Мониторинг ситуации в отрасли

26 апреля 2020

Факты и цифры по анализу текущей ситуации в отрасли, а также принятые меры со стороны ОЛА
Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА[1]) выражает глубокую обеспокоенность неблагоприятной экономической ситуацией и резким ухудшением рыночной конъюнктуры вследствие угрозы распространения вируса СOVID-19.
 
Как в предыдущие периоды экономических кризисов, так и в настоящее время сложных экономических условий, лизинг является одним из эффективных инструментов поддержки российских предприятий и производителей[2]
 
С момента возникновения негативных факторов с середины марта ОЛА активно содействует лизинговой отрасли в целях стабилизации ситуации на лизинговом рынке, а именно предпринято следующее:
 
1.                     В адрес Правительства Российской Федерации направлен перечень мер, необходимых для поддержки отрасли
В своих обращениях ОЛА акцентирует особое внимание на необходимость поддержки бизнеса клиентов-лизингополучателей. В частности, в своем обращении относительно мер поддержки лизингополучателей по новым договорам лизинга ОЛА предлагает включить в льготные программы субсидирования лизинга деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам согласно ОКВЭД 49.3 и 49.4, отнесенных Правительством к отдельным сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Также в обращении предлагается расширить перечень лизинговых компаний в программе субсидирования со стороны Минтранса в рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
 
С полным перечнем предлагаемых мер можно ознакомиться  ЗДЕСЬ
 
В ответ на обращение в Правительство РФ получены ответы: Минпромторга России ЗДЕСЬ   Банка России  ЗДЕСЬ   Минэкономразвития ЗДЕСЬ
 
2.     ОЛА проводит мониторинг текущей ситуации на предмет анализа взаимодействия лизинговых компаний с клиентами-лизинголучателями по вопросам реструктуризации лизинговых платежей
 
По данным ОЛА отмечается активная поддержка клиентов со стороны лизинговых компаний. В целях поддержки своих клиентов Лизинговые компании предпринимают все возможные в текущей ситуации меры, в том числе разрабатывают инструменты, позволяющие минимизировать просрочку и тем самым создать условия для плавного выхода из существующего кризиса.
 
По данным ОЛА количество договоров, по которым произошли обращения лизингополучателей в лизинговые компании ассоциации в период с 15.03.20 по 17.04.20, составляет 61454, в том числе:
•             31151 договоров, то есть 50% от общего количества обратившихся относится к пострадавшим отраслям (список определен Правительством РФ)
•             37009 договоров, то есть 60% от общего количества обратившихся относится к субъектам МСП
25772 договоров или 42% из общего числа обратившихся уже ОДОБРЕНО к реструктуризации лизинговыми компаниями, в том числе:
•             20223 договоров или 78% от одобренных к реструктуризации относятся к пострадавшим отраслям
•             21790 договоров или 85% от одобренных к реструктуризации относятся к субъектам МСП
 
При этом из общего числа одобренных к реструктуризации со стороны лизинговых компаний 18510 договоров или 72% требуют согласования реструктуризации в банках. Почти все они пострадавшие субъекты МСП, относящиеся к такси (транспортная отрасль).
 
По данным ОЛА количество договоров,  по которым произошли обращения лизингополучателей в лизинговые компании ассоциации в период с 15.03.20 по 24.04.20, составляет  68656. Прирост за неделю 12%. В общей сумме  остаток платежей по данным договорам до конца действия договора составляет около 490 млрд. рублей, в том числе:
•             35768  договоров, то есть 52% от общего количества обратившихся относится к пострадавшим отраслям (список определен Правительством РФ). Прирост за неделю 14%. Сумма  остатка платежей до конца действия договора по данным договорам около 392 млрд. рублей
•              51088  договоров, то есть 74% от общего количества обратившихся относится  к субъектам МСП. Прирост за неделю 38%.  Сумма  остатка платежей до конца действия договора по данным договорам составляет  около 98 млрд. рублей.
33986  договоров или 49%  из общего числа обратившихся  уже ОДОБРЕНО к реструктуризации лизинговыми компаниями, в том числе:
•             28119 договоров или 83% от одобренных к реструктуризации относятся к пострадавшим отраслям
•             30807 договоров или 91% от одобренных к реструктуризации относятся к субъектам МСП
При этом из общего числа одобренных к реструктуризации со стороны лизинговых компаний примерно около  70%  требуют согласования реструктуризации в банках. Почти все они  пострадавшие субъекты  МСП, относящиеся  к такси, автолизингу, по всем в настоящий момент ведется работа и процесс  переговоров  с финансирующими банками.
 
По данным ОЛА количество договоров,  по которым произошли обращения лизингополучателей в лизинговые компании ассоциации в период с 15.03.20 по 15.05.20, составляет 74577
договоров. В общей сумме  остаток платежей по данным договорам до конца действия договора составляет около 508 млрд. рублей, в том числе:
•             38 540 договоров, то есть 52% от общего количества обратившихся относится к пострадавшим отраслям (список определен Правительством РФ). Сумма  остатка платежей до конца действия договора по данным договорам около 395 млрд рублей.
•             57 717  договоров, то есть 77% от общего количества обратившихся относится  к субъектам МСП. Сумма  остатка платежей до конца действия договора по данным договорам составляет  около   121 млрд. рублей.
 
37564  договоров или 50%  из общего числа обратившихся  уже ОДОБРЕНО к реструктуризации лизинговыми компаниями, в том числе:
•             28 243  договоров или 75% от одобренных к реструктуризации относятся к пострадавшим отраслям
•             34 295  договоров или 91% от одобренных к реструктуризации относятся к субъектам МСП
 
При этом из общего числа одобренных к реструктуризации со стороны лизинговых компаний 17 607   договоров или 47%  требуют согласования реструктуризации в банках. 
 
По данным ОЛА количество договоров, по которым произошли обращения лизингополучателей в лизинговые компании ассоциации в период с 15.03.20 по 22.05.20, составляет 76152. В общей сумме остаток платежей по данным договорам до конца действия договора составляет около 503 млрд. рублей, в том числе:
•             39208 договоров, то есть 51% от общего количества обратившихся - из пострадавших отраслей. Сумма остатка платежей до конца действия договора по данным договорам около 392 млрд. рублей
•             60079 договоров, то есть 79% от общего количества обратившихся- субъекты МСП. Сумма остатка платежей до конца действия договора по данным договорам составляет около 123 млрд. рублей.
39037 договоров или 51% из общего числа обратившихся уже ОДОБРЕНО к реструктуризации лизинговыми компаниями, в том числе:
•             22974 договоров или 59% от одобренных к реструктуризации - из пострадавших отраслей
•          27778 договоров или 71% от одобренных к реструктуризации - субъекты МСП
 
При этом из общего числа одобренных к реструктуризации со стороны лизинговых компаний 17551 договоров или 45% требуют согласования реструктуризации в банках.
 
По данным ОЛА количество договоров,  по которым произошли обращения лизингополучателей в лизинговые компании ассоциации в период с 15.03.20 по 29.05.20, составляет  76041. В общей сумме  остаток платежей по данным договорам до конца действия договора составляет около 496 млрд. рублей, в том числе:
•             38 785  договоров, то есть 51% от общего количества обратившихся - из пострадавших отраслей. Сумма  остатка платежей до конца действия договора по данным договорам около 384  млрд. рублей
•             61 271  договоров, то есть 81% от общего количества обратившихся- субъекты МСП. Сумма  остатка платежей до конца действия договора по данным договорам составляет  около 124 млрд. рублей.
 
42 809 договоров или 56%  из общего числа обратившихся  уже ОДОБРЕНО к реструктуризации лизинговыми компаниями, в том числе:
•          23 121  договоров или 54% от одобренных к реструктуризации - из пострадавших отраслей
•          36 482  договоров или 85% от одобренных к реструктуризации - субъекты МСП
 
При этом из общего числа одобренных к реструктуризации со стороны лизинговых компаний 17 526,00  договоров или  41%  требуют согласования реструктуризации в банках.
 
По всем договорам осуществляется анализ, разрабатываются персональные предложения возможных схем реструктуризации лизинговых платежей.
Реструктуризации по договорам лизинга проводятся:
·                        По согласованию с финансирующим банком;
·                        Клиентам малого бизнеса, признанным пострадавшими по соответствующему коду ОКВЭД;
·                        При наличии объективных и подтвержденных причин;
 
Также многие члены ОЛА отмечают, что рассматривают обращения по реструктуризации от компаний, которые не входят в список пострадавших отраслей. Вопрос каждого обратившегося лизингополучателя рассматривается индивидуально исходя из сложившегося финансового положения клиента и его фактической деятельности. Необходимо отметить, что большинство транспортных средств, являющихся предметами лизинга, как это происходит в случае городского пассажирского и грузового автотранспорта, оснащены системами мониторинга, что позволяет отследить время простоя имущества и его фактического использования.
 
