Подводим промежуточные результаты этого года в теме мониторинга местоположения лизингового имущества, который стал еще более актуальным в текущий момент

29 апреля 2022

Текущее положение дел в мониторинге

Прошло почти два месяца новой реальности. Все успокоились, и мы можем подвести промежуточные результаты – что происходит в таком немаловажном сегменте бизнеса лизинговой компании, как мониторинг местоположения лизингового имущества.

Для того, чтобы составить полноценную картину, предлагаю разделить вопрос на три части:
1. Ситуация у производителей оборудования
2. Практика использования систем мониторинга в бизнес-процессе лизинговых компаний.
3. Дополнительные возможности, которые дают системы мониторинга.

Начнем с самого важного вопроса, что, собственно говоря, происходит на производстве? Здесь есть несколько моментов, которые повлияли на всю отрасль.

Первое – это скачок курса рубля. Ни для кого не секрет, что электронные компоненты, в подавляющем большинстве – импортные. Соответственно, то, что мы наблюдаем последние два месяца, привело к резкому росту себестоимости производства. Несмотря на то, курс ЦБ вернулся к прежним значениям, все нюансы, связанные с оплатой валютой, пока не позволяют снизить цену до прежних значений.

Второе – это пресловутый разрыв логистических цепочек. Тут несколько сложностей: остановка отгрузок от западных поставщиков, сложность с доставкой, общая напряженная ситуация по доставке грузов из региона ЮВА.

Третье – это санкционное давление. В большинстве мониторинговых систем либо присутствуют сами компоненты, попавшие под ограничения на поставки в РФ, либо компоненты, попадающие под так называемые «вторичные» санкции.

Только эти три момента привели к тому, что у большинства производителей произошли сбои в производственном цикле.

Сказать, когда эта ситуация изменится, на мой взгляд, пока невозможно. А это, в свою очередь, приводит к сохранению неопределенности.

Отдельно стоит обратить внимание, что непростая ситуация сложилась на рынке обработки данных и встроенных систем мониторинга от производителей. Многие иностранные производители ограничили/заблокировали доступ к данным от таких систем. Довольно шумная история случилась с одной из самых популярных мониторинговых площадок – Wialon. Компания-оператор заявила о сворачивании деятельности на территории России, что создало серьезную проблему для множества эксплуатантов данной системы.

Что касается практики использования систем мониторинга. Здесь мы можем отметить изменение подхода к рискам. Если раньше вопрос ставить ту или иную систему мониторинга решался по-разному, то сейчас однозначно – мониторинг ставится на все финансируемое имущество, если есть техническая возможность. Более того, во многих компаниях, системы устанавливают на уже профинансированное оборудование. И эти решение достаточно очевидно. Если сравнивать текущую стоимость транспортных средств и затраты на установку системы мониторинга с подключением к бортовой сети и к can-шине автомобиля, то они несопоставимы, а про затраты на автономные поисковые маяки даже и говорить не стоит.


Новые возможности, которые дают системы мониторинга

На различных конференциях ОЛА, мы неоднократно рассказывали, о том, что современные системы мониторинга могут дать гораздо больше информации, чем точку на карте. С учетом того, что стоимость транспорта, машин и оборудования выросла, мы еще раз призываем участников отрасли обратить внимание на такие возможности, как безопасное вождение и контроль остаточной стоимости в режиме реального времени.

Такая система мониторинга позволяет решить несколько задач: 1. Повысить сохранность и возвратность имущества 2. Контролировать остаточную стоимость 3. Предоставлять востребованный сервис лизингополучателям. 4. За счет предоставления сервиса лизингополучателю покрыть расходы на установку таких систем.

Таким образом, сейчас хорошее время для пересмотра отношения к мониторинговым системам как только инструменту контроля местоположения. Объективно, мониторинг сегодня – это возможность повысить качество взаимодействия с клиентом и предоставить ему востребованный сервис.