Либерализация валютной политики в 2017 году привела к тому, что многие клиенты обратились за реструктуризацией платежей. В 2019 году снизилась ставка НДС, что затронуло и лизинговые компании. Однако при поддержке Лизинговой ассоциации Узбекистана в Налоговый кодекс были внесены необходимые изменения, в результате в республике удалось оптимизировать схемы НДС и взаимозачетов. Лизинговые операции в Узбекистане способны составить конкуренцию коммерческому кредитованию и востребованы среди населения. Просроченные кредиты, выросшие в период пандемии до 70%, к концу прошлого года снизились до 8%. Среди негативных последствий локдауна – разрыв логистических цепочек, увеличение сроков поставок оборудования или транспортных средств, а также дефицит новых объектов лизинга вследствие глобального дефицита чипов на мировом рынке.
В начале весны 2022 года началась переориентация отрасли в связи с заменой бизнес-партнеров из Польши, Украины, Прибалтики на представителей из других стран, в первую очередь Индии и Пакистана. Были разрушены традиционные логистические маршруты, в то же время международные финансовые институты, в том числе европейские инвестиционные банки, активизировались и предлагают свое участие в различных проектах. Основной рынок сбыта предприятий текстильной промышленности Узбекистана – Российская Федерация, Украина, Евросоюз, и одним из главных вопросов является поиск решений обхода санкций. С начала марта Центральный банк Узбекистана при поддержке правительства оперативно внедрил свободную конвертацию рубля, поэтому проблем при расчете с российскими поставщиками не возникает.
Ожидается активизация национальных логистических перевозчиков на международных маршрутах для доставки грузов в европейские государства. Увеличивается дедолларизация контрактных отношений: появились случаи платежей в китайских юанях между узбекскими и российскими партнерами. Растет интерес к вторичному рынку объектов лизинга, поскольку дефицит первичных объектов еще сохраняется.
Представители лизинговой отрасли Узбекистана заинтересованы в расширении сотрудничества с Объединенной лизинговой ассоциацией России с целью внедрения у себя практического опыта разработки рекомендаций для отрасли, касающихся защиты прав участников рынка, проверенных финансовых решений, новых продуктов и дополнительных сервисов. Совершенствование методологии лизинговой деятельности, масштабирование успешных моделей, глубокий анализ на базе телеметрики бизнес-моделей стимулируют развитие международного лизинга, а взаимовыгодное сотрудничество позволит обеспечить потребности российских лизингополучателей с участием узбекских компаний.
Директор Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей Шиманович отмечает, что с момента возникновения первой лизинговой компании в республике в 1992 году был сделан акцент на тесном взаимодействии с государством, которое продолжается и сегодня. Государство учитывает большинство инициатив лизингодателей при создании нормативно-правовой базы. Лизинг в Беларуси в мягкой форме (получение статистической отчетности, вопросы раскрытия информации и т. п.) регулируется Национальным банком с соблюдением интересов представителей отраслевого сообщества, находящихся в постоянном диалоге с регулятором.
Белорусская ассоциация объединяет 38 организаций из 112 включенных в реестр, ее члены контролируют 95% рынка лизинга Беларуси. В 2021 году было заключено свыше 83 тыс. договоров лизинга на сумму 1 млрд 592 млн евро, увеличение объема договоров составило 32%. Активно развивались сегменты инвестиционного лизинга и потребительского лизинга для физических лиц. Благодаря налоговым преференциям наблюдается весьма активный рост второго сегмента, составляющего около 20% от совокупного лизингового портфеля.
В 2022 году вследствие санкционных ограничений произошло серьезное снижение темпов роста: за 1 квартал 2022 года лизинговые организации заключили новые договора на 185 миллионов евро, что составляет всего лишь 19,44% от совокупного значения за прошлый год.
Характерной особенностью белорусского лизинга является большая автономия перед внутренними финансовыми институтами, которую обеспечивает высокий уровень проникновения иностранного капитала – около 40%. Это повышает устойчивость отрасли в периоды колебания внутреннего рынка. Высокая защищенность инвестиций позволила избежать оттока иностранного капитала даже в ходе жестких валютных ограничений. География иностранных партнеров в этой сфере достаточно широкая – Австрия, Прибалтика, Российская Федерация и другие государства. Объем нового бизнеса по предметам лизинга в 2021 году распределился следующим образом: здания и сооружения – 3,8%; машины и оборудование – 36%; транспортные средства – 57%.
Лизинговой портфель стабильно растет и обладает высокой ликвидностью, о чем свидетельствуют следующие цифры: структура просроченной задолженности лизинговых организаций составила всего 2,3% по итогам прошлого года в совокупном портфеле и 2,58% в первом квартале 2022 года, что значительно превысило показатели банковского сектора.
На развитие лизинга в Республике Беларусь влияет ряд аспектов. К благоприятствующим условиям можно отнести высокий удельный вес собственного капитала в финансировании лизинговых проектов и высокий уровень проникновения иностранного капитала в отрасль, а также совершенную нормативно-правовую базу. Среди сдержек – недостаточный объем ресурсной базы, сложности с получением кредитов, высокие инвестиционные риски, снижение платежеспособного спроса. Приобретать за рубежом имущество для передачи в лизинг стало проблематично в связи с нарушениями логистики и санкционными ограничениями. После запрета на въезд белорусских грузовиков в страны Евросоюза и ответных мер со стороны Беларуси бизнес ищет альтернативные способы поставок. Одна из рабочих схем – перецепка на границе грузов с европейских фур на белорусский транспорт с дальнейшим транзитом в пункт назначения. Ожидается замещение западных брендов машин, ранее производимых на заводах Европы или РФ, на бренды китайского автопрома, а также активный приток на рынок подержанного ликвидного автотранспорта.
подготовлено по материалам 11-го Съезда лизинговой отрасли России