Современные инструменты управления рисками в лизинговой компании

30 августа 2013

С каждым годом растет доля автомобилей грузового сегмента в портфелях лизинговых компаний. Вопрос грамотного управления кредитными рисками до сих пор остро стоит в большинстве лизинговых компаний.  К тому же свести риски к нулю практически не реально. Страхование транспорта – обязательное и не оспоримое требование во всех лизинговых компаниях. Однако, не все риски покрываются страхованием. Например, выезд техники за пределы зоны, согласованной и закреплённой в договоре  лизинга.
 
Сделать своевременный вывод о недопущении дальнейшего действия договора лизинга, ровно как и эксплуатации техники находящейся в лизинге – один из идеальных показателей эффективной работы системы лизинговых рисков в компании. Как следствие - необходимость оперативного изъятия техники, с целью недопущения «скоростного убивания техники» в течение 1-3 месяцев и перспективой получить технику в неудовлетворительном состоянии. Это реально, это факт.
 
Принимая во внимание вышеуказанные проблемы, с каждым годом все больше лизинговых компаний прибегает к внедрению процедуры обязательной установки систем спутникового мониторинга. Так как инициатива установки системы спутникового мониторинга чаще всего исходит от лизингодателя, чем от лизингополучателя,  то встает вопрос скрытной установки оборудования системы с целью недопущения противоправных действий со стороны представителей лизингополучателя в критических ситуациях.
 
В абсолютном большинстве случаев лизинговые компании устанавливают так-называемые «закладки». Они привлекают своей дешевизной и возможностью скрытной установки. Суть работы «закладки» заключается в том, что практически все время эксплуатации она находится в спящем режиме, раз в сутки выходя на связь с целью дать понять, что оборудование работает исправно. В случае необходимости изъятия и поиска техники на данный телематический блок посылается запрос, и при следующем выходе на связь система принимает запрос и переходит в режим постоянного мониторинга, по которой можно отследить и найти технику. Работает такое оборудование от 1 до 3 лет на автономном питании. Но есть ряд недостатков, в 60% случаев приводимых к неудачной процедуре изъятия. Среди них – оперативность изъятия нарушается, так как команды блок принимает раз в сутки, а также возможность сбоя в системе автономного питания «закладки».
 
Одним из немногих случаев, когда клиент согласен и желает оснастить транспортное средство системой мониторинга является установка телематического терминала на базе ГЛОНАСС/GPS, работающего в режиме постоянного мониторинга от бортовой сети автомобиля. Данный вариант хорош для оперативного изъятия техники, когда лизингополучатель не подозревает об этом. Но такие случаи бывают крайне редко, так как если начинаются проблемы с оплатой лизинговых платежей, то волшебным образом система престаёт работать.
 
Оборудованием, удовлетворяющим всем требованиям современной системы управления рисками лизинговых компаний, является как ни странно – цифровой тахограф. Согласно 36 приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года все транспортные средства с максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также автобусы с количеством пассажирских мест более восьми подлежат оснащению тахографами с блоком СКЗИ с 1 апреля 2013 года. Большинство отечественных производителей не обязано и не устанавливает цифровые тахографы. Данное требование распространяется на владельца транспортного средства. Таким образом, лизинговая компания в обязательном порядке должна в стоимость лизинговой сделки закладывать установку тахографа. В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве невозможно пройти техосмотр, при ДТП не получить весь пакет документов из ГИБДД, а только штраф порядка 50 000р. за отсутствие тахографа на ТС. Поправки в КоАП за отсутствие тахографа уже приняты и вступили в силу с 1 апреля 2013 года. Согласно поправкам отсутствие тахографа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех   тысяч  рублей;  на  должностных  лиц  -  от  пяти  тысяч  до  десяти  тысяч  рублей,  на юридических лиц от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Поправки в КоАП за нарушения режима труда и отдыха будут скорее всего приняты на осенней сессии Госдумы в 2013 году.
    
Принимая во внимание факт обязательной установки тахографа можно легче обосновать клиенту необходимость его установки. В связи с тем, что выпускаемые сегодня тахографы имеют модификацию со встроенным блоком GPRS, можно использовать цифровой тахограф как систему скрытого мониторинга и в случае необходимости оперативно изъять технику. В отличие от закладки он подключен к питанию бортовой сети автомобиля, что позволит исключить факт исчерпания  ресурса батареи, работающей на автономном питании. Тахограф находится в прямой видимости водителя, он опломбирован и его демонтаж чреват поездкой на штрафстоянку в случае остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД. Это плюс для лизинговой компании. С помощью системы мониторинга, встроенной в тахограф, можно отследить и нарушение оговоренных в договоре лизинга зон эксплуатации техники. К тому же наличие тахографа как средства контроля за режимом труда и отдыха водителей позволит дополнительно обезопасить транспортное средство, переданное в лизинг от не выспавшихся водителей и «грузовых Шумахеров».
 
Обязательным требованием, предъявляемым Минтрансом к тахографам, лицензированным для использования на территории Российской Федерации, служит наличие модуля ГЛОНАСС/GPS, который является средством измерения расстояния для тахографа. Ранее данным средством служил датчик скорости автомобиля, что зачастую увеличивало стоимость и время оснащения транспортного средства тахографом. Поэтому тахограф можно подключать абсолютно на любой автомобиль. Тахографы, поставляемые на сегодняшний день большинством европейских производителей не соответствуют требованиям Минтранса РФ (по меньшей мере там отсутствует модуль ГЛОНАСС/GPS и СКЗИ) и подлежат замене на отечественные в том случае, если лизингополучатель не имеет лицензии на международные грузоперевозки. Надеюсь, что службы безопасности и департаменты управления рисками лизинговых компаний примут на вооружение и начнут реализовывать данные рекомендации в процедурах своих лизинговых компаний.

Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.

 
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru