Обсуждение вопроса о том, что представляет из себя рынок лизинговых услуг, требует ответа на большое количество разных вопросов, которые, будучи освещенными, в совокупности дадут ясную картину. К таковым вопросам относятся: Вопросы объемов рынка, включая собственно объемы рынка, его сегментацию (кто сдает в лизинг, что сдают в лизинг, где сдают в лизинг), динамику, концентрацию Вопросы игроков рынка, включая какие компании занимаются лизингом, что с ними происходит. Вопросы состояния рынка (ценообразование и иные параметры лизинговых продуктов, ситуация с просроченной задолженностью)
Источники информации
Стоит сразу отметить, что сложившийся в России рынок лизинговых услуг пока еще не имеет подробной статистики
Ежегодный, а также - по возможности - ежеквартальный анализ рынка проводится разными группами заинтересованных лиц, в т.ч. 2 крупными рейтинговыми агентствами. Важным положительным моментом всех исследований является единообразие применяемых каждым агентством собственных методов, а также открытый характер собранной информации, что позволяет на основании собранной за разные периоды статистической информации делать выводы о структуре и тенденциях (росте, падении) рынка и его отдельных сегментов.
В настоящем обзоре вся статистика взята из материалов рейтингового агенства «РА Эксперт» по итогам 2013г. Все суммы представлены в млн.рублей. По имеющейся у меня информации в 2014г. «РА Эксперт» планирует перейти на методику учета нового бизнеса Европейской ассоциации лизинговых компаний.
Структура лизингового рынка РФ
Сказать, что лизинговый рынок России сильно сегментирован, значит сделать understatement.
Если анализировать что и кто сдает в лизинг, то получается, вот такая картина:
В показанной выше таблице
- Гос.компании это ТрансФин-М, Государственная транспортная лизинговая компания, Газпромбанк Лизинг, СБЕРБАНК ЛИЗИНГ, ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг как будет показано ниже, это компании стоят особняком по отношению ко всем прочим участвующим в статистике компаниям, именно поэтому они выделены в отдельную группу
- Компании автолизинга и мелких сделок компании с относительно большим числом сделок и средней суммой сделки менее 6 млн.рублей (у Европлана, например, размер средней сделки равен 2 млн.рублей, у Каркаде 1,9 млн.рублей, у компании Балтийский Лизинг 3,8 млн.рублей, у Ресо-лизинг 2,4 млн.рублей)
- Компании крупных сделок - это компании со средним размером сделки более 30 млн.рублей
- Универсальные компании - компании со средним размером сделок от 6 до 30 млн.рублей и с относительно не маленьким числом сделок
- Небольшие компании проектного типа это компании с небольшим количеством сделок (в среднем менее 1 сделки в неделю)
Как видно, рынок лизинга в РФ сегментирован следующим образом:
- Бизнес 6 гос.компаний это 55% рынка. Он состоит из лизинга капиталоемкого транспорта и еще на 15% из лизинга транспортных средств и спецтехники. Среди эти 6 гос.компаний у 5 доля капиталоемкого транспорта составляет более бизнеса, при этом у Трансфин-М 94%. Более подробно с показателями отдельных компаний можно будет познакомиться ниже.
- Параллельно с этим 34% рынка составляет лизинг транспортных средств и спецтехники, из которого 8% приходится на упомянутые выше гос.компании, а 16% на компании автолизинга и розничных сделок.
Т.е. в совокупности из 1.25 трлн.рублей объема рынка около 1 трлн.рублей (80%) приходится на сделки 6 гос.компаний и сделки лизинга транспортных средств и спецтехники, которыми в основном занимаются «розничные компании». За пределами указанных сегментов остается и лизинг оборудования (всех видов), и лизинг недвижимости.
С точки зрения типов лизинговых компаний рынок сегментирован следующим образом:
- 55% (здесь и ниже по объемам) рынка – это 6 гос.компаний
- 22% - это розничные - преимущественно автолизинговые - компании
- По 11.5% - приходится на сегменты универсальных лизинговых компаний и компаний, занимающихся крупными сделками
Значимость сегментов для лизинговых компаний
Доминирующие сегменты
Среди 131 компании, по которой имеется статистика, у следующего количества компаний в соответствующих сегментах объем нового бизнеса превышает 2/3 от общего, т.е. соответствующий сегмент является доминирующим.
Выводы:
- Т.о. видно, что из 6 гос. компаний у 5 доминирующим сегментом является капиталоемкий транспорт
- В сегменте розничных компаний прямого доминирования отдельных сегментов не много: всего 6 компаний из 50 концентрируют свою деятельность в одном сегменте, однако, если рассматривать укрупненный сегмент автомобилей (легковых и грузовых) и колесно-гусеничной и спец. техники, то у 28 компаний этот укрупненный сегмент будет занимать более 66% объемов.
- Наименьшее доминирование сегментов существует у универсальных компаний и компаний крупных сделок.
- В целом по рынку 60 компаний из 131, т.е. чуть меньше 50% работают на каком-то одном доминирующем для каждой из них сегменте.
- Наиболее уязвимыми, недиверсифицированными являются гос.компании, и компании автолизинга и розничных сделок. Первые полностью зависят от сегмента капиталоемкого транспорта, вторые от сегмента автотранспорта и спец.техники.
Важные сегменты
Среди анализируемых 131 компании у следующего количества компаний в соответствующих сегментах объем нового бизнеса превышает 10%, т.е. сегмент является важным для соответствующей компании
В приложении №1 приведен анализ значимых сегментов для разных лизинговых компаний.
Динамика показателей
В целом по анализируемым компаниям отмечается положительная динамика объемов нового бизнеса (+5% год к году)
Рост/падение сегментов видны из прилагаемой таблицы. Видно, что упали только сегмены производственного оборудования и недвижимости
Ниже видно, за счет каких компаний произошло уменьшение показателей упомянутых выше сегментов: ВЭБ-Лизниг и ГТЛК перестали заниматься лизингом производственного оборудования, ВЭБ и Газпромбанк лизинг перестали заниматься лизингом недвижимости.
Приложение 1. Какие лизинговые компании в каких сегментах работают
Показаны сегменты, объем нового бизнеса в которых превышают 10% от общего объема нового бизнеса (значимые сегменты)
Файл (приложение 1) можно увидеть ЗДЕСЬ
Из данного анализа можно сделать вывод о том, что падение указанных сегментов носит пока субъективный характер.
Приложение №2 Динамические показатели лизинговых компаний, а также сегментов лизинговых компаний
Файл (приложение 2) можно увидеть ЗДЕСЬ
Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru