Рост автолизинга и лизинга спецтехники на фоне дефицита автомобилей в 2021 году. Вызовы и прогнозы на 2022 год

17 января 2022

Эксперты конференции ОЛА оценили динамику рынка, рассказали о трендах в развитии отрасли

На прошедшей в конце 2021 года конференции Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА) эксперты оценили динамику рынка, рассказали о трендах, сделали предположения о развитии отрасли.  
 
Спрос на автотранспорт и спецтехнику
В 2021 объем продаж новых легковых автомобилей в России снизился по сравнению с двумя предыдущими годами: за 10 месяцев продан 1 млн 270 тыс. машин. Но доля юридических лиц среди лизингополучателей возросла до 18%.
 
Из-за дефицита микрокомпонентов, логистических проблем, остановки заводов и удорожания металла эксперты предлагают разные сценарии развития событий в 2022 году. По базовому прогнозу продажи могут снизиться на 3%, по оптимистичному – вырасти на 5%, а пессимисты ждут падения рынка на 11%.
 
Но несмотря на неблагоприятные условия и прогнозы, идет рост продаж в сегменте легкого коммерческого транспорта. По данным исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, за 10 месяцев минувшего года было заключено 114 тыс. сделок, а это прирост в 40% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. И 69% клиентов тут – юридические лица. Коммерческий транспорт востребован благодаря развитию интернет-торговли и услуг доставки в период пандемии. Более стабилен рынок среднетоннажных коммерческих автомобилей, доля юрлиц в котором составляет 88 %.
 
Ильшат Авзалов, финансовый директор лизинговой компании «КАМАЗ», отметил рост рынка на 29% по отношению к 2020 году. При этом ожидаемый объем поставок грузовиков в 2021 году составил 76 тыс. единиц, из которых 37 тыс. – продукция КАМАЗа. На долю лизинга здесь приходится 50 тыс. машин, или 66 % от всего рынка. В 2022 году планируется реализовать 81 тыс. грузовиков. Из них 44 тыс. производства КАМАЗ, 25 тыс. из которых будут переданы в лизинг.
Традиционно увеличивается экспорт сельхозтехники, прогнозируемый рост которого в 2022 году составит 42%. Представитель ассоциации «Росспецмаш» Илья Березуцкий объясняет активное развитие отечественных производителей спецтехники стимулирующими программами Минпромторга России и отложенным спросом на рынке. В то же время в сегменте отмечается и увеличение доли импортной техники.
Исполнительный директор компании «Четра» Владимир Антонов ожидает снижения емкости рынка дорожно-строительной техники уже к концу 2022 года, когда будут удовлетворены отложенный спрос и дефицит транспорта. Перспективы для сохранения объемов реализации промышленной техники эксперт видит в развитии трансграничного лизинга для потребителей из Казахстана, Узбекистана и Киргизии, в смягчении требований к инструментам финансирования и проработке льгот для лизингополучателей.
 
Цены на автомобили
Рекомендованная розничная цена нового легкового автомобиля повысилась на 17% в сравнении с прошлым годом и составляет 1 млн 966 тыс. рублей. Рост стоимости наблюдается и на вторичном рынке в сегменте первой перепродажи. Автомобили с пробегом до трех лет выросли в цене на 34%. Банки стали охотнее выдавать кредиты на покупку таких машин, а крупные дилерские салоны вырастили долю подержанных автомобилей.
 
Среди подержанных и особенно среди новых автомобилей по-прежнему мало гибридных машин. Сегодня в России зарегистрировано 177 тыс. электромобилей и гибридов (из них 7 % электрокаров). В основном это праворульные автомобили с пробегом. Это лишь 0,4 % от 45-миллионного парка легковых автомобилей. В 2021 году в России было продано 1300 новых электромобилей, в основном Porsche, Tesla, Audi и Jaguar. Самой популярной моделью стал Porsche Taycan.
 
Для сравнения: в Германии за 9 месяцев реализовано 500 тыс. автомобилей, во всей Европе – 1 млн 600 тыс., в США – 430 тыс., в Китае – 2 млн. Любопытно, что в США и Китае наиболее востребованы электрокары, а примерно половина европейцев выбирают подключаемые гибриды. По продаже легковых гибридов в РФ лидирует Volvo: из 220 владельцев новых машин бренда большинство отдали предпочтение модели бизнес-класса S90.
 
Поставщики компонентов и производители автомобилей дают понять, что ситуация вряд ли изменится к лучшему в первой половине 2022 года. Следует ожидать дальнейшего роста цен во всех сегментах авторынка.
 
Спрос на автолизинг
Объем нового бизнеса в автолизинге показал рост на 64% с января по сентябрь 2021 года. В то время как размер парка в сегменте оперлизинга автомобилей по нашим оценкам составил 94 тыс. машин на 01.07.21, показав рост на 7% за первое полугодие. При этом 94% операционного лизинга в России составляют пассажирские автомобили, которые стали активно брать в аренду физлица. Доля физлиц в оперлизинге авто выросла с 2% в 2019 году до 20% за первую половину 2021 года. Причина тому - появление розничных продуктов от банковских лизинговых компаний. Важными благоприятными факторами для лизинговой отрасли Руслан Коршунов из рейтингового агентства «Эксперт РА» считает развитие маркетплейсов и сервисов доставки. Актуальными становятся вопросы более эффективного управления автопарками, которые простаивают по причине пандемии. Предприятия все меньше заинтересованы в приобретении автомобилей и все больше пользуются услугами лизинговых компаний. Соответственно, роль последних будет возрастать. Не исключен и более мощной рост по мере дальнейшего выхода на рынок крупного банковского капитала.
 
По данным Russian Automotive Market Research, за 9 месяцев 2021 года финансовый лизинг автомобилей вырос на 36,2%. Всего за три квартала было выдано в лизинг 236,5 тыс. легковых, коммерческих автомобилей, автобусов и прицепов. Пик выдачи автомобилей и прицепной техники в финансовый лизинг пришелся на март-апрель. Показатели следующих месяцев не достигли подобных результатов.
 
Основным драйвером роста автолизинга традиционно являются легковые автомобили, востребованные в сферах торговли, такси, строительства и производства. Интересно отметить, что рост лизинга легковых автомобилей существенно опережал рост рынка легковых автомобилей. По мнению директора Russian Automotive Market Research Татьяны Арабаджи, ключевыми фигурами становятся независимые лизинговые компании, обеспечивающие развитие отрасли. Отмечается и роль банковских лизинговых компаний, в том числе государственных.
 
Тренды автолизинга
Уровень клиентского сервиса и эффективность бизнеса продолжают расти благодаря диджитализации отрасли. Сегодня клиенту достаточно установить приложение на смартфон, чтобы самостоятельно провести осмотр лизингового имущества. Основатель платформы ViewApp Александр Фокин утверждает, что мобильное приложение ускорит и упростит процесс сбора информации, защитит от мошенничества благодаря геолокации и системе автоматического распознавания ущерба. А полученный фото- и видеоматериал будет объективно отражать условия эксплуатации и состояние предмета лизинга.
 
Проконтролировать условия эксплуатации приобретенного в лизинг автомобиля призвана и система защиты собственности «Марковин», о которой рассказал директор по развитию компании Дмитрий Куркин. Система маркирует объект запатентованным методом и заносит идентификационную информацию в федеральные базы. Отследить состояние эксплуатируемого транспорта можно с помощью телематических систем.
 
По мнению Дмитрия Дацыкова, директора представительства ГК «Форвард», эффективным является дифференцированный подход к внедрению современных механизмов слежения за автотранспортом. Для разных групп клиентов должны использоваться разные способы контроля в зависимости от той рисковой модели, которая принята в компании: начиная от простых решений в виде поисковых маяков и заканчивая спутниковыми охранными комплексами с группами реагирования.