30 мая 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся 3-й ежегодный Съезд Лизинговой Отрасли России, организованный Объединенной Лизинговой Ассоциацией (ОЛА) при поддержке Европейской Конфедерации Лизинговых Ассоциаций (Leaseurope). Главной темой 3-го Съезда была выработка СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ в 2014-2020 гг. Создание стратегического плана развития отрасли проводилось по группам, которые были сформированы из участников Съезда, работающих в основных сегментах лизингового рынка. Мы продолжаем публикацию серии статей, посвященных развитию отдельных сегментов, по которым модераторы секций сделали обобщение мнений участников. В дальнейшем данные материалы будут объединены в один документ. Стратегия станет основным документом, направляющим работу ассоциации, а также основой для обращений в органы власти.
Автор третьей публикации, модератор секции "Лизинг оборудования в секторе МСП" – Румянцев Константин Владимирович, генеральный директор ООО "ЭКСПО-лизинг"
Результаты дискуссии в рамках Секции
«Лизинг оборудования в секторе МСП»
1) Большинство участников считает, что бурного роста в этом сегменте лизинга в ближайшие годы не будет:
Во-первых, в 2012 году число МСП в России по данным Росстата уменьшилось до 238 тыс. предприятия (-4,5 тыс, или -2%), и по мнению большинства участников резко снизилось число новых предпринимателей желающих организовать бизнес.
Во-вторых, существенное влияние на размер этого сегмента, оказывает переход успешных компаний в сегмент среднего и крупного бизнеса.
Вместе с тем, клиенты данного сегмента рынка предъявляют традиционно высокий спрос на лизинговые услуги, по сравнению с другими источниками финансирования. Объясняется это особенностями лизингополучателей, так типовой портрет клиента этого сегмента следующий:
- Опыт работы менее 3 лет
- Низкое качество бухгалтерской и оперативной отчетности
- Небольшой размер собственного имущества (залоговой базы)
- Проектный характер деятельности
- Горизонт планирования редко превышает 2 года.
Поэтому самым вероятным прогнозом на ближайшие 5-7 лет для этого сектора является стагнация, с ежегодным ростом в 5-10% (фактически близким к темпам инфляции). В результате ежегодный размер нового бизнеса в этом сегменте к 2020 году составит около 0,6 трлн.руб. т.е. удвоится.
2) Конкуренция в этом сегменте всегда была и будет высокой. Усиление акцента на этом секторе со стороны крупнейших лизинговых компаний с государственным участием воспринимается участниками рынка по-разному:
С одной стороны, приход крупных игроков означает снижение уровня маржи и повышение неценовых характеристик лизинговой услуги (скорость, гибкость, повышение аппетита к риску)
С другой стороны, есть большие сомнения, что крупные структуры могут эффективно и гибко работать с данным сегментом клиентов, но их маркетинговые усилия могут оживить рынок.
3) Для развития данного сектора считаем целесообразным:
a. В связи с неравномерностью и адресностью гос. поддержки предприятий данного сектора. Предлагать государству уделять большее внимание развитию единых и общедоступных льгот и преференций для ВСЕХ предприятий МСП. (Адресность подразумевает отбор и одобрение конкретной меры для конкретного получателя, единая льгота в этом смысле льгота которую может получить любое предприятие соответствующее общеизвестным критериям)
b. Для расширения охвата государственной поддержки и повышению ответственности получателей помощи, большее внимание уделять государственным гарантиям.
c. Вынести на рассмотрение гос.органов идею поддержки «зрелых предприятий», под этим термином имеется в виду бизнес который:
i. В рамках одного юр.лица работает более 3 лет
ii. Более 3 лет декларирует доходы от деятельности и платит налоги.
b. Возможные меры поддержки
i. «налоговые каникулы» - отмена налога на прибыль 1 раза в 3/5 лет, в размере пропорциональном уплаченному за истекший период.
ii. Предоставление преимуществ, таким компаниям при участии в конкурсах на поставки / работы в рамках гос.заказа
iii. Уменьшить периодичность налогового администрирования для данных компаний
2) Предоставить лизинговым компаниям, которые работают с лизингополучателями – неплательщиками НДС, льготу в соответствии с которой, НДС начисляется только на стоимость приобретения предмета лизинга, сама же услуга лизинга не является объектом налогообложения НДС.
3) Мандаты. Для развития качественной и эффективной конкурентной среды, любая лизинговая компания получающая гарантии / целевые средства из бюджета должна иметь четкие ограничения расходования средств в соответствии с конкретной программой.
4) Возможным драйвером сегмента лизинга для МСП, может служить медицинское оборудование, и если на лизинговые компании распространить льготу по начислению НДС на это имущество, размер всего сегмента лизинга для МСП может удвоится не за 7 лет, а за 2-3года.
Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru