почему система внутреннего контроля является важнейшим и необходимы элементом в лизинговой организации

15 июля 2019

Совсем недавно в ОЛА создан  новый комитет "Внутренний аудит, контроль, комплаенс и корпоративное управление" и профессиональное сообщество участников ОЛА по его тематике.
Деятельность комитета призвана  содействовать применению участниками лизингового рынка культуры и практик в области своей тематики, соответствию деятельности лизинговых компаний требованиям действующего законодательства,  а также поддерживать   диалог с участниками рынка и регуляторами касательно спорных и актуальных вопросов по тематике Комитета.
 
Данная статья является первым обращением к участникам профессионального сообщества!
 

Уважаемые Коллеги!

Я рада приветствовать Вас в нашем общем пространстве Объединённой лизинговой ассоциации, посвященном внутреннему контролю, комплаенс, внутреннему аудиту и корпоративному управлению в лизинговой компании. 
 
На постоянной основе мы будем размещать различные интересные и полезные материалы по тематике нашего Комитета. Будем рады получать от вас предложения в части интересующих вас тем и вопросов, на которые мы постараемся оперативно реагировать.  
 
Сегодня хочу обсудить с вами, почему система внутреннего контроля является важнейшим и необходимы элементом в лизинговой организации, а также в каких случаях система внутреннего контроля и контрольные подразделения (такие как Служба внутреннего контроля (комплаенс), Служба внутреннего аудита) являются обязательными для лизинговых организаций с точки зрения действующего российского законодательства.
 
Необходимость осуществлять внутренний контроль в организации, вкл. лизинговые организации, предусмотрена на уровне федерального законодательства, например, Федеральным закон ом N 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», Федеральным законом N 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».       
 
Интегрированная модель COSO[1] определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый Советом директоров, руководством и другими работниками организации для представления разумных гарантий достижений целей:
1)      Операционной эффективности;
2)      Достоверности финансовой отчетности;
3)      Соответствия требованиям законодательства.
 
В соответствии с концепцией системы внутреннего контроля COSO не существует единого способа внедрения системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля в небольшой организации может быть менее формализована и структурирована, чем в крупной организации, но при этом функционировать эффективно.   
Что же означает на практике создать систему внутреннего контроля в лизинговой организации?
 
Это означает обеспечить осознанную вовлеченность всех структурных подразделений и всех сотрудников организации в процесс осуществления контроля…. Ведь в текущий условиях, когда бизнес сталкивается с многочисленными вызовами и рисками, эффективный контроль становится жизненно важным и неотъемлемым элементом этого бизнеса, обеспечивая ему регулярную защиту.  
Касательно публичных акционерных обществ следует отметить изменения в Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внесенные Федеральным законом № 209-ФЗ от 19.07.2018, которые определили необходимость организации управления рисками и внутреннего контроля в публичном акционерном обществе (п.1 Ст. 87.1 «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе»).  Данная статья действует с 01.09.2018.
 
Теперь поговорим о службах.
Служба внутреннего контроля (=комплаенс) законодательно не является обязательной для лизинговых организаций на настоящий момент. Исключение составляет ответственный сотрудник по ПОД/ФТ, наличие которого является обязательным. В некоторых организациях как раз именно он и представляет собой службу внутреннего контроля (комплаенс).
Требование иметь службу внутреннего аудита распространяется на организации, в т.ч. лизинговые, акции и облигации которых включены в Первый и Второй уровень (для акций) и в Первый уровень (для облигаций). Данное условие содержится в перечне требований Московской Биржи к корпоративному управлению эмитента. В данном случае речь идет о наличии отдельного структурного подразделения, осуществляющего функции внутреннего аудита, или организации проведения внутреннего аудита с привлечением эмитентом внешней независимой организации; о наличии у эмитента политики в области внутреннего аудита, утвержденной советом директоров эмитента, которая определяет цели, задачи и полномочия структурного подразделения, осуществляющего функции внутреннего аудита.
 
Также для публичных акционерных обществ требование о необходимости иметь функцию внутреннего аудита содержат и изменения в Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внесенные Федеральным законом № 209-ФЗ от 19.07.2018 (п.2 Ст. 87.1 «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе»). Данное требование вступит в силу с 01.07.2020. Норма Закона предусматривает назначение должностного лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), который назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров публичного общества. В качестве альтернативы Закон предусматривает возможность осуществления внутреннего аудита иным юридическим лицом, определение такого лица и условий договора с ним осуществляется советом директоров публичного общества.     
 
Несмотря на установленный законодательством перечень случаев, когда лизинговые организации должны обеспечить наличие службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита, как это указано выше, многие организации предпочитают создавать такие службы и развивать данные функции, даже если на них не распространяется требование об их наличии. Это обусловлено потребностью бизнеса в контроле за обеспечением соответствия требованиям законодательства (комплаенс) и в независимой оценке эффективности бизнес-процессов и контрольной среды в организации (внутренний аудит). С другой стороны, отсутствие данных служб в ряде лизинговых организаций отнюдь не означает полного отсутствия соответствующего функционала – как правило, он распределен между имеющимися подразделениями и сотрудниками. 
 
В случае реализации реформы лизингового рынка и внесения соответствующих изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» существует вероятность того, что регулирование в отношении системы внутреннего контроля и соответствующих контрольных функций будет дополнено, о чем мы поговорим в наших последующих публикациях.  
В дальнейшем мы с вами будем рассматривать и обсуждать периметр работы указанных выше подразделений и функций, подходы и методики их контрольной деятельности применительно к лизинговым организациям.
 
Кроме того, мы подробно обсудим корпоративное управление в лизинговых организациях.   
 
До скорой встречи!


[1] Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея – The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO)
 
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Если вы заметили неточность в статье,  напишите нам, пожалуйста,  об этом!

Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.

 Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru