Как работать в непростых условиях лизинговым компаниям? Какие преимущества рядовых компаний перед государственными?

8 июня 2012

Участники 2-го Съезда размышляют о современной практике работы лизинговых компаний

Составлено по материалам 2-го Ежегодного Съезда Лизинговой Отраслии России (28 мая 2012 года, Санкт-Петербург)

Своими мнениями поделились:
Модератор дискуссии: Ефремова Лариса, партнер группы БДО в России Царев Кирилл, и.о. генерального директора "Сбербанк Лизинг" Корчагов Дмитрий, генеральный директор ГК "Балтийский Лизинг" Ворошилов Роман, генеральный директор ЛК "Дельта"

 

Самиев Павел, зам. генерального директора "Эксперт РА" Ершов Олег, генеральный директор ЛК "КАМАЗ" Мякшун Артем, зам. генерального директора ЧелИндЛизинг Скробот Ольга, зам. генерального директора "Опцион-ТМ"

 

Как работать в текущих непростых лизинговых условиях? Какие лизинговые компании сегодня успешны? Должна ли лизинговая компания участвовать в развитии бизнеса клиента? Какова роль государственных компаний? Какие преимущества у небольших компаний? Чем они привлекательны?
 
Кирилл Царев: Мы можем выступать  для лизингополучателя неким консультантом, очевидно также, что  риск конкуренции будет двигать компании к предоставлению дополнительных  сервисных услуг.  Для многих по-прежнему остается  открытым вопрос: нужно ли лизинговой компании развивать специализацию или нет. По сути, это углубление в бизнес, примером его может служить рынок лизинга авиации. Однако на сегодняшний день большая часть лизинговых компаний сегодня – универсальные.
 
Дмитрий Кочагов: Чем ближе мы будем клиенту, тем правильнее будем оценивать перспективы бизнеса, хотя заменить полностью компетенцию клиента вряд ли получится, даже имея хороших специалистов в своем штате. Мы знаем, что в банковском бизнесе существуют целые отделы поддержки корпоративного бизнеса, и лизинговые компании тоже движутся в этом направлении. В какой-то момент лизинговые компании должны определиться – либо они финансовый инструмент,  либо узкоспециализированные компании, которые работают в 2-3-х направлениях и создают  продукт, а не просто предоставляют  финансирование. Я бы сказал, что это вопрос стратегического выбора.
 
Роман Ворошилов: Крупные федеральные компании стараются стандартизировать свои правила, это позволяет им масштабировать бизнес и географически и по сделкам. Нам - региональным лизинговым компаниям, приходится больше уделять вопросам предоставления сервиса лизингополучателю.
 
Дмитрий Корчагов: Капитал играет существенную роль в развитии бизнеса лизинговой компании, но далеко  не единственную. Я считаю, что это актив компании – это клиентская база. Вера клиентов в надежность компании, профессионализм ее персонала  позволяет удерживать клиентов. Не секрет, что у каждой лизинговой компании очень  много повторных сделок. Поэтому настоящий капитал компании  – это  собственная наработанная база клиентов  плюс квалифицированный, мотивированный персонал.
 
Роман Ворошилов: Чем дольше и качественнее компания работает на рынке – тем больше возможностей для нее получить ресурсы. Также перед небольшими компаниями стоит актуальная проблема - правильно распоряжаться теми ограниченными ресурсами, которыми они располагают. Нам  совершенно необходимо развивать компетенции. Что касается стоимости ресурсов, то крупные клиенты обращают внимание на стоимость, для малых и средних фирм важна скорость принятия решений. Поэтому ценовой параметр для них имеет второстепенное значение.
 
Кирилл Царев: Во-первых,  когда говорим про крупные компании, при  их масштабе бизнеса совершенно необходимо  выстраивать формализованные стандарты и процедуры работы. И этот механизм сложно "подкручивать". Поэтому в госкомпаниях подход к клиенту более жесткий, но и процедуры выполняются лучше. Сегодня лизинговых компаний, которые кредитуются в Сбербанке даже больше, чем участвующих  в рейтингах. Поэтому  говорить о том, что на рынке активно действуют только  государственные  компании и они  заберут всех клиентов – нельзя. Хотим или не хотим  конкуренция идет во-многом  по стоимости ресурсов. С другой стороны, небольшие компании - более мобильные и гибкие, они могут  подстраиваться к изменению. Крупным компаниям это сделать сложнее. На рынке у каждого есть своя роль.  Перед лизинговыми компаниями на сегодняшний день стоит вопрос сокращения издержек и повышения качества сервиса клиентам, предложения дополнительных услуг. Нет единой ставки на рынке - в зависимости от видов имущества она разная. Однако, на мой взгляд, никто не занимается существенным демпингом. Вообще, я считаю, что ключевой вопрос – размер риска, какой берет на себя лизинговая компания. Важно понять, нужен тебе данный клиент или нет. Мы все-таки не тевизоры продаем, а выстраиваем отношения.
 
Дмитрий Корчагов: Я хочу обратить внимание на то, что у крупных федеральных игроков, как правило, центр в Москве. И, если не переданы полномочия, то решения могут приниматься долго. В то же время для многих клиентов очень важно, чтобы решения принималось здесь и сейчас, часто важно знать с кем они ведут переговоры и кто ответственен за принятие решения по их сделке. Выполнение этих условий -  преимущество местных компаний, региональных. То есть бизнес местной компании часто более понятен  клиенту.
 
Олег Ершов: Все-таки участь региональных компаний – всегда искать что-то новое, быть интересными клиенту. При этом нужно помнить, что "на протоптанную поляну" в дальнейшем придут госкомпании и крупные игроки. Я хочу обратить внимание на то, что, не смотря на все развитие лизинга, о котором мы говорим и пишем, зачастую приходится работать с клиентом, когда не только предлагается финансирование, но идет убеждение, что ему нужен лизинг.
 
Ольга Скробот: Яркий пример сделки, когда можно отойти от стандартных процедур – сделки с недвижимостью. Даже небольшая компания может провести интересную сделку.
 
Артем Мякшун: Ключевым вопросом является риск –  региональным лизинговым компаниям приходится брать на себя более высокие риски.
 
Павел Самиев: Мы наблюдаем пугающую динамику,  сейчас 62% рынка лизинга – это присутствие  госкомпаний. И  доля госкомпаний будет еще расти.
 
Кирилл Царев: Я бы не стал пессимистично говорить о том, что на рынке будут только госкомпании. Прежде всего, высокая концентрация госкомпаний в области железнодорожного транспорта и авиации. А если говорить про другие сегменты, то в них доля госкомпаний, значительно меньше.  Дело в том, что других сегментах гораздо сложнее делать стандартные продукты и типовые решения. Сделать типовой продукт на рынке оборудования – крайне сложно. 
 
Продолжение дискуссии читайте скоро на нашем сайте!