Как региональные компании удерживают сотрудников?

26 сентября 2024

Кадры решают. Рынок лизинга в эпоху соискателя

Средняя зарплата в лизинговой отрасли сегодня составляет 195 856 руб. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного телеграм-каналом «Лизинг в России» на основе открытых данных.

При этом средняя зарплата у компаний ТОП-10 составляет 220 000, средняя зарплата сотрудников у компаний, занимающих позиции в середине рэнкинга (41-51 место) – 173 600 рублей, а замыкающие по объему бизнеса компании платят в среднем 97 500 рублей.

Не менее интересен анализ рынка труда по параметру федеральная компания с филиалами в регионах/региональная компания.

В рэнкинге Эксперт РА за 2023 год представлена 41 региональная лизинговая компания. Сразу уточним, что к таковым будем причислять компании, головной офис которых расположен вне Москвы или Санкт-Петербурга. При этом компании могут иметь филиалы (например, Лизинг Трейд) или работать в нескольких субъектах Федерации из одного офиса в домашнем регионе (Аквилон-Лизинг).

Проблема региональных компаний в том, что в домашнем регионе им приходится конкурировать с крупными федеральными игроками не только за долю рынка, но и за кадры.

При этом основные факторы, позволяющие привлекать и удерживать специалистов участники рынка видят по-разному, что показал небольшой опрос.

Оценка факторов, влияющая на удержание кадров

Компания

Достойный уровень
окладной части дохода

Правильная мотивация
премиальной частью дохода

Нематериальные факторы

ГК Альфа Лизинг

4

5

5

Лизинг Трейд

5

5

4

Интерлизинг

3

4

4

Балтийский лизинг

4

5

5

Напомним, что средняя зарплата у федеральных компаний, имеющих обширную филиальную сеть, составляет 220 000, а средняя зарплата региональных компаний – 109 500.

Как в этой ситуации бороться за кадры? Об этом мы спросили генерального директора компании «Лизинг Трейд» Алексея Долгих:

В нашем домашнем регионе, Татарстане, безработица близка к нулю, поэтому кадровый голод - это проблема не только лизинга, но и всех отраслей экономики. Найти, к примеру, в Татарстане, специалиста с опытом в лизинге тяжело. А если такой человек находится, ему поступает большое количество предложений.

Вторая часть проблемы в том, что еще десять-пятнадцать лет назад финансовая отрасль была привлекательна для молодых специалистов. Сегодня поколение, выходящее на рынок труда, имеет другие приоритеты: IТ- отрасль, криптовалюты и прочие современные направления рынка труда.

В итоге мы имеем перегретый рынок лизинга с высоким уровнем конкуренции плюс околонулевая безработица в экономически активных регионах и потерю привлекательности финансовой сферы для молодежи.

Что делать в такой ситуации региональным компаниям?

По большому счету есть два пути при решении этой проблемы. Первый путь – перекупать людей, предлагая им лучшие условия по всем параметрам – окладу, социальному пакету, офисному комфорту. И второй путь - воспитывать свои кадры, переманивая людей из других отраслей.

Региональные игроки, как правило, не могут себе позволить первый вариант. Остается второй вариант – искать кадры и учить «под себя».

Некоторые региональные компании формируют нишевые продукты и   набирает под них менеджеров. Например, ниша специализированного оборудования или работа с государственными и муниципальными заказчиками. Такой специалист, заточенный на   конкретный фронт работы, вряд ли заинтересует компанию-конкурента.

Другой подход подразумевает бесконечную борьбу за кадры и их эффективность. Мы выбрали именно этот путь. Надо делать так, чтобы твои сотрудники были эффективны и поэтому зарабатывали бонусы выше рынка. Тогда их сложнее переманить федеральным игрокам. Существует определенная притирка к продуктам, к типу заемщиков, к риск-менеджменту. Поэтому если ты эффективен в компании А не факт, что будешь столь же эффективен в компании Б. Люди это понимают и работают в компании годами, составляя ее кадровую основу. А вот с привлечение новых сотрудников – это бесконечный поиск, бесконечные тренинги и работа по достижению персональной эффективности специалистов. Те, кто вышел на эффективность и закрепился – с нами надолго.

Что еще привлекает и удерживает менеджеров в региональных компаниях? Там есть существенный плюс – близость руководства. По всем возникающим вопросам менеджер может оперативно обратиться к лицу, принимающему решения. Любые нестандартные вещи в такой компании решаться значительно быстрее, поскольку вертикаль управления короче. И это дает еще один плюс – идеи рядовых сотрудников проще донести до руководства и, соответственно, запустить какие-то проекты, например, по беспилотникам или майнингу. Это дает специалисту ощущение нужности, значимости, причастность к бизнес-процессу. Кстати, такое позиционирование является существенным плюсом по удержанию кадров на долгий срок.

И в завершение - кадровая притча:

- Вы не боитесь, что вы научите людей, а они уйдут в другую компанию?

- Я боюсь того, что они ничему не научатся и останутся в нашей.



Автор: Татьяна Савельева