Отчетность лизинговых компаний в БКИ: роль ОЛА, особенности, сроки, текущее состояние

22 сентября 2022

Интервью с заместителем руководителя направления ОЛА «Отчетность в БКИ»
ОЛА побеседовала с Алексеем Кузнецовым, начальником службы сопровождения отчетности кредитных историй ГК ВТБ Лизинг, заместителем руководителя направления ОЛА «Отчетность в БКИ».


Расскажите, пожалуйста, как возник новый процесс передачи данных в БКИ?

Лизинговые компании в истории БКИ появились не случайно.

Банк России постоянно работает над расширением доступа финансовых организаций к достоверным и актуальным данным о клиентах с целью повышения качества оценки рисков при принятии решений по кредитным и другим видам сделок. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит специальным организациям – бюро кредитных историй (БКИ), которые принимают от источников данных сведения об обязательствах должников, исполнении обязательств и формируют на основе полученной информации кредитные истории физических и юридических лиц.

Еще в 2017 году Банк России опубликовал доклад «О стратегии развития рынка услуг бюро кредитных историй», согласно которому в будущем планировалось уточнить перечень сделок, по которым информация должна направляться в БКИ, а также состав источников формирования кредитных историй. Среди новых для БКИ сделок отмечались и договоры лизинга.

В русле данной стратегии в июле 2020 года вышел 302-ФЗ, в котором уже говорится о том, что в число источников формирования кредитной истории включаются лизинговые компании. На тот момент это означало, что с 1 января 2022 г. лизингодатели обязаны были начать передавать в БКИ сведения об обязательствах клиентов по договорам лизинга. Параллельно с публикацией 302-ФЗ Банк России в 2020 году начал работу над положением 758-П «О порядке формирования кредитных историй». В этом документе регулятор описал технические требования к формированию необходимых показателей, а также перечень тех событий, которые относятся к формированию кредитной истории, при которых должны происходить выгрузки данных в БКИ. Документ был опубликован в мае 2021 года. Начиная именно с этой даты, лизинговые компании смогли начать работу над этим проектом. Некоторые лизинговые компании, в том числе ВТБ Лизинг, начали передачу данных в БКИ в действующих на тот момент форматах в инициативном порядке. А в октябре 2021 г ВТБ Лизинг удалось запустить пилотный проект, который предусматривал отправку данных в одно из БКИ. В дальнейшем это очень помогло компании в реализации передачи данных уже в новом формате, соответствующим положению 758-П.


Каковы особенности этого проекта? В чем его основные сложности?

Первая сложность с которой столкнулось лизинговое сообщество – это отсутствие ясной и однозначной методологии по формированию показателей для БКИ. К Банку России было много вопросов не только со стороны лизинговых компаний, но и со стороны банков. На сегодняшний день ЦБ издал дополнительные справочные материалы по БКИ, подготовил целый ряд информационных писем, и можно сказать, что сейчас практически на все вопросы мы получили ответы. Но на первых этапах эта проблема была очень острой и тормозила реализацию проекта.

Вторая особенность проекта по передаче данных в БКИ – это беспрецедентно большое количество информации, которую нам приходится формировать и передавать вовне. Например, кредитная история физических лиц состоит примерно из 420 показателей, а юридических лиц – из 350. При этом если говорить о кредитных организациях, то они занимаются передачей данных с 2005 года, и большую часть этих данных они уже выгружают в бюро кредитных историй, хотя и в других форматах. А лизинговым компаниям пришлось все делать с нуля и в весьма сжатые сроки.

Третий непростой момент проекта – это необходимость реализации нового бизнес-процесса в лизинговых компаниях по формированию и отправке данных в бюро кредитных историй. Например, в ВТБ Лизинг информация по лизинговым сделкам с разными видами имущества хранятся в разных системах. И в каждой из этих систем надо было обеспечить формирование соответствующих показателей, консолидировать эту информацию, обеспечить электронный документооборот с БКИ и, в конце концов, реализовать передачу данных в формате БКИ.

Нам также выдвинули высокие требования по срокам корректировки и передачи информации в БКИ. До 1 июля 2024 года лизинговые компании могут вносить изменения в течение трех рабочих дней, а потом этот срок сократится до двух дней.


Одной из антикризисных мер ОЛА была работа по отстаиванию переноса срока обязательной отчетности. Как удалось убедить Банк России передвинуть срок передачи отчетности лизинговых компаний?

Да, с 1 июля текущего года лизинговые компании должны были начать передавать данные в БКИ. Члены ОЛА приняли решение провести опрос среди лизинговых компаний для того, чтобы прояснить ситуацию по их готовности в рамках этого проекта.

По результатам опроса к 1 июля 2022 года только 17% компаний-респондентов готовы были передавать данные в БКИ. Если бы Банк России продлил срок подачи данных до 1 октября 2022 года, то 60% компаний смогли бы подключить к проекту, а при продлении срока на 9 месяцев – до марта 2023 года – 87%. Банк России, учитывая результаты данного опроса и предложение ОЛА о переносе срока запуска проекта, принял справедливое решение перенести для лизинговых компаний дату начала передачи отчетности в БКИ на 1 января 2024 года.

В рамках этого направления было проведено большое количество разнообразных мероприятий. Мы регулярно проводили опросы членов ОЛА, встречи с департаментом Управления данными Банка России, сессии с ответами на вопросы членов ОЛА с участием Объединенного кредитного бюро. И тема взаимодействия с бюро кредитных историй неоднократно освещалась на конференции, которую проводила ОЛА в 2021–2022 годах. Расскажите, пожалуйста, о главных итогах этой работы.

По итогам проделанной работы лизинговое сообщество разработало и начало работать по методике передачи сведений об обязательствах, задолженности и платежах по договорам лизинга в бюро кредитных историй. Кроме того, мы получили разъяснения от Банка России по важным методологическим вопросам и по формированию показателей кредитной истории именно для лизинговых сделок. Также мы довели до лизинговой отрасли информацию о тех готовых программных решениях, которые существуют на данный момент для взаимодействия с БКИ.


Как вы оцениваете текущее состояние проекта?

Его можно охарактеризовать тремя основными моментами.

Во-первых, сейчас лизинговые компании имеют несколько основных нормативных документов, которыми они руководствуются при реализации данного проекта. Это Федеральный закон 218-ФЗ «О кредитных историях», «Положение о порядке формирования кредитной истории» 758-П и комментарии к этому положению.

Во-вторых, у нас есть целый ряд писем от Центрального Банка с разъяснениями по поводу формирования показателей кредитной истории. Эти письма являются ответами и на наши вопросы, и на запросы Ассоциации Банков России. Также сейчас для нас четко определен срок начала передачи данных – 1 января 2024 года. Начиная с этой даты все лизинговые компании должны передавать сведения о действующих договорах лизинга, поручительства и других договорах обеспечения.

В-третьих, сейчас у нас есть готовые и частично в стадии завершения программные продукты для представления информации в БКИ.


Какие меры ответственности у нас сейчас существуют для лизинговых компаний за нарушение сроков представления данных в БКИ или непредставления информации в БКИ?

На сегодняшний день никаких штрафных санкций или нормативных документов за такие нарушения не предусмотрены для лизинговых компаний. Для справки, к кредитным организациям за нарушения, связанные с БКИ, могут быть применены санкции согласно закону о Центральном банке Российской Федерации, глава 74. Там весьма обширный перечень наказаний, и самое мягкое из них – это 0,1% минимального размера уставного капитала. Для НФО и других некредитных организаций установлены штрафы в Кодексе об административных правонарушениях. За несвоевременное предоставление данных - штраф от 2 до 5 тысяч рублей на должностных лиц и от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.

Однако есть один момент, который касается всех источников формирования кредитных историй, в том числе и лизинговых компаний. За неисполнение обязанностей по предоставлению в течение 10 дней ответа клиенту на его заявление об оспаривании кредитной истории на финансовую организацию накладывается штраф от 30 до 50 тыс. рублей.


Расскажите о планах работы по этому направлению на 2023 год.

Наше направление по БКИ в ОЛА планирует сохранить практику проведения встреч для обсуждения методологических вопросов и для того, чтобы поделиться опытом с лизинговыми компаниями по передаче данных в бюро кредитных историй. Продолжим работу с регулятором для того, чтобы доводить до лизингового сообщества информацию по изменениям в текущих нормативных документах и появлению новых, а также доводить до Банка России наши вопросы и пожелания. Будем и дальше обновлять методику данных по передаче информации в БКИ и проводить опросы для того, чтобы узнавать степень готовности компаний по этому проекту.