Кризис - шанс для оперлизинга?

19 июня 2015

Сейчас в экономике создаются условия для развития оперлизинга
Кризис 2008–2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга. Рецессия в экономике России в настоящее время также создает условия для развития лизинга б/у оборудования.
 
Согласно оценке Минэкономразвития России, по итогам января-апреля инвестиции в основной капитал снизились на 3,7% к соответствующему периоду 2014 года. Связано это с тем, что компании стали продлевать сроки эксплуатации старого оборудования из-за подорожания нового. Больше всего цены выросли на иностранную технику вследствие девальвации курса рубля. Кроме того, из-за роста кредитных ставок предприятиям пришлось перенести планы по модернизации основных средств. Выходом из сложившейся ситуации для компаний может стать операционный лизинг б/у оборудования, имеющий ряд преимуществ. Во-первых,  в оперлизинге размер ежемесячных платежей меньше по сравнению с кредитом или финансовым лизингом. Во-вторых, при кратко- и среднесрочной аренде недорогого имущества компаниям легче реагировать на динамику спроса, т.к. при его росте можно оперативно приобрести более мощное оборудование.
 
Учитывая рост проблемной задолженности на лизинговом рынке (с 4% портфеля на 01.01.14 до 10% на 01.01.15), в 2015 году может возрасти объем изъятой техники у неплатежеспособных клиентов. По нашим оценкам, продажа имущества на вторичным рынке не сможет значительно сократить объем изъятой лизингодателями техники. Прежде всего, из-за слаборазвитого вторичного рынка и ограниченности средств у потенциальных покупателей. Однако лизинговые компании при работе с изъятым имуществом приобретут опыт перепродажи и пересдачи в лизинг такого имущества, что позволит им нарастить компетенции в оперлизинге. Оставшийся объем нереализованной б/у техники лизингодатели, чтобы не понести значительных убытков, начнут сдавать в аренду.
 
В этой ситуации большой потенциал роста оперлизинга есть у розничных сегментов. Так  дорожно-строительная техника будет востребована при создании инфраструктурных объектов для ЧМ 2018. В сегменте грузовых автомобилей также не исключено увеличение объема сделок с б/у оборудованием, несмотря на падение автопродаж. Однако доля оперативного лизинга в новом бизнесе, по оценкам Агентства, составит не более 10%, т.к. сегменты с наибольшим объемом оперативного лизинга – авиа и ж/д-техника – продолжат сжатие в этом году. В то же время доля оперативного лизинга в лизинговом портфеле по рынку способна вырасти сильнее, чем в новом бизнесе. Поводом для этого может стать переход части вагонов ж/д операторов, испытывающих ухудшение платежеспособности, из финансового в оперативный лизинг. Лизингодатели для сохранения крупных корпоративных клиентов вынуждены будут пойти им на уступки и пересмотреть условия договоров, что уже происходит на рынке. Так, по данным Агентства, доля реструктурированных сделок в ж/д сегменте на 01.01.15 достигает 40% (в отдельных случаях и больше), в то время как в среднем по рынку реструктуризации составляют около 15% платежей к получению.
 
 
[1] На графике за 2014 год указана структура нового бизнеса, а за остальные периоды структура новых договоров лизинга.
 
 
 

Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.

 
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru