Лизинг vs санкции: мнения руководителей лизинговых компаний

15 июня 2022

Что ожидает лизинговый рынок в условиях санкционного давления?
Руководители лизинговых компаний представили свое видение ситуации.

Суперактуальной для лизинга назвал проблему логистики генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров, отметив, что доля транспорта в лизинговом портфеле составляет 76%. Санкции затронули авиационную отрасль и морские перевозки, значительно изменился железнодорожный трафик в связи с ограничением экспорта российских, в том числе сырьевых, товаров. Необходима переориентация на восточные рынки, но это невозможно без инвестиций в транспортную инфраструктуру. Развитие автомобильных и железных дорог, организация новых складских терминалов, портов и логистических центров стимулируют в первую очередь строительную отрасль. Получит определенный импульс и рынок спецтехники, связанной со строительством и модернизацией действующей дорожной инфраструктуры. Примечательно, что 81% брендов, представляющих спецтехнику, продолжат работать в России.

По оценке экспертов, доля импорта в российском оборудовании составляет 63%, при этом примерно половина объема приходится на поставки из дружественных стран. Клиенты лизинговых компаний уже находят альтернативу западной технике на рынках Китая и Турции, где существует собственное машиностроение, и доля этих стран в дальнейшем будет только увеличиваться.

В сегменте легковых автомобилей ожидается существенное падение, хотя ситуация не выглядит катастрофической: 58% рынка занимают поставщики, которые остались и, хотя и с ограничениями, продолжают работать. Пустующую нишу могут занять китайские производители, которые придут делать бизнес не с нуля – за последние годы у россиян уже состоялось знакомство с продукцией азиатских брендов, выстроивших первичную дистрибуцию и завоевавших определенное доверие новых покупателей.

Схожая ситуация наблюдается в сфере грузового транспорта. Укрепляет лидерство ПАО «Камаз», занимающийся пересмотром собственной продуктовой линейки. Чтобы не допустить падения рынка больше, чем на 40–50%, в условиях снижения инвестиционной активности необходимо преодолеть острый кризис в логистике комплектующих. Ожидаемый высокий спрос на подержанную технику генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» считает хорошим вызовом для лизинговых компаний, чтобы перестроиться и закрыть текущие потребности своих клиентов. Государственная поддержка в нынешней ситуации должна помочь производителям сохранить объемы производства и восстановить логистику. Вячеслав Спиров призвал ориентироваться на рыночные возможности, которые сохраняются с учетом всех ограничений.

Одна из задач лизингового сообщества – сохранить бизнес и не упустить наработки, чтобы вернуться в фазу роста и развития.

«Нам всем нужно какое-то время для адаптации», – в своем выступлении Вероника Новикова, председатель правления АО «Альфа-лизинг», отметила увеличение доли подержанной техники – с 5% до 20% – в портфеле компании. Среди механизмов, эффективно работающих на рынке в условиях ограничений, особо выделяется возвратный лизинг. Что касается пострадавшей от санкций IT-инфраструктуры, необходимой для полноценного ведения бизнеса, то здесь представитель АО «Альфа-лизинг» посоветовала занять выжидательную позицию, пока не появятся конкретные разработки, которые можно тестировать. Вероника Новикова также отметила, что цифровой лизинг не утратил своей актуальности и что его нужно переводить в практическую плоскость, охватывающую всех контрагентов сделки – от лизингополучателя до страховщика и сервисной компании.

Необходимо решать и вопрос разработки критериев для включения лизинговых компаний в перечень системообразующих организаций Российской Федерации, что, по ее мнению, позволит реализовать меры поддержки различных отраслей лизинга. Еще одной важной инициативой, которая требует продвижения, является рассмотрение вопроса об отмене двойного НДС при перепродаже подержанных авто между юридическими лицами.

Рынок сужается с точки зрения предметов лизинга, поэтому эта очевидная для всех лизинговых компаний тема, которые занимаются розничным автолизингом. Важно обращаться к Правительству поддержать решение данного вопроса положительно.

подготовлено по материалам 11-го Съезда лизинговой отрасли России