Подписка на автомобили: тенденции и перспективы

15 декабря 2020

Мнения экспертов автолизинга о развитии сервиса подписки в России

Подписка на автомобили: тенденции и перспективы развития

В последнее время все  чаще упоминается сервис подписки, когда за определенную плату предоставляется регулярный доступ к какой-либо услуге: образованию, развлечениям, информации и даже автомобилям. В отличие от каршеринга или аренды, подписка на авто дает возможность получить новую машину в максимальной комплектации без залога, по предъявлению паспорта и прав, не ограничивает зону эксплуатации автомобиля, включает услугу техподдержки, страхование и может оформляться через приложение. Что думают эксперты о развитии сервиса нового формата? Предлагаем вашему вниманию мнение спикеров ежегодной конференции ОЛА «Автолизинг и спецтехника», которая состоялась в ноябре 2020 года.
 
По итогам 2020 г. Россия находится на 10 месте в мире по объему продаж автомобилей. Пандемия и текущий кризис негативно отразились на рынке, но в долгосрочной перспективе по мере восстановления ВВП коэффициент автомобилизации (количество машин, приходящихся на 1000 человек) может увеличиться. Автопроизводители продолжают локализацию, бренды Haval и Mersedes Benz ввели в эксплуатацию заводы, запланирован ряд проектов по созданию новых мощностей. Каким образом изменится поведение потребителя?
 
Андрей Томышев, партнер компании EY, считает закономерным изменение модели владения автомобилем с учетом меняющихся трендов в сфере мобильности. С ростом доходов в семье нередко появляется второй автомобиль. Почти половина автопарка приходится на подержанные российские марки, что создаст дополнительную потребность в замене выбывающих из парка машин. Среди других важных факторов растущего спроса на личный транспорт – большая численность населения и существенная протяженность автомобильных дорог. О востребованности перевозок свидетельствует и тот факт, что после открытия дилерских центров восстановились продажи легковых автомобилей. По прогнозам, спрос в долгосрочной перспективе достигнет 2,5 млн машин в год.
Эксперт отметил тенденцию к консолидации авторынка, увеличению доли игроков, имеющих производство в России и получающих наибольший объем господдержки. Несмотря на пандемию и риски, присущие низко диверсифицированной экономике нашей страны, в автопром за последние пять лет вложено порядка 7 миллиардов евро в рамках контрактов по промышленной сборке, специальных инвестиционных программ, и в следующие годы ожидаются инвестиционные вливания в углубление локализации и развитие автомобильных поставщиков (Renault, АвтоВАЗ, Volkswagen, Daimler, КамАЗ, корейские и китайские производители Haval, локализованные в Тульской области, и др.). Чтобы сохранить контроль над отраслью и не упустить каналы сбыта, автопроизводители вынуждены осваивать новые сервисы.
 
Если раньше потребители приобретали автомобиль в собственность, то сегодня постепенно происходит смещение спроса с продукта на систему услуг мобильности, когда клиенту важно не владеть машиной, а получать гибкие, удобные сервисы, обеспечивающие передвижение. Ключевым драйвером развития этой экосистемы на достаточно консервативном европейском рынке являются автопроизводители, в России же тон задают новые компании и стартапы, которые занимаются услугами мобильности, всевозможные интеграторы и лизинговые компании.
 
По мнению А. Томышева, возросший интерес к услугам подписки обусловлен закономерностями развития рынка и сложившейся ситуацией, когда продажи и сервисы уходят в онлайн. Так, в США уже сегодня более 60 % потребителей готовы приобретать автомобили онлайн, не прибегая к услугам дилера. Покупателям предлагается интегрированный набор услуг, в том числе продленная гарантия, различные пакеты и финансовые продукты, брендированное обслуживание. И подписка на автомобиль является наиболее совершенным, гибким и универсальным инструментом. Помимо страховки, техобслуживания, помощи на дороге и амортизации, подписчик получает за фиксированную ежемесячную плату возможность поменять автомобиль на любую другую модель той же марки, и в этом заключается главное отличие подписки от аренды. В свою очередь производители и дилеры заинтересованы в развитии этой услуги мобильности. Во-первых, это мотивирует клиентов использовать все автомобили из существующей линейки (а не наиболее востребованные модели), во-вторых, позволит дилерам выйти в новый для них сегмент, сохранив и даже нарастив продажи, в-третьих, расширит клиентскую базу для производителей премиальных и электромобилей.
 
С другой стороны, существуют определенные сложности для проникновения сервиса подписки на рынок. Перед производителями и дилерами стоит непростая задача максимизировать продажи, не теряя прибыльности. Чтобы захватить рынок, необходимо снижать цену и иметь в наличии большой автопарк, инвестируя в новый сервис в ущерб традиционному распространению машин через дилерские центры. Не следует забывать, что последние критически важны для автопроизводителей для обеспечения устойчивого бизнеса.
 
Начальник управления развития бизнеса автолизинга компании ВТБ Лизинг Вячеслав Михайлов среди проблем, препятствующих популяризации подписки, отмечает особенности менталитета российского потребителя, воспринимающего автомобиль как продукт в отличие от западного пользователя, для которого личная машина – скорее инструмент. Сервис подписки на авто появился совсем недавно, около трех лет назад, и стал востребован в ЕС и США, потому что его выгода очевидна для граждан этих стран, которые раньше стали использовать инструменты шеринговой экономики.
 
Алексей Винер, руководитель развития корпоративных продаж Volvo, видит будущее за подпиской как новым форматом временного пользования автомобилем. Ценность обладания постепенно сменяет ценность совместного потребления, и ведущие компании адаптируются к изменяющейся реальности. Пандемия вынуждает потребителей пересмотреть свои взгляды на владение автомобилем в пользу единоличного использования, и с этой точки зрения подписка становится предпочтительнее каршеринга и услуг такси.
 
Партнер компании EY Сергей Павлов прогнозирует постепенно растущий спрос на услугу подписки на автомобили, преимущественно среди молодежи и жителей столицы. Сама по себе идея уйти от платежей и владения автомобилем в пользу подписки интересует примерно 60 % респондентов. Комфортным для большинства людей (2/3 опрошенных), для которых сервис потенциально привлекателен, был назван ежемесячный платеж на уровне 20–30 тыс. рублей. Пятая часть аудитории согласна платить 30–40 тыс. рублей, оставшиеся 15 % готовы тратить больше этой цифры. Таким образом, рынок готов принять новую модель, психологически готов и потребитель, которого останавливает отсутствие качественного предложения. В связи с этим цель лизинговых компаний, производителей и дилеров – сформировать привлекательный массовый продукт для большего охвата целевой аудитории.
 
Сооснователь и управляющий директор компании BelkaCar Елена Мурадова не считает подписку полноценным конкурентом каршеринга, поскольку у этих сервисов в какой-то степени разные потребители и разные ценовые сегменты. Не всякий пользователь каршеринга может позволить себе пользоваться подпиской.
 
Подводя итог дискуссии можно сказать, что многие компании обсуждают возможность запуска собственных подписок, и это свидетельствует о развитии мобильности, которое происходит и на западных рынках, и в России. Не исключено, что в этой сфере мы со временем начнем активно опережать западных коллег.
 
На конференции "Автолизинг и спецтехника - 2020" обсуждались и другие темы, о которых прочитать можно здесь www.assocleasing.ru/novosti/666