Техосмотр-новый порядок

23 июня 2021

Страховой комитет ОЛА совместно с ВСС и РСА поделились актуальной ннформацией

8 июня страховой комитет ОЛА совместно с ВСС и РСА провел вебинар «Техосмотр – новый порядок».

В мероприятии приняли участие более 80 представителей членов Объединенной Лизинговой Ассоциации.

Докладчик Сергей Ефремов, вице-президент ВСС, рассказал собравшимся, что развитие и проведение технического осмотра является важной составляющей обеспечения безопасности дорожного движения, Правительство России делает определенные шаги в этом направлении.  Со стороны России подписано две конвенции: первая - о безопасности дорожного движения, которая требует, чтобы технический осмотр проводился, в первую очередь, для общественного транспорта; вторая –  об экологии (выхлопные газы СО2, которые практически должны контролироваться государством). Если данная конвенция не выполняется,  то в отношении государства будут вводиться санкции.
 
В России проблема исполнения конвенции связана с тем, что средний возраст транспортных средств, составляет 12 лет. Однако большое количество, особенно в регионах, автомобилей, которым 15, 20, 25 лет. Поэтому автомобили нужно контролировать и проверять, иначе они будут продолжать засорять экологию, увеличиваться количество дорожно-транспортных происшествий.  
Важно отметить, что в первую очередь, ответственность и экономическую составляющую за дорожно-транспортные происшествия, за восстановление транспортных средств после ДТП несут страховщики. Поэтому, конечно, страховщики, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы транспортные средства на дорогах были исправны и соответствующим образом и как можно было меньше дорожно-транспортных происшествий.
 
Сергей Ефремов  напомнил, что что в силу законов 170 «О техническом осмотре» и 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности», Российский союз автостраховщиков до 1 марта 2021 года занимался контролем за право проведения технического осмотра и аккредитации. А с 1 марта 2021 года контролем за право проведения технического осмотра занимается ГИБДД УВД России, в то время как РСА занимается контролем за проведением аккредитации. Разделение произошло, в первую очередь, потому что единая автоматизированная система технического осмотра, куда передается информация о прохождении технического осмотра, то есть это диагностическая, с 2011 года принадлежала МВД. Естественно, оператором этой системы был непосредственно МВД. И учитывая то, что все-таки контроль за правом проведения технического осмотра со стороны государства более эффективен, то и было принято решение о том, чтобы техническим контролем непосредственно уже занимался ГИБДД. А правила аккредитации, проведение аккредитации, подтверждение аккредитации остается за РСА.
 
На сегодняшний день в России зарегистрировано порядка 5600 пунктов технического. Ответственным за доступность пунктов технического осмотра, за необходимое их количество для проведения технического осмотра, за ценообразование стоимости технического осмотра отвечает непосредственно администрации регионов.
Операторы должны в РСА получить аккредитацию, они должны иметь специальную производственно-техническую базу, оговоренную требованиями приказов, законов и подзаконных актов, иметь соответствующее оборудование для проведения технического осмотра и соответствующее количество экспертов определенной квалификации, которые утверждены также приказом Минпромторга, о том, что эти лица допускаются проводить технический осмотр.
 
Далее в рамках вебинара участники рассмотрели конкретные вопросы.
 
Какие транспортные средства когда должны технический осмотр проходить?
Периодичность прохождения технического осмотра регламентируется законом 170 «О техническом осмотре», статья 15. В соответствии с этой статьей легковые автомобили, мотоциклы, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, которая составляет до 3500 кг, проходят первый технический осмотр через четыре года с момента выпуска с завода изготовителя (не с момента продажи и покупки автомобиля в дилерском центре).  
 
Далее, от 4 лет до 10 лет они должны проходить технический осмотр один раз в два года. После 10 лет эти транспортные средства должны проходить технический осмотр один раз в год.
Что касается транспортных средств, которые относятся к общественному транспорту – это легковые такси, это автобусы, это грузовые автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, с числом мест для сидений больше, чем восемь, транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством РФ устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения управлением транспортными средствами, – они проходят первый технический осмотр до пяти лет каждый год, а после пяти лет они проходят два раза в год. Мы понимаем, что к этим транспортным средствам должно быть более высокое качество контроля, так как они быстро устаревают, и те большие пробеги, которые есть, приводят автомобиль к соответствующему техническому состоянию.
 
Количество автобусов, которые ездят на территории РФ, составляет всего 6% от всех транспортных средств, зарегистрированных в России. Возраст этих автобусов, ожидает лучшего, и составляет порядка 10 лет.
 
Помимо закона 170 «О техническом осмотре», который распространяется на колесно-транспортные средства, есть ещё гусеничные транспортные средства, которые контролирует Ростехнадзор.
 
Какие особенности связаны с тем с  диагностической картой?
Диагностическая карта с 1 марта 2021 года образуется в электронном виде. Сегодня диагностическая карта привязана к полису ОСАГО. И сегодня на дорогах диагностическая карта не проверяется, она не предусмотрена ПДД, а ПДД предусмотрен полис ОСАГО, который и регулирует возможность выезда транспортного средства на дорогу.
 
Страховая компания в соответствии с законом 40 не имеет права заключить договор о страховании, если технический осмотр не пройден. Проверяется это в  единой автоматизированной системе технического осмотра, оператором которой является МВД ГИБДД России, и куда заносится информация о прохождении технического осмотра.
 
Если информация в ЕСТО (Единая система технического осмотра) отсутствует, то считается, что техосмотр не пройден. Важный момент заключается в том, что если раньше при отсутствии информации о диагностической карте в системе АТО можно было показать и в бумажном виде, то сегодня бумажный вид не принимается. Соответствующим образом эту информацию страховщик получает в автоматическом режиме при заключении договора ОСАГО. Если её там нет, тогда договор не заключается.
 
Для того чтобы исключить возможность различных лазеек и различных манипуляций, было принято решение, что технический осмотр проводится путем фотографирования транспортного средства. Делается две фотографии. Первая фотография – начало осмотра. Снимается передняя часть и государственный номер, соответственно. И – окончание технического осмотра. Снимается задняя часть автомобиля с государственным номером. К этой фотографии ещё производится локация, где определяется непосредственно геолокация координаты этого пункта и этого транспортного средства на этом пункте, что практически усложняет подделку и производство фотошопа.
 
Но, тем не менее, мы понимаем, что фотошоп достаточно серьезная вещь, можно автомобиль реально сфотографировать не на пункте. Сегодня практически это уже пошло, мы видим, что опять начинаются такие мошеннические действия со стороны определенных лиц. Сейчас готовится приказ Минтранса, который практически эту ситуацию купирует. Невозможно уже будет сделать иначе. Простое решение: на фоне транспортного средства ещё будет фотографироваться эксперт, который непосредственно проводит технический осмотр. Если вы подделываете уже фотографии с экспертом, то это очень легко распознается, потому что эксперт, его основное место работы – это пункт технического осмотра, соответственно, сделать фотошоп уже достаточно сложно. А если его кто-то сделал, то он элементарно проверяется. А это уже подделка документов – 327 статья УК и соответствующие проблемы у тех лиц, которые этим занимаются.
На сегодняшний день момент лучше не заниматься поиском в интернете лиц, которые предлагают провести технический осмотр, а необходимо реально приехать на пункт технического осмотра и спокойно его пройти.
 
Есть ли какой-то льготный период связанный с введением новой реформы техосмотров?
Государством, исходя из того что идет новая реформа о техническом осмотре, и могут возникать проблемы с тем, что пунктов технического осмотра может быть недостаточно, и какие-то пункты не соответствуют тем требованиям, которые были приняты новым законом с 1 марта 2021 года, было выпущено постановление 275, подписанное непосредственно председателем Мишустиным, в котором говорится, что диагностические карты, которые имеют срок окончания с 1 февраля 2021 года, но не далее чем 1 октября 2021 года, продлевают свой срок на 6 месяцев.
На практике это означает, что у тех транспортных средств, у которых диагностическая карта заканчивается в этот период, они имеют право в течение шести месяцев техосмотр не проходить и заключить договор страхования ОСАГО без прохождения технического осмотра и потом не проходить его, как это было в прошлом году в пандемию, и сообщить об этом в страховую компанию. И страховая компания соответствующим образом к этим автомобилям не предъявляет требования предоставления диагностической карты. Например, если у вашего автомобиля закончилась диагностическая карта 1 марта 2021 года, то к ней можно добавить 6 месяцев, и в течение этих 6 месяцев, если у вас техосмотр закончился и заканчивается договор ОСАГО, вы свободно приезжаете в страховую компанию или заключаете договор в электронном виде, и система АИС ОСАГО или система ЕСТО спокойно пропускает и не требует от вас подтверждение о прохождении технического осмотра.
 
Как определить, что за оператор, где они находятся, и как вообще их найти?
Для этого существует сайт Российского союза автостраховщиков, сайт РСА, раздел «Технический осмотр». А дальше можно выйти на сайт нужного вам оператора. Обратите внимание, что они в том числе разделены на категории, потому что, например, автобусы или грузовые автомобили, могут не все проверять. И соответствующим образом можно позвонить туда, записаться или приехать в то время, которое там есть, если оно вас устраивает. Потому что сегодня некоторые операторы технического осмотра работают и в субботу, и в воскресенье или только пять дней в неделю в зависимости от того, какой пункт, какого размера, какие эксперты там есть, какие категории транспортных средств они непосредственно пропускают.
Некоторые операторы технического осмотра имеют возможность ещё и проводить непосредственно технический ремонт. У них уже есть там соответствующие лицензии. У нас есть достаточно большое количество и дилеров, которые занимаются непосредственно техническим осмотром, Но у дилеров есть определенная особенность. Дилер может проводить технический осмотр только тех марок и моделей транспортных средств, которые у него допущены и которые разрешено ему продавать. Например, дилер, который занимается продажей легковых автомобилей, не может заниматься техническим осмотром грузовых автомобилей или автобусов. Это определено законом.
 
Когда возникают определенные проблемы с операторами технического осмотра, когда могут вам какие-то навязывать дополнительные услуги, но вы вправе от них отказаться.
 
Расскажите, пожалуйста, подробнее о стоимости техосмотра
Непосредственно стоимость технического осмотра определяется методикой, разработанной ФАС. Она действует с 2011 года. И сегодня определить стоимость технического осмотра в конкретном регионе может отдел сам, то есть непосредственно администрация региона.
В большинстве регионов с 2011 года цены не пересматривались. Если вы приезжаете на техосмотр, там должна находиться справочная информация о расценках.
 
Как быть в ситуации приобретения грузового б/у транспорта, если оформить полис ОСАГО без диагностической карты не можем, но и выдать автомобиль без полиса тоже. Какие возможны варианты?
Полис ОСАГО действительно оформить без технического осмотра нельзя, если автомобиль попадает под требование прохождения технического осмотра. Соответственно, сначала нужно пройти технический осмотр, а потом купить полис ОСАГО.  В соответствии с ФЗ-40 можно заключить договор ОСАГО сроком до 20 дней для движения к месту регистрации или на пункт ТО для прохождения технического осмотра. Но лучше полис сначала  пройти технический осмотр, а потом сделать полис ОСАГО, так как во время регистрации могут проверить наличие диагностической карты. Поэтому при покупке транспортного средства, понимая, что могут быть такие проблемы и техосмотр не был пройден реально (нужно это выяснять), нужно будет того собственника, который вам продает транспортное средство, обязать сначала пройти техосмотр. Пока полис ОСАГО действует, лучше им сделать таким образом. Потому что при смене собственника полис ОСАГО прекращает своё действие. Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше действительно посмотреть и проверить наличие технического осмотра и попросить, чтобы его прошли. Иначе действительно при регистрации могут возникнуть проблемы.
 
Если продавцом выступает дилерский центр, то по-хорошему, он, наверное, должен на себя взять эту головную боль, ведь он профессиональный продавец техники, обладающий материально-технической базой.
 
Можно ли выдать полис для следования к месту регистрации или прохождения ТО сроком до 20 дней?
Такой вариант законом предусмотрен, им можно воспользоваться. Но не всегда это получается. Потому что если вы к месту прохождения сроком до 20 дней, потому что вы купили автомобиль в одном городе, а вам нужно двигаться в другой город, страховая компания в соответствии с законом об ОСАГО должна это сделать. Но, тем не менее, бывают проблемы, когда вы в одном городе приобрели, приезжаете сразу и начинаете регистрировать, одновременно снимать с учета транспортное средство и ставить, вот здесь могут возникать проблемы с техническим осмотром, если он у вас не пройден. ГИБДД не может требовать технический осмотр во время движения, но они могут проверить наличие диагностической карты и в момент регистрации. Это их право.
 
Некоторые отождествляют техническое обслуживание и технический осмотр. В чем разница? Также зачем проходить техосмотр, если раз в году проводится техническое обслуживание у официального дилера?
Технический осмотр – это не техническое обслуживание автомобиля, даже если у вашего автомобиля 5 или 6 лет, и он в прекрасном состоянии с маленьким пробегом. Можно проходить  техническое обслуживание у официального дилера так часто, как хочется.  Но технический осмотр – это требование в силу закона, которое определено законом 170 о той периодичности, о которой я говорил. Если вы его не пройдете, то вы не купите полис ОСАГО, и с вами его не заключат. Если получилось так, что вы успели заключить полис ОСАГО до начала прохождения технического осмотра, который вам необходим по периодичности, то после окончания полиса ОСАГО вы уже не сможете это сделать, вам нужно будет в любом случае его пройти.
Есть ещё одна особенность. В том случае если вы купили полис ОСАГО, но технический осмотр подошел вам по периодичности, и вы его не прошли, и вы попали в дорожно-транспортное происшествие, и это такси или общественный транспорт, то страховая компания может вам выставить регресс, и вы будете сами оплачивать убытки.
 
В завершении вебинара Сергей Ефремов призвал всех быть законопослушными и проходить реальный технический осмотр вовремя, чтобы не иметь проблем, которые могут потом возникнуть вследствие ненадлежащего исполнения законодательства.
 
Татьяна Лещинская, руководитель страхового комитета ОЛА поблагодарила докладчика за информацию и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество с ВСС и РСА по обсуждению в будущем подобных злободневных тем.