030 года, и, как следствие, будет расти количество операторов, очень важно решить проблемы по взаимодействию и выставлению постановлений о штрафах на правильную организацию – лизингополучателя», – отмечено в письме Ассоциации.
В этом обращении ОЛА предвосхищает еще одну проблему: 1 сентября стартует эксперимент Минцифры, предусматривающий использование портала ГИС ГМП для оплаты и информирования. В качестве идентификатора плательщика будет использоваться государственный регистрационный знак транспортного средства, и начисление фактически будет направляться в личный кабинет того пользователя, в чьем личном кабинете указан данный регистрационный знак. Остается вопрос: чьи данные будут в личном кабинете: лизингодателя или его клиента?
И это тоже не исчерпывает всех проблем, как настоящих, так и будущих.
Минюстом России разрабатываются поправки в КоАП РФ касательно обоснования применения штрафов за езду без полисов ОСАГО после фотофиксации. Есть опасения, что получателями штрафов вновь станут лизинговые компании, а не владельцы полисов.
«Все четыре вопроса, которые перечислены выше, сводятся к совместной задаче найти решение в информационной системе ГИБДД, чтобы постановления о штрафах выставлялись на лизингополучателей, а не лизингодателей», – резюмируется в письме.
Объединенная Лизинговая Ассоциация предложила всем адресатам начать взаимодействие с лизинговой отраслью для решения данных проблем.
О реакции ведомств и дальнейших совместных действиях ОЛА и адресатов письма мы расскажем на портале Ассоциации. Следите за новостями.