Особенности развития операционного лизинга в России

19 марта 2021

Что думают эксперты о ключевых факторах для развития операционного лизинга в России

 В последние годы в нашей стране активно развивается операционный лизинг – вид аренды, при котором лизинговая компания передает имущество другой стороне во временное пользование за определенную плату. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие этой категории услуг, – изменение модели потребления, вопросы господдержки и привлечение инвесторов. Что думают эксперты о развитии и перспективах операционного лизинга?

Предлагаем вашему вниманию мнение вице-президента Объединённой Лизинговой Ассоциации (ОЛА), финансового директора АО "Сбербанк Лизинг" Алексея Киркорова, а также других экспертов, которыми они поделились на ежегодной конференции ОЛА «Автолизинг и спецтехника», состоявшейся  в  конце 2020 года.

Если появление операционного лизинга в России было связано в первую очередь со строительными или иностранными компаниями, владеющими специализированной техникой, то сейчас формируется массовый сегмент клиентов. Многое зависит от качества взаимодействия с клиентом и донесения до него информации о ценности продукта.
 
Вице-президент ОЛА и финансовый директор компании «Сбербанк Лизинг» Алексей Киркоров отмечает устойчивые позиции российского операционного лизинга среди европейских стран с учетом авиа- и железнодорожного лизинга, который не столь широко представлен в Евросоюзе. Учитывая тот факт, что операционный автолизинг только начал развиваться в России, на нашу страну приходится скромных 3 % от европейского рынка, где лидируют Великобритания, Германия и Франция, доля которых в этой отрасли составляет порядка 38 %, при этом значительную часть этой доли занимает лизинг физическим лицам.
 
Еще пару десятков лет назад председатель компании с мировым именем Amembal&Associates Судхир Амембал, признанный эксперт-консультант, обозначил тренды развития лизинга в России как последовательное прохождение этапов от финансового лизинга через конкуренцию и развитие новых продуктов к операционной аренде. Таким образом, наша страна развивается в мировом тренде, и хотя доля операционного лизинга в России для автотранспорта очень невелика, ситуация в обозримом будущем изменится.
 
 Старший директор отдела рейтингов кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов отметил, что этот кризис мы проходим с рекордно низкой ключевой ставкой, что задает и усиливает тренды, которые наметились раннее. Они позволяют создать условия для развития оперативного лизинга автомобилей. Также ожидается увеличение доли банковского присутствия за счет компаний – дочерних структур банков, активно наращивающих свои позиции в автолизинге. Банки ищут сегменты, где можно компенсировать выпадающие доходы. И одним из таких сегментов является лизинг.

Сыграют положительную роль и эффект отложенного спроса, в том числе в случае ускорения темпов вакцинации населения, и реализация нацпроектов, в рамках которых будут выделены значительные средства на обновление городской инфраструктуры и транспорта, и изменение менталитета потребителя, начинающего относиться к автомобилю как полезному инструменту, а не как к личному имуществу, и обновление парка такси и расширение каршеринга. В 2021–2022 годах прогнозируется развитие строительной отрасли, в том числе за счет государственных инвестиций, что приведет к востребованности грузовых перевозок и, соответственно, увеличению спроса на грузовые автомобили.
 
На рынок автолизинга влияет еще целый ряд трендов, которые необходимо учитывать, от массового внедрения электромобилей до колебания курса валют. Сейчас наблюдается классический кризисный эффект: с увеличением курса доллара повышается стоимость актива, что приводит к росту спроса на автомашины, но может происходить и обратная ситуация. По мнению Алексея Киркорова, определяющим фактором в лизинговой деятельности становится вопрос качества обслуживания и содержания имущества. Важный момент – управление риском остаточной стоимости, который влияет на ценовую политику лизинговой компании.
 
Рынок операционного лизинга легковых и коммерческих автомобилей, в отличие от авиализинга со сложившейся рыночной практикой и устоявшимися арендными ставками, только формируется. В связи с этим необходимо учитывать такой серьезный дополнительный фактор неопределенности, как прогнозирование остаточной стоимости для сделок от 1 до 3 лет, поскольку он становится одним из главных при ценообразовании в конкурентной борьбе.
 
По мнению Алексея Киркорова, изменения в законодательстве, регулирующем отрасль, постоянно повышают требования к финансовому лизингу и нивелируют для клиента разницу между финансовой и операционной арендой, что сделает последнюю более привлекательной для массового потребителя. Дополнительные требования и ограничения, предъявляемые законодательством к игрокам на рынке,стимулируют многие компании «мигрировать» в операционный лизинг как более сложный, но и более доходный бизнес-инструмент.

Артем Киселев, директор по продажам продуктов компании «ВТБ Лизинг», перечислил предпосылки для развития операционного лизинга, в частности, обновление парка каршеринговых компаний и общий запрос бизнеса на экономию бюджета на транспорт.
 
По мнению Антона Исаева, коммерческого директора Royal Capital  в ближайшем году мы увидим, скорее всего, коллаборацию  различных инструментов в виде лизинга, каршеринга, кэптивных и других продаж, которая приведет к финансовому лизингу, скорее всего, совмещенному с операционным в больших городах, мегаполисах, потому что для россиян приобретение автомобиля является очень значимой покупкой и ценностью, вследствие наличия больших расстояний, суровой погоды и множества других факторов, влияющих на потребителя.