Лизинг нуждается в поддержке государства

16 октября 2012

В свою очередь лизинговые компании должны обеспечить прозрачность и понятные стандарты в работе
Недостаточная инвестиционная активность российских предприятий продолжает оставаться одним из основных препятствий на пути стабилизации отечественной экономики. В то же время мировой опыт подтверждает прямую зависимость между развитием лизинга и привлечением капиталовложений.
 
Очевидно сам по себе, в отрыве от экономики лизинговый рынок существовать не может, и на него оказывают влияние все происходящие в экономике события, принимаемые законы. Учитывая износ основных фондов российских предприятий, положение России на мировой арене, вступление в ВТО, сегодня существует объективная потребность в широкомасштабном перевооружении производства. При активном внедрении лизинг, в силу присущих ему достоинств, может стать не только мощным импульсом для технического обновления производства, но и для структурной перестройки всей экономики в целом. Задача такого масштаба может быть осуществима только при тесном взаимодействии лизингового сообщества с государственными структурами, в части принятия законодательных инициатив, способствующих развитию экономики в целом.
 
Лизинг является институтом, заимствованным Россией из-за рубежа, где он возник под влиянием экономической политики, проводимой в отношении имущественных отношений. Поэтому западная практика и тенденции рынка лизинга являются для России если не целевым ориентиром, то передовым опытом, позволяющим оценивать эффективность используемых в России механизмов, продуктовой лизинговой линейки, технологий, особенностей регулирования.
 
Уровень развития лизингового рынка в конкретной стране определяется существующей в ней совокупностью факторов, включающих:
  • Нормативно-законодательную базу
  • Государственное регулирование
  • Макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка
  • Уровень банковского процента, особенности налогообложения, степень инфляции
  • Особенности учета лизинговых операций.
Благоприятное сочетание этих факторов обусловило существенное развитие рынка лизинга в США и Европейский странах, что позволяет говорить о значимости лизинга для мировой экономики, из чего можно сделать вывод о перспективах развития лизинга в России.
 
Сегодня лизинг занимает в Европе прочное место среди других инструментов обновления и модернизации основных фондов предприятий, его доля в инвестициях в основной капитал достигает 20%. Современный европейский рынок лизинга в 7 раз больше российского и гораздо более зрелый. 
 
Также как и в России, рынок лизинга в Европе достаточно концентрированный и в основном сосредоточен в руках лизинговых компаний при банках или финансовых группах, что объясняет традиционный для России путь развития лизинга  как изначально финансовой услуги.
 
Тем не менее, в последнее время в Европе наметилась тенденция снижения концентрации рынка. По данным Европейской ассоциации лизинговых компаний Leaseurope на 10 крупнейших лизинговых компаний в 2011 году приходится 34% нового бизнеса. Для сравнения, в сентябре 2012 года Рейтинговое агентство Эксперт представило результаты исследования российского рынка лизинга за 1-е полугодие 2012 года, на ТОП-10 приходится 67% нового бизнеса в России. Но в Европе количество новых контрактов несопоставимо с российским показателем. Основными драйверами российского рынка являются отдельные крупные инвестиционноемкие проекты, реализуемые рядом крупнейших лизинговых игроков.
 
Сравнивая данные этого и прошлого года можно также заметить снижение размеров нового бизнеса у ряда компаний ТОП-5, тогда как компании, ориентированные на розничные сегменты, продолжили наращивать свои портфели.
 
Так как лизинг в России зависит от реализации инвестиционных проектов предприятиями различных отраслей, то в первую очередь, государственная поддержка должна оказываться даже не лизингу в отдельности, а конкретным отраслям народного хозяйства, путем стимулирования всех форм инвестиций.
 
Продолжая сравнение европейского и российского рынков лизинга, обратим внимание на различия в продуктовой линейке между этими двумя рынками. В Европе в лизинг можно приобрести практически любое имущество, включая редкие для России сделки по лизингу недвижимости, сделки по лизингу ИТ-оборудования.
 
Если исключить специфику российского рынка лизинга, а именно, сделки по лизингу подвижного железнодорожного состава, то основное отличие продуктовых линеек в России и в Европе заключается в сложности реализуемых сделок, зависящих от уровня развития, в том числе и законодательной базы.
 
Наиболее значительные отличия наблюдаются в нескольких сегментах. Во-первых, это  лизинг оборудования: если в России это единичные сделки, реализуемые предприятиями различных отраслей экономики (в отдельности каждая отрасль занимает порядка 2%, что не позволяет говорить о тиражируемых продуктах и технологиях их предоставления), то в Европе 27% рынка лизинга оборудования приходятся на сделки с ИТ имуществом и машиностроительным оборудованием.
 
Во-вторых, 13% рынка лизинга Европы приходится на сделки с недвижимостью, в структуре которых почти равные доли приходятся на сделки с промышленной недвижимостью, торговой недвижимостью, офисов. В России этот показатель составляет всего 3%. При этом российские лизингодатели ориентируются не на какие-то отдельные виды объектов, а скорее на профиль своих клиентов, реализуя подобные сделки со своими наиболее крупными и значимыми клиентами, либо включая их в состав сложных проектов по модернизации производственных комплексов.
 
Третьей важной тенденцией развития лизингового рынка является значительная доля сегмента транспортных средств в структуре как Европейского, так и Российского рынков. Однако и тут причины такого развития существенно различаются. Если в России развитие данного сегмента обусловлено понятным уровнем рисков, к которому готовы российские компании, то в Европе это связано с возможностью осуществления сделок с физическими лицами, развитым оперативным лизингом и вторичным лизингом имущества.
 
К наиболее важным аспектам любого рынка лизинга можно отнести:
  • прозрачные и понятные показатели рыночной статистики, отчетности лизинговых компаний,
  • линейку лизинговых продуктов, состоящую не только из традиционных финансовых инструментов, но и оперативного лизинга, лизинга для всех сегментов клиентов, включая физических лиц,
  • систему риск-менеджмента, построенную на принципах Basel, с диверсифицированным подходом к оценке клиентов и рисков на предмет лизинга,
  • развитый вторичный рынок имущества, позволяющий прогнозировать цену выкупа и реализации на любом этапе лизинговой сделки, а также являющийся гарантом спроса при сделках оперативного лизинга,
  • развитые каналы продаж, включая вендоров, кросс-продажи материнских банков (для компаний при банках и финансовых группах), собственную сеть,
  • доступ на рынки капитала и связанная с ним понятная и простая процедура рейтингования,
  • высокий уровень проникновения инструмента лизинга в инвестиции в основной капитал,
  • систему клиентского сервиса, построенную на использовании современных CRM-систем,
  • уровень автоматизации в целом, способный обеспечить предоставление актуальных, достоверных данных и спрогнозировать показатели на будущее.
Сравнивая эти показатели рынка в Европе с уровнем развития российского рынка лизинга, можно сделать вывод, что потенциал развития лизинга в России огромен. Это потенциал может быть полностью реализован только при поддержке со стороны государства.
 
История развития лизинга в России свидетельствует, что к настоящему времени сложилась определенная практика установления различных льгот для участников лизинговых операций по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности.
 
В России положения многих законодательных и нормативных документов, регламентирующих общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и т. д., не являются специфическими по отношению к лизинговой отрасли и не учитывают специфику деятельности лизинговых компаний.
 
Сегодня существует ряд актуальных вопросов, требующих решения на уровне законодательства:
- Возможная отмена ускоренной амортизации
Во-первых, наличие налоговых льгот при лизинге оказывает существенное влияние на реализацию инвестиционных программ предприятиями, не имеющими запаса рентабельности, а к ним относятся большее количество российских производителей. Поэтому одним из последствий отмены ускоренной амортизации может стать снижение их инвестиционной активности.
Во-вторых, принятие таких изменений повлечет за собой развитие других сфер лизинга, таких как оперативный лизинг, лизинг для физических лиц и пр., а они в настоящий момент не обеспечены необходимой поддержкой с точки зрения законодательства.
- Запрет на вторичный лизинг
В условиях текущей экономической ситуации, особенно в период после кризиса, лизингодатели столкнулись с массовыми неплатежами и вынуждены были изымать имущество, не имея возможности реализовать сделку классического финансового лизинга изъятого имущества в последующем.
- Отсутствие консолидированной позиции по вопросу соблюдения баланса интересов лизингодателей и лизингополучателей в случае изъятия предмета лизинга: в отношении лизингополучателя – сбалансированный подход к пониманию цены выкупа, в отношении лизинговых компаний – принятие цивилизованных правил изъятия.
 
Перспективы развития рынка лизинга в России зависят от его привлекательности, в первую очередь, для потребителей этой услуги.
Важное значение имеют инициативы, реализуемые государством в части поддержки лизингополучателей. Во многих регионах России приняты программы субсидирования части затрат на облуживание договоров лизинга для малого бизнеса, а также для предприятий, приобретающих с использованием лизинга имущество, произведенное российскими предприятиями.
 
Следующим этапом поддержки данной инициативы должно стать возмещение субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям стратегических отраслей части лизинговых платежей при покупке нового технологического оборудования, в том числе и импортного, при условии, что аналогичное оборудование не производится на территории России.
 
Кроме возмещения в финансовой форме такие сделки могут поддерживаться в форме предоставления гарантий со стороны субъектов федерации, на территории которых реализуются программы развития.
 
Важно отметить, что не только лизинговый рынок должен быть заинтересован в государстве, и требовать от него принятия комфортных для себя условий деятельности, но и государство должно быть заинтересовано в лизинговом рынке, который для этого должен обеспечить прозрачность операций, понятные стандарты и подходы к работе. Это позволит рассматривать лизинг как рискозащищенный инструмент с точки зрения экономики в целом.
 
Дальнейшее развитие рынка лизинга диктует необходимость создания стандартов лизинговой деятельности, которые позволят снизить административную нагрузку на лизингополучателей, повысить инвестиционную привлекательность отрасли в целом за счет снижения рисков, расширить доступ для российских лизинговых компаний на рынки капитала.
 
На реализацию этих целей направлена, в первую очередь инициатива по разработке стандартов по риск-менеджменту и создание саморегулирующей организации в лизинговой отрасли.
 
Принятие единых стандартов позволит и финансовым институтам рассматривать лизинговые компании как привлекательных надежных заемщиков.
 
Банковские кредиты для лизинговых компаний – ключевой источник фондирования и занимает в их пассивах порядка 70%, поэтому конкурентоспособность и рентабельность лизинговых компаний в России существенно зависят от условий банковского фондирования. Однако сейчас лизинговые компании с точки зрения формальных показателей не являются лучшими клиентами для банков.
 
С 1 июля 2012 года вступила в силу новая версия инструкции 110-и по расчету достаточности капитала банков. Согласно ей устанавливаются повышенные коэффициенты риска 1,5 по многим группам заемщиков - фактически для значительной части корпоративных заемщиков, не относящихся к малому бизнесу, к стратегическим предприятиям, а также к оборонно-промышленному комплексу. Банковский сектор России стремится к базельским принципам, в частности – в плане критериев кредитного качества заемщиков. В новой инструкции 110-и предусмотрено важное исключение: при наличии кредитного рейтинга высокого уровня повышенный коэффициент риска не применяется.
 
Поэтому формирование сильного устойчивого лизингового рынка не осуществимо без повышенного внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости.
 
Результатом таких мер должно стать повышение капитализации российских лизинговых компаний и повышение привлекательности рынка для инвесторов. Это позволит рассматривать лизинг не как способ использования налоговых преференций, но как зрелый механизм инвестирования.
 
Внимание! Обсудить результаты исследования и прокомментировать статью можно на форуме сайта ОЛА (вход только для членов ОЛА).
 
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
 
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru