ОЛА проанализировала информацию в ряде обзоров автомобильного рынка и делится обобщенными данными по ним.
Обзор подготовлен на основе следующих материалов:
- Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года – от РА "Эксперт РА"
- Обзор российского рынка автолизинга и прогноз его развития – от Kept (бывший участник KPMG)
- Прогноз продаж новых легковых автомобилей на 2024 год – от НАПИ
Общие данные о секторе
Сделки с автомобилями имеются в портфеле у почти всех лизинговых компаний (порядка 95%).
Данный сектор имеет высокий уровень концентрации на лидерах по сравнению с подавляющим большинством других крупных секторов рынка лизинга: около 63% приходится на топ-5 на конец 1-го полугодия 2023-го(по данным Эксперт РА), а доля топ-10 лизинговых компаний по объемам нового бизнеса составляет 83% за 6 мес. 2023 г (Kept).
Совокупный уровень проникновения лизинга в автомобильные продажи в России составляет порядка 21%, что ниже, чем в ряде европейских стран (30-55%).
Основные факторы, влияющие на российский автолизинг
Высокий уровень износа: средний возраст легкового автомобиля на начало 23 составил 14,7 года против 13,1 года на 2018.
Дефицит автомобилей: нехватка чипов и комплектующих начиная с 2020 года, уход европейских брендов и изменения в логистических цепочках и санкционные ограничения с 2022 года. По итогам 2021-го объемы продаж новых легковых авто показали слабый рост около 3%, в то время как по итогам 2022-го падение составило 59% к прошлому году. Объемы продаж грузовых автомобилей по итогам 2021-го показали рост около 38%, в то время как по итогам 2022-го падение составило 15% к прошлому году.
Рост цен на автомобили. За период с 2017 по 2022 год средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 78%, грузового автомобиля на 85% (по данным Эксперт РА).
Замещение ушедших из РФ европейских брендов на азиатские. По данным Эксперт РА, за девять месяцев 2022 года средняя доля европейских брендов в структуре нового бизнеса снизилась с 25 до 16%, а доля азиатских брендов увеличилась с 25 до 32%, преимущественно китайских.
Рост доли лизинга подержанных автомобилей. По данным Эксперт РА, доля подержанной техники на рынке лизинга составила 23% в новом бизнесе по итогам девяти месяцев 2022 года против 14% по итогам 2021-го.
Распространение онлайн-торговли повлекло за собой увеличение спроса на автомобили, которые стали также приобретаться в лизинг и операционную аренду. Диджитализация лизинга – использование онлайн-канала для подачи заявок, управления контрактами, платежами.
Величина ключевой ставки оказывает влияние на кредитоспособность лизингополучателей и прибыльность лизинговых компаний и может привести к удорожанию лизинговых услуг.
Реализация мер господдержки. Программа Минпромторга РФ по субсидированию лизинга автомобилей.
Рост пенетрации лизинга. По данным агентства «Эксперт РА», продажи легковых и легковых коммерческих автомобилей продемонстрировали двукратный рост по сравнению с 2017 (с 9% до 20%), проникновение лизинга в продажи грузовых автомобилей увеличилось в 2023 г. по сравнению с 2016 г. (с 50% до 85%). Согласно исследованию компании KEPT, в 2019-2022 гг. объем рынка автолизинга в России показал рост в среднем на уровне 17% ежегодно и по итогам 2022 г. составил 915 млрд руб, в 2023 г. рынок автолизинга, по ожиданиям, превзойдет показатели 2022 г. и достигнет объема в 1 552 млрд руб., что на 70% выше результатов прошлого года.
Активизация банков в лизинге. По данным Эксперт РА, за период с 01.07.15 по 01.07.23 доля лизинговых компаний, находящихся под контролем банков, в объеме нового бизнеса выросла с 34 до 62%.
Уход иностранных лизинговых компаний.
Развитие шеринговой экономики: сервисы каршеринга , программы подписки на автомобили, аренда авто.
Рост доли электромобилей в парке лизинговых компаний. «Концепция развития производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 г.» и стратегическая инициатива «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» Правительства РФ. Продажи российских электромобилей Москвич 3e и Evolute, а также импортных электромобилей в 2024 г. вырастут, но их доля на рынке останется небольшой из за высоких цен на них, дорогого сервиса и обслуживание таких автомобилей и небольшого объема производства (заводы ГК «АВТОТОР», «АТОМ», «Алмаз-Антей»).
Прогнозы продаж новых легковых автомобилей в 2024 и влияющие факторы по данным аналитики НАПИ
- Варьруют от 1027 до 1240 тыс. штук в зависимости от оптимистичности прогноза.
- Распределение по производителям:
Российские бренды – 41,99%
Китайские бренды – 48,22%
Другие производители – 9,79% - Сокращение импорта автомобилей из-за возросшего утилизационного сбора и возможного введения других защитных мер, стимулирующих развитие внутреннего производства.
- Зависимость от реализации производственного плана АВТОВАЗа и объема производства китайских автомобилей в России на заводах ООО "Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус", ГК "АВТОТОР" и сборки автомобиля «Москвич». По данным НАПИ, продажи автомобилей «Москвич» в 2024 г. вырастут до 26 тыс. автомобилей (ДВС).
- Программы господдержки автомобильного рынка (льготный лизинг, льготный автокредит и др.) будут продлены в 2024 г.
- Со 2 квартала 2024 г. возможно снижение ключевой ставки до уровня 6-7%, что поддержит продажи.
- Возможно – реализованная инициатива правительства по «пересаживанию» гос. служащих на российские автомобили.