3.     Ведется диалог с Банком России по проблематике возникающих ситуаций с банками при обсуждении реструктуризации лизинговых платежей
 
Основным сдерживающим фактором для предоставления отсрочек в платежах клиентам является риск нарушения баланса поступающих лизинговых платежей и обязательств по погашению кредитов. Возможность лизинговых компаний в предоставлении реструктуризации клиентам напрямую зависит от реструктуризации по своим кредитным обязательствам.
 
10 апреля на пресс-конференции Э.С. Набиуллиной озвучено, что основной поддержкой лизинговых компаний будет неухудшение оценки качества реструктурируемого долга вследствие реструктурирования платежей своих клиентов.
 
По итогам выступления со стороны Банка России было подготовлено информационное письмо за подписью первого заместителя Председателя Банка России А.В. Тулина "Об особенностях применения нормативных актов Банка России" от 14.04.20 №ИН-03-41/65". Ознакомиться с письмом можно  ЗДЕСЬ
 
ОЛА считает, что только  в совместном диалоге с банками, изучив все необходимые факты и аргументацию, лизинговая компания и клиент могут найти выход в виде реструктуризации графика лизинговых платежей.

4.     Ведется работа с субъектами РФ по вопросу включения лизинговых компаний в перечень организаций, работа которых в ограниченном режиме разрешена в период с 06.04.2020 по 30.04.20
 
По предложению членов ОЛА направлены обращения: Губернаторам Вологды, Севастополя, Санкт-Петербурга, Тюменской, Калининградской, Челябинской областей, Республики Крым, Республики Башкортостан
 
На сегодняшний момент получены ответные письма из администраций города Вологды ЗДЕСЬ  Тюменской области ЗДЕСЬ  Башкортостана  ЗДЕСЬ  Калининградской области ЗДЕСЬ   Самарской области ЗДЕСЬ  Крыма ЗДЕСЬ  Москвы ЗДЕСЬ
 
4. Сформирована позиция относительно снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей через введение лизинговых каникул
Согласно позиции ОЛА мера не содействует стабилизации финансового состояния лизингополучателей сегмента МСП и лизинговых компаний  по следующим причинам: 
 
1.       Механизм 106 ФЗ при сдвижке срока платежей на более поздний период, лизинговые компании не могут начислить проценты как банки. Это связано с тем, что лизинговые компании оперируют суммой арендного платежа, а не суммой долга и процентов. В тоже время при реструктуризации такая возможность имеется по договоренности сторон.
2.       Лизинговая компания предоставляет имущество во временное владение и пользование. Смещение платежей во времени не означает изменения условий эксплуатации имущества. Таким образом, оказание арендной услуги не меняется во времени, что приводит к формированию выручки и исчислению налога на прибыль и НДС, подлежащих уплате в бюджет. В тоже время при реструктуризации лизинговых платежей стороны могут согласовать изменение условий оказания услуг.
3.       Каникулы приводят к сдвижке сроков передачи имущества лизингополучателям, что увеличивает имущественные риски лизингодателей и лизингополучателей.
4.       Установление каникул лизинговых компаний, будет означать создание прецедента внедрения каникул для всех арендных отношений, так как лизинговая деятельность согласно ГК РФ относится к арендным отношениям.
5.       Лизинговая отрасль также признана пострадавшей
 
ОЛА открыта к рассмотрению предложений, способствующих стабилизации ситуации в действующих условиях.
 
Подробная информация о деятельности ОЛА  ЗДЕСЬ
 

[1] ОЛА является крупнейшим Российским профессиональным объединением участников лизинговой отрасли, представляющим интересы 97 компаний, объем бизнеса которых составляет около 80% официального рынка лизинга России. ОЛА представляет лизинговую отрасль РФ в Европе, являясь членом Европейской Конфедерации Лизинговых Ассоциаций (Leaseurope).
 
 
[2] По данным Эксперт РА объем нового бизнеса (стоимость имущества) по итогам 2019-го года составил 1500 млрд. рублей. Наибольшую долю в новом бизнесе занимает имущество: грузовой автотранспорт, легковые автомобили, железнодорожная техника, суда (морские и речные), строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах.