Последствия предлагаемых изменений в ГК РФ с целью регулирования финансового лизинга с точки зрения гармонизации нормативной базы стран – участниц Евразийского эконом

11 марта 2019

Проект изменения ГК РФ в части регулирования финансового лизинга в свете гармонизации нормативной базы стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Автор: Н. И. Киркорова, кандидат экономических наук, доцент, эксперт в области лизинга

 
В статье исследуются последствия предлагаемых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации с целью регулирования финансового лизинга с точки зрения гармонизации нормативной базы стран – участниц Евразийского экономического союза.
 
Abstract. The article examines the consequences of the proposed changes to the Civil Code of the Russian Federation in terms of financial leasing from the point of view of harmonizing the regulatoryframework of the countries participating in the Eurasian Economic Union.
Keywords. Eurasian Economic Union (EAEU), EAEU member countries, harmonization of legislation, leasing, financial leasing, draft amendments to the Civil Code of the Russian Federation.
Ключевые слова. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), страны – участницы ЕАЭС, гармонизация законодательства, лизинг, финансовый лизинг, проект изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
О
дна из важнейших целей Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) – развитие экономического сотрудничества ее членов. Для реализации этой задачи необходимы, как отмечается в основополагающих документах ЕАЭС, «сближение и гармонизация национального законодательства, обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕАЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества».
Лизинг – одно из направлений, развиваемое в рамках ЕАЭС. Ряд лизинговых компаний из стран Союза уже осуществляют лизинговые сделки между собой. между странами Союза. Реализуются масштабные государственные программы использования лизинга для активизации экономических связей между странами – участницами ЕАЭС. В соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» (с дополнениями, внесенными в 2010–2016 гг.) выполняется программа продвижения белорусской продукции на зарубежные рынки, которая предполагает компенсацию за счет средств республиканского бюджета лизинговым компаниям – нерезидентам Республики Беларусь части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), предметом которых являются товары, произведенные в Республике Беларусь. При этом под лизинговыми платежами понимается общая сумма платы лизинговой компании – нерезиденту Республики Беларусь за приобретение и предоставление лизингополучателю во временное владение и пользование предмета лизинга за весь срок действия договора финансовой аренды (лизинга). Эта программа основана на гармонизации национальных законодательств стран ЕАЭС в области лизинга. При имеющихся национальных особенностях нормативная база лизинга в странах – участницах ЕАЭС по основным положениям едина, о чем свидетельствует единообразное толкование финансового лизинга в гражданских кодексах этих государств (табл. 1).
Таблица 1
Содержание понятия лизинга в гражданских кодексах стран ЕАЭС
Российская Федерация
Гражданский кодекс,
глава 34 «Аренда», параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)», статья 665. Договор финансовой аренды
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца
Республика Беларусь
Гражданский кодекс,
глава «Аренда», статья 636. Договор финансовой аренды (лизинга)
По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель), являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды, за плату во временное владение и пользование. Арендодатель (лизингодатель) в этом случае не несет ответственности за выбор предмета договора финансовой аренды и продавца (поставщика)
Республика Казахстан
Гражданский кодекс,
глава «Аренда», статья 565. Договор лизинга
По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у продавца и предоставить лизингополучателю это имущество во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату.
Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем
Республика Кыргызстан
Гражданский кодекс,
глава «Аренда», статья 603. Договор финансовой аренды
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретенного имущества осуществляется арендодателем
Республика Армения
Гражданский кодекс,
глава «Аренда», статья 677 «Договор финансовой аренды»
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель
обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество
у определенного им продавца и за плату предоставить арендатору это имущество
во временное владение. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за
выбор предмета аренды и продавца
 
В действующих гражданских кодексах стран ЕАЭС имеется единый концептуальный подход в трактовке понятия «финансовый лизинг»:
·        лизинг является разновидностью арендных отношений и представлен в главе «Аренда» в Гражданском кодексе;
·        объектом отношений между субъектами договора финансового лизинга является предмет лизинга, передаваемый во временное владение и пользование лизингополучателю;
·        предмет лизинга является собственностью лизингодателя;
·        предмет лизинга приобретается во исполнение договора финансового лизинга;
·        предмет лизинга определяется лизингополучателем;
·        лизинговый платеж – плата за временное владение и пользование предметом лизинга.
Отмеченные черты лизинга, закрепленные в гражданских кодексах стран – участниц ЕАЭС, обеспечивают выполнение задачи гармонизации национальных законодательств и активизируют лизинговые отношения на пространстве Союза.
В настоящее время в Российской Федерации рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)». В ГК РФ предлагается внести следующие изменения:
1) в статье 625 слова «финансовая аренда» исключить;
2) параграф 6 главы 34 признать утратившим силу;
3) дополнить кодекс главой 43.1 следующего содержания:
Глава 43.1 Финансовый лизинг
Статья 833.1 Договор финансового лизинга
1. По договору финансового лизинга лизингодатель обязуется предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга (лизингового имущества) либо его части, а лизингополучатель обязуется возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи).
2. Право собственности на предмет лизинга принадлежит лизингодателю в целях обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя.
Сравним проект изменений в Гражданский кодекс РФ с рассмотренной ранее концепцией финансового лизинга (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика понятия «лизинг» в гражданских кодексах стран ЕАЭС и в проекте изменений в ГК РФ
Гражданские кодексы стран – участниц ЕАЭС
Проект изменений в ГК РФ
Предлагаемые изменения в ГК РФ в сравнении с существующей редакцией
Лизинг является разновидностью арендных отношений и представлен в главе «Аренда» в Гражданском кодексе
Лизинг является разновидностью кредитно-финансовых отношений, и планируется представить его в подразделе финансовых операций
Переквалифицируется лизинг
Объектом отношений между субъектами договора финансового лизинга является предмет лизинга, передаваемый во временное владение и пользование лизингополучателю
Объектом отношений между субъектами договора финансового лизинга является финансирование лизингополучателя со стороны лизингодателя
Изменяется предмет отношений между субъектами договора финансового лизинга
Предмет лизинга является собственностью лизингодателя
У лизингодателя ограниченное право собственности на предмет лизинга. Оно принадлежит лизингодателю только в целях обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя
Изменяется полнота собственности на предмет лизинга со стороны лизингодателя
Предмет лизинга приобретается во исполнение договора финансового лизинга
Предмет лизинга приобретается во исполнение договора финансового лизинга
Не изменяется
Предмет лизинга определяется лизингополучателем
Не оговорено в проекте ГК РФ
Удаляется черта лизинга
Лизинговый платеж – возврат предоставленного финансирования, а также плата за пользование им
Меняется сущность и содержание лизингового платежа. Он становится тождественным платежу по кредиту, который включает в себя возврат полученной денежной суммы и уплату процентов за пользование ею
 
Приведенное сравнение (табл. 2) показывает, что проект изменений ГК РФ в части регулирования финансового лизинга приводит к сущностному переходу на другой вид отношений – между субъектами договора финансового лизинга меняется предмет отношений и характер отношений. В результате существующая гармоничность нормативно-правовой базы лизинга стран – участниц ЕАЭС будет разрушена, российская категория «финансовый лизинг» перестанет соответствовать правовым константам гражданских кодексов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана.
Предложенные нововведения в ГК РФ повлекут за собой существенные осложнения как для реализации белорусской программы продвижения национальной продукции в России, так и для осуществления лизинговых сделок между субъектами разных стран с участием российской стороны.
Можно выделить следующие проблемы реализации белорусской программы продвижения национальной продукции с использованием финансового лизинга в предлагаемой редакции ГК РФ.
üПрограмма применима к договорам финансового лизинга, «предметом которых являются товары, произведенные в Республике Беларусь». В проекте ГК РФ предметом договора финансового лизинга не является предмет лизинга и его приобретение.
üПрограмма понимает под лизинговыми платежами общую сумму «платы лизинговой компании – нерезиденту Республики Беларусь за приобретение и предоставление лизингополучателю во временное владение и пользование предмета лизинга за весь срок действия договора финансовой аренды (лизинга)». В проекте ГК РФ лизинговые платежи не включают в себя плату за приобретение и предоставление лизингополучателю предмета лизинга во временное владение и пользование предмета лизинга.
 
Выводы
Приведенные аргументы свидетельствуют, что с принятием рассматриваемого проекта ГК РФ договоры финансового лизинга России не смогут по своим характеристикам подпадать под требования белорусской программы предоставления компенсации за счет средств республиканского бюджета лизинговым компаниям – нерезидентам Республики Беларусь.
Возникают существенные осложнения в подготовке и реализации договоров финансового лизинга между лизинговыми компаниями стран – участниц ЕАЭС, одной из сторон которых является российская лизинговая компания. Дело в том, что один и тот же договор будет действовать на правовом пространстве двух стран, имеющих разные правовые нормы финансового лизинга. Эти различия коснутся основной сущностной части договорных отношений – предмета лизинга. Структуры договорных отношений по приобретению предмета лизинга и передаче его в лизинг и структура договорных отношений по финансированию лизингополучателя с целью приобретения предмета лизинга совершенно разные, так как они представляют собой отношения двух разных классов.
 
Избежать отмеченных недостатков можно, отказавшись от предложенного варианта проекта изменений ГК РФ в части регулирования лизинговой деятельности, оставляя неизменными уже гармонизированные гражданские кодексы стран – участниц ЕАЭС.
 
Не представляется обоснованным и само внесение предложений об изменении ГК РФ в части финансового лизинга. Пример Беларуси и Армении показывает, что можно, не изменяя национальный гражданский кодекс, осуществлять регулирование деятельности лизингового сектора со стороны центрального банка.
 
_____________________________________________________________
Данная статья опубликована также в журнале "Банковское дело" 15.01.19 года  здесь www.bankdelo.ru/magazine/pub/1951
 
 
 
Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru