На недавно прошедшем 10-м юбилейном Съезде Лизинговой Отрасли России была затронута тема новых, высокотехнологичных направлений, в которых лизинговые компании начинают предоставлять свои услуги. В этой связи Александр Сучков, первый заместитель гендиректора «Росагролизинг», поделился опытом передачи в лизинг беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для использования в агропромышленном комплексе АПК.
С одной стороны, тематика беспилотных систем вызвала живой интерес у всех представителей отрасли, а с другой – осталось ощущение, что все это не про сегодняшний день и, возможно, подходит совершенно не для всех компаний.
Мы предложили развить дискуссию по этой теме Дмитрию Дацыкову, директору по развитию ГК «Форвард», заявившему, что в ближайшее время такие технологии будут широко применяться.Диалог мы решили построить в виде серии статей по беспилотным системам.
Дмитрий, давайте разберемся в нескольких вопросах. В каких сферах сегодня используются БПЛА? Для чего они нужны? Кто, на Ваш взгляд, является основным заказчиком?
На бытовом уровне (например, когда я начинаю обсуждать беспилотники с коллегами, деловыми партнерами или друзьями) тема БПЛА первоначально всегда вызывает удивление. Мол, где мы и где беспилотники! Тем не менее, это огромная сфера, которая уже прочно вошла в нашу жизнь. Кто-то использует дома автоматический робот-пылесос, кто-то давно привык встречать на дорогах Москвы, Санкт-Петербурга или Казани беспилотные машины, быстро передвигающиеся по дорогам. И мы уже совершенно не удивляемся прекрасным видовым съемкам торжественных или спортивных мероприятий. Иногда мы с вами можем увидеть шоу дронов, ставшие очень популярными в последние время во всем мире. Ну и, конечно, все знают про беспилотные летательные аппараты из новостных выпусков, в которых рассказывают, как в том или ином регионе были применены военные беспилотники.
Для большинства людей, не работающих в сфере эксплуатации БПЛА, наверняка будет новостью, что есть целые секторы промышленности, которые плотно связаны с использованием дронов.
Например, при проведении аэрофото или видеосъемки, мониторинга лесных или сельскохозяйственных угодий уже несколько лет используют БПЛА. Крупнейшие энергетические компании активно внедряют беспилотники для мониторинга своих трубопроводов или линий электропередач.
Мосты и дороги, теплотрассы и строительные площадки, поля и леса – все это объединяет одно: здесь использование беспилотников прочно вошло в каждодневную практику, и БПЛА – это не экзотика, а лишь один из многих современных инструментов, доступных для работы.
Сколько же стоят БПЛА? Ведь в числе различных аспектов для того, чтобы оценить возможный масштаб применения, нужно прояснить вопрос стоимости.
Для начала стоит отметить, что мировой рынок только промышленных БПЛА, по прогнозам журнала The Economist, в 2021 году составит более 10 млрд долларов, а общий объем рынка БПЛА к 2026 году может вырасти до 40 млрд долларов. Взрывной рост использования БПЛА связан с тем, что БПЛА позволяют решать поставленные задачи качественнее, быстрее и дешевле.
Почему? Все просто: БПЛА обеспечивают существенный рост производительности труда. Робот выдает стандартный результат высокого уровня. А его скорость позволяет делать большой объем работы.
И один из главных аргументов: затраты на работу БПЛА ниже, чем при использовании любых альтернативных вариантов решения производственной задачи.
Например, гораздо проще и быстрее сделать съемку земельного участка под новый карьер с дрона, чем обходить участок землемеру или использовать пилотируемую малую авиацию. Или, скажем, при мониторинге трубопровода БПЛА позволяет выявить даже микроутечку, которую человек не заметит без использования специальной аппаратуры. А это предотвращенная авария и сэкономленные миллионы, которые потребуются на ликвидацию последствий и выплату штрафов в бюджет.
Если говорить о стоимости промышленных дронов, то она вполне сопоставима со стоимостью легковых автомобилей. Например, популярный промышленный дрон фирмы DJI будет стоить от 800 000 рублей, а его «коллега» из сельскохозяйственной сферы обойдется в сумму от 1 300 000 рублей. И это без стоимости различного и крайне необходимого дополнительного оборудования. Стоимость же такого подвесного оборудования варьируется от десятков тысяч рублей до десятков тысяч долларов (например, гиперспектральная камера с подвесом обойдется в 60 000 долларов США).
Спасибо, Дмитрий, есть о чем задуматься. Давайте продолжим наш диалог в следующей статье и более детально разберем наиболее распространенные сферы применения беспилотников.
Продолжение следует...