Какие каналы привлечения клиентов с потребностью в оборудовании сегодня работают наиболее эффективно? Маркетплейс для рынка лизинга оборудования – возможно ли его создать?

1 июля 2024

По материалам 13-съезда Лизинговой Отрасли России

Две темы шли красной нитью в выступлениях большинства участников 13-го Съезда Объединённой Лизинговой Ассоциации – цифровизация отрасли и перспективы лизинга оборудования.

О реиндустриализации как долгосрочном тренде говорилось с первых выступлений пленарного заседания.

«Вклад лизинга в инвестиции в основной капитал составляет 11,4%, это сопоставимо уже с такими инструментами, как ГЧП-концессия, «Фабрика проектного финансирования», ФНБ, банковское кредитование», – отметил первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов, выступая перед делегатами съезда.

К наиболее значимым проектам, которые по объему финансирования «как несколько олимпиад», Илья Эдуардович отнес такие проекты как завод СПГ в Усть-Луге, Баимский ГОК, Амурский газохимический комбинат.

«Такого рынка сейчас, наверное, больше не будет. Это колоссальная возможность для лизинга, открытие всех фактически шлюзов с точки зрения ухода иностранных компаний, огромная трансформация экономики, огромные вложения в технологический суверенитет», – резюмировал Илья Торосов.

Но при этом доля оборудования в общем объеме отраслевого портфеля составляет всего 8 процентов. Как используя цифровые возможности, уже наработанные лизинговыми компаниями, увеличить эту долю? Возможен ли маркетплейс в лизинге оборудования? И речь тут, конечно, о тысячах подрядчиков и субподрядчиков технологических цепочек, то есть – о малом производственном бизнесе.

- Создание полноценного маркетплейса для лизинга оборудования сегодня маловероятно, – считает Дмитрий Ефремов, вице-президент ОЛА, заместитель генерального директора по СЗФО компании «ДельтаЛизинг». - Если автотранспорт и спецтехнику стандартизировать и передавать в лизинг через маркетплейсы реально, то с оборудованием это вряд ли получится.

Опыт работы безусловного лидера в этом сегменте – компании «ДельтаЛизинг» – говорит о том, что любая базовая комплектация станка или оборудования модифицируется и переделывается под нужды заказчика.

При этом Дмитрий Ефремов допускает создание площадки, на которой можно будет передавать в лизинг простые виды оборудования: куттер для пищевой промышленности, холодильные камеры, кулинарные шприцы. В этом случае характеристики поддаются описанию и стоимость оборудования понятна.

С Дмитрием Ефремовым солидарен генеральный директор лизинговой компании «Фера» Никита Вахромеев.

- У каждого бизнеса есть свои потребности и каждый предприниматель подбирает оборудование под свои нужды и задачи. Безусловно, маркетплейс упростит подбор и поиск поставщика, а дальше, как обычно, менеджер от поставщика работает с клиентом (заказчиком).

При этом, по мнению Никиты Вахромеева, «интегрировать в эту площадку финансовый инструмент сам бог велел».

- Если говорить о создании маркетплейса по лизингу оборудования, то следует отталкиваться от двух постулатов, - считает основатель оператора «Лизингуй.РФ» Михаил Бусыгин. - Прежде всего, это сервис для производственного малого бизнеса, у которого всегда есть проблемы и с финансированием, и с самим «железом». Во-вторых, создание такой площадки возможно на стыке двух индустрий – поставщиков оборудования и комплексных технических решений с одной стороны и лизинговых компаний, готовых профинансировать оборудование на тех условиях, на которых его купит МСП – с другой.

Но вторая и возможно, не менее важная функция этой площадки, по мнению Михаила Бусыгина, состоит в возможности реализовать на вторичном рынке оборудование, которое в тех или иных объемах неминуемо будет изыматься.

- Задача лизинговой компании – профинансировать, поставить и, в случае дефолта сделки – обеспечить изъятие. А вот технические задачи – по демонтажу, хранению, консервации – должны быть на тех, кто в этом профессионально разбирается.

При этом, по мнению Михаила Бусыгина, эта площадка должна быть максимально независимой, но активно сотрудничающей с Объединённой Лизинговой Ассоциацией и профильными ассоциациями поставщиков и производителей оборудования. Для лизингодателей маркетплейс мог бы не только генерировать лиды, но и стать площадкой продажи изъятого оборудования.

- Уже сейчас на рынке может быть создан маркетплейс по наиболее стандартизированным видам оборудования, интегрированный с лизингом и тесно работающий с поставщиками, – считает Михаил Бусыгин.

Косвенно это подтверждает и рост портфелей компаний, которые традиционно работают с оборудованием для малого и микробизнеса. За последний год портфель компании Аренза-Про увеличился более, чем в два раза, а у Феры – более чем в шесть раз.

Впрочем, для создания полноценного маркетплейса по лизингу оборудования недостаточно успеха даже десятка компаний, специализирующихся на лизинге оборудования. Идея начнет воплощаться в жизнь, когда для этого созреют условия – цена фондирования, потребности рынка, конкурентный рынок поставщиков.


Автор: Татьяна Савельева
Подготовлено по материалам 13-го Съезда Лизинговой Отрасли России