Лизинг в машиностроении, металлообработке и металлургии 2014-2020

10 июля 2013

Результаты дискуссии в рамках Секции на 3-м Ежегодном Съезде Лизинговой Отрасли РФ

 30 мая 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся 3-й ежегодный Съезд Лизинговой Отрасли России, организованный Объединенной Лизинговой Ассоциацией (ОЛА) при поддержке Европейской Конфедерации Лизинговых Ассоциаций (Leaseurope).  Главной темой 3-го Съезда была выработка СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ в 2014-2020 гг. Создание стратегического плана развития отрасли проводилось по группам, которые были сформированы из участников Съезда, работающих в основных сегментах лизингового рынка. Мы начинаем публикации серии статей, посвященных развитию отдельных сегментов, по которым модераторы секций сделали обобщение мнений участников. В дальнейшем данные материалы будут объединены в один документ.  Стратегия  станет основным документом, направляющим работу ассоциации, а также основой для обращений в органы власти.

 
Автор первой публикации, модератор секции "Машиностроение, металлообработка и металлургия" – Иванов Сергей Викторович, генеральный директор ЗАО «ИКБ Лизинг», Председатель Подкомитета по лизингу Ассоциации Европейского Бизнеса (AEB).
 
 
Результаты дискуссии в рамках Секции
«Лизинг машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования, металлургического оборудования»
 
Общей тенденцией последнего десятилетия является низкий инвестиционный спрос на машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование (ММО). Инвестиции в металлургическое оборудование носили точечный характер и были связаны со строительством новых и модернизацией  существующих производств. Лизинг не рассматривался в качестве серьезной альтернативной возможности финансирования основных производственных фондов в металлургической отрасли.
 
Как следствие, доля этих сегментов в объеме лизингового рынка является крайне низкой и не соответствует масштабам и предполагаемым потребностям России. Согласно исследованию лизингового рынка, проведенному Газманом В.Д., по итогам 2012 года удельный вес сегмента ММО составил 2,1%, а металлургического оборудования – 0,06%. Аналогичные данные приводят и другие исследователи рынка. Более того, по данным агентства Эксперт РА, доля сегмента ММО в 2012 году сократилась до 2,1% по сравнению с 2011 г. (2,7%). Низкий спрос на лизинг характерен не только в секторах ММО и металлургии, но и в целом для лизинга машин и оборудования. Если в России доля лизинга машин и оборудования в обрабатывающем секторе составляет около 5% от объема рынка, то в Германии этот показатель равен 14%.
 
Несмотря на достаточно широкий круг лизинговых компаний, финансирующих приобретение ММО, степень конкуренции в секторе ММО можно характеризовать как низкую. Для большинства лизинговых компаний обращение к лизингу ММО носит эпизодический характер, количество активных участников, специализирующихся на ММО, незначительно. Согласно исследованию Газмана В.Д., в 2012 году в финансировании ММО участвовала 61 лизинговая компания из 96 участников опроса.  Лидеры – Сбербанк Лизинг – 6,36 млрд. рублей, МТЕ Финанс – 5,28 млрд. рублей, ГТЛК – 1,58 млрд. рублей. Достигнутые лидерами сегмента показатели не должны вводить в заблуждение, так как были преимущественно получены за счет реализации нескольких или даже одной крупной сделки. Значительно более скромные показатели отмечаются в сегменте лизинга металлургического оборудования. Количество участников ограничилось 24 компаниями. Лидеры сектора – Газпромбанк Лизинг – 0,17 млрд. рублей, Металлинвестлизинг – 0,14 млрд. рублей, Уралпромлизинг – 0,11 млрд. рублей.
 
В региональном срезе среди компаний, заключивших сделки в сегменте ММО в 2012 году, отмечается крайне высокая доля компаний из московского региона (г. Москва и Московская область). Из 61 участника опроса на Московский регион пришлось 31, Санкт-Петербург - 7, Челябинск - 2, Екатеринбург, Тюмень, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Тольятти, Ижевск, Саратов, Белгород, Красноярск и т.д. - по 1 участнику.
 
Отличительной особенностью сектора ММО является большая доля государства в капитале предприятий отрасли. Как следствие, для многих предприятий вопросы приобретения основных производственных фондов решаются централизованно, зачастую посредством получения внутрикорпоративного финансирования. Примером может служить госкорпорация «Ростех». Замкнутый цикл производства на оборонных предприятиях существенно сокращает привлечение субподрядчиков – потенциальных клиентов лизинговых компаний.
 
Большие надежды возлагались на предприятия автопрома, в том числе, при создании сборочных производств на территории РФ. К сожалению, промышленная сборка автомобилей осуществляется фактически полностью на базе импортируемых комплектующих. Западные производители автомобилей связывают процесс локализации производства исключительно с прямыми иностранными инвестициями и созданием в России производств с их традиционными партнерами - производителями автокомпонентов, которые крайне редко обращаются к лизингу на этапе создания дочерних предприятий. Российские производители не соответствуют их требованиям в связи с низким уровнем производства, устаревшей технологической базой, высокой себестоимостью продукции. При этом, в условиях низкой загруженности производственных мощностей автозаводов в Европе (Франция, Италия, Испания, Португалия) цены на автокомпоненты европейского производства ниже российских при несопоставимом уровне качества. Таким образом, рынок лизинга в области автомобилестроения ограничен российскими (по структуре капитала) автопроизводителями и их поставщиками, которые в свою очередь предъявляют все более высокие требования к срокам и стоимости лизинга.
 
Во многих отраслях промышленности (авиастроение, транспортное машиностроение, судостроение и т.д.) выпускается морально устаревшая продукция, разработанная 25-30 лет назад. Сбыт подобной продукции возможен только за счет значительно более низких цен, что накладывает жесткие ограничения на составляющие себестоимости и не позволяет проводить технического переоснащения производственной базы. Существенное влияние также оказывают такие факторы как избыточные производственные мощности, низкая производительность труда, значимость отдельных предприятий для регионов, социально-политические аспекты, нехватка квалифицированной рабочей силы.
 
В области производства металлообрабатывающего оборудования в качестве общей тенденции отмечается выпуск устаревших станков невысокого качества и с низким уровнем сервиса. На фоне немногочисленных положительных примеров налаживания современного производства в России массовой практикой стало использование отдельных иностранных комплектующих в технологически несовершенных металлообрабатывающих станках и центрах. Подобная ситуация приводит к рекламациям, судебным спорам, и, как следствие, к низкому спросу на оборудование отечественного производства. Прослеживается тенденция на дальнейшее усиление позиций иностранных производителей. В результате лизинговые сделки заключаются в основном на оборудование иностранного производства. Прямые иностранные инвестиции на территории РФ в производство металлообрабатывающего оборудования незначительны.
 
Вступление России в ВТО, введение мер по либерализации торговли, «параллельный импорт» могут существенно осложнить на ближайшие годы положение российских производителей металлообрабатывающего оборудования, укрепить позиции иностранных производителей. Спрос на металлообрабатывающее оборудование будет оставаться довольно низким. Аналогичные тенденции будут характерны и для лизинга в этом сегменте.
 
В целом, программы Правительства РФ по модернизации промышленности продолжают оставаться в области желаний. Инвестиционный спрос со стороны негосударственных предприятий в сегменте ММО и металлургического оборудования низкий. Показатели лизинга отражают положение дел. Без реальных подвижек в области модернизации российской производственной базы не следует ожидать увеличения абсолютных и относительных показателей в этом сегменте лизинговой деятельности.
 
Привлечение фондирования под реализацию лизинговых сделок в сегментах ММО и металлургического оборудования сложнее, чем в сделках с транспортными средствами или строительной техникой. Банки, как основной источник фондирования в России, относятся с осторожностью к финансированию машин и оборудования в целом. Характерен консервативный подход банков к оценке залоговой стоимости машиностроительного, металлообрабатывающего, металлургического оборудования. Во многом, на принятие кредитных решений банками влияют не финансовое состояние лизингодателя, показатели его портфеля и т.д., а платежеспособность лизингополучателя, предоставляемое им обеспечение, структура сделки (размер аванса, срок лизинга).
Для сегмента ММО и металлургического оборудования характерна достаточно хорошая платежная дисциплина. Во многом, это объясняется взвешенным, осторожным подходом лизингополучателей к заключению лизинговых сделок. Другой причиной является установление партнерских отношений лизинговых компаний с лизингополучателями.
 
Проблемы в сегменте ММО и металлургического оборудования носят системный характер на федеральном уровне. Без роста экономики, модернизации производственной базы, активных инновационных процессов не следует ожидать увеличения объемов лизинга в этих сегментах. Ускоренная амортизация не является критичным фактором при принятии инвестиционных решений лизингополучателями. Вместе с тем, сохранение ускоренной амортизации в сегменте ММО и металлургического оборудования позволит сохранить некоторые конкурентные преимущества лизинга и упростит взаимодействие с банками на этапе привлечения фондирования.
 
В части законодательных инициатив, совершенствование процедуры расторжения договоров лизинга и изъятия предметов лизинга из незаконного владения является, возможно, более критичным для сегмента ММО и металлургического оборудования, чем для других направлений лизинговой деятельности, что связано со сроками демонтажа и последующего ремаркетинга.
 
 

Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.

 
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru