30 мая 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся 3-й ежегодный Съезд Лизинговой Отрасли России, организованный Объединенной Лизинговой Ассоциацией (ОЛА) при поддержке Европейской Конфедерации Лизинговых Ассоциаций (Leaseurope). Главной темой 3-го Съезда была выработка СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ в 2014-2020 гг. Создание стратегического плана развития отрасли проводилось по группам, которые были сформированы из участников Съезда, работающих в основных сегментах лизингового рынка. Мы продолжаем публикацию серии статей, посвященных развитию отдельных сегментов, по которым модераторы секций сделали обобщение мнений участников. В дальнейшем данные материалы будут объединены в один документ. Стратегия станет основным документом, направляющим работу ассоциации, а также основой для обращений в органы власти.
· Направления развития лизинга в данном секторе до 2020 года
Перспективный капиталоемкий рынок, на сегодня - как и весь лизинговый рынок, очень концентрированный (см. приложение) . Лидеры рынка в этом сегменте 2012 года (Эксперт РА)
первая «тройка» держит около 77% нового бизнеса. При этом, лизинг недвижимости , имеется «на флаге» практически у всех ведущих и активных лизинговых компаний, многие себя в нем попробовали (см. статистику), в отличие, скажем от сегмента авиационного лизинга.
![]() |
![]() |
На сегодня в СМИ практически отсутствует PR реализованных реализуемых сделок по лизингу недвижимости, в том числе крупнейшими игроками этого сегмента. Может быть, это говорит о кэптивности и непрозрачности этих сделок ?
· Оценка перспектив развития данного направления
Перспективы развития соответствую общим тенденциям развития лизингового рынка в европейских странах, т.е. до 20% в общем портфеле отрасли. Естественно, при условии преодоления изложенных ниже сложностей.
Перспективы связаны также со стабилизацией общеэкономической, появлением «длинных» денег у финансирующих институтов. Этот вопрос чрезвычайно важен для лизинга недвижимости, поскольку недвижимость относится к категории основных средств с длительными сроками амортизации.
· Способы и формы развития международного сотрудничества в данном секторе
Традиционные – изучение положительного опыта ,в том числе законодательной и правоприменительной практики.
· Оценка изменения конкурентной среды в данном секторе на период 2014-2020
Изменение конкурентной среды может быть связано только с наработкой сделок, получения большего опыта, совершенствования взаимоотношений с регистрирующими органами, проведения практической разъяснительной работы.
· Возможные пути, ресурсы, участники рынка, необходимые для преодоления существующих проблем
Они вытекают из отмеченных участниками секции этих самых проблем
§ Рост «длины» денег приведет за собой к росту объема данного сегмента
§ Просветительская работа по всем направлениям о возможностях лизинговых компаний в данном сегменте. Информированность потенциальных клиентов в данном направлении полярна по отношению, скажем, к осведомленности клиента о лизинге автомобилей, строительной техники и подвижного состава.
§ Возможность совершения «ломбардных» сделок, когда риски открываются непосредственно на предмет лизинга – т.е. на недвижимость. Продвижение в данном направлении возможно при адекватном развитии вторичного рынка недвижимости и управления прогноза ее стоимости в динамике + изменение позиции финансирующих институтов, которые, как правило, открывают риски только на лизингополучателя.
§ Решение на законодательном уровне коллизии «земля – объект недвижимости на ней», когда первая исключена из списка лизингуемых основных средств. Создание связки этих двух объектов при совершении лизинговой сделки.
§ К продвижению этого сегмента необходимо добавить компетенции лизинговой компании в организации сделки, изучения ее всех аспектов, сопровождения по регистрации и т.п. Продвижение и реклама этих компетенций как сервиса, предоставляемого лизинговой компанией, позволит реализовать одно из немногих преимуществ лизинговой сделки по сравнению с простым кредитованием.
§ Более активная работа с застройщиками для создания комплексного продукта – лизинг коммерческой недвижимости на первичном рынке.
§ Создание «коробочного продукта» - лизинг отдельных помещений, скажем офисов в офисном центре.
· Предложения по совершенствованию законодательной базы. Роль государства и государственных органов в стимулировании развития в данном секторе
Реально отмечено два направления:
§ Закрепление переоценки основных средств в целях ее продажи без существенных налоговых последствий (сегодняшняя разница съедает до 13 цены продажи – НДС и налог на прибыль)
§ Решение коллизии «земля – объект недвижимости на ней» в рамках лизинговой сделки
· Предложения по формированию положительного имиджа лизинговой отрасли
Проведение активного PR лизинга недвижимости и компетенций лизинговых компаний по данному вопросу, т.е. предоставление дополнительного сервиса лизингополучателям, и позволит продвигать лизинговую отрасль как реальную альтернативу банковскому кредитованию и ее достоинства.
Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.