Тенденции рынка лизинга РФ. Рынок меняется, но объемы не растут.

21 апреля 2014

Рынок меняется, но объемы не растут
В 2013 году на рынке произошло несколько структурных изменений, которые на фоне стагнации нового бизнеса достаточно заметны. Эти же тренды, помноженные на большие проблемы с фондированием и замораживание ряда инвестпроектов, определят и ситуацию в текущем году.
 
Структурная «перестройка», а именно снижение доли ж/д техники на рынке, началась еще в 2012 году - доля ее сократилась с 48,6% до 41,3%. Но рынок тогда все же показал слабый рост (+1,5%) – частично падение ж/д сегмента покрыл резкий рост сделок в энергетическом секторе, еще часть - растущие сегменты авиатехники, грузовых и легковых авто.
 
В прошлом году сокращение сделок с подвижным составом усилилось, масштабных сделок в энергетике не было, а в автопродажах наблюдался спад – рынок был на грани того, чтобы существенно сжаться – более чем на 10 п.п. На этот раз произошедший рост сделок с грузовиками и строительной техникой не очень улучшил бы картину. Удержал рынок от сильного падения новый драйвер – авиатехника: на фоне роста пассажиропотока, ряда госпрограмм поддержки и желания лизингодателей инвестировать ресурсы, сегмент вырос вдвое (до 220 млрд руб.), и обеспечил рынку дополнительные 8% сделок (к уровню 2012 года).
 
В 2014 году железнодорожная техника останется ключевым сегментом рынка, хотя вряд ли покажет существенные темпы роста. Ограничивающий эффект от насыщения рынка вагонов и стагнации перевозок пока превышает позитивное влияние стимулирующих мер (субсидирование приобретения инновационных вагонов). Обсуждаемые, но еще не принятые инициативы – возможное субсидирование покупки локомотивов и продление разрешенного срока службы вагонов – окажут противоположное друг другу влияние в случае принятия.
 
Авиасегмент,  наряду с ж/д техникой, будет оказывать определяющее влияние на лизинговый рынок. В то же время достигнутый рекорд – а объем контрактов был наибольшим за последние 10 лет – будет крайне непросто повторить. Помимо эффекта «высокой базы» на динамику сделок будет «давить» малое число надежных авиакомпаний-лизингополучателей. Без дополнительных стимулов и перетока сделок от иностранных лизингодателей к российским, авиасегмент может сократиться на треть. Это в свою очередь приведет как к росту доли МСБ в новом бизнесе, так и перераспределению географической структуры сделок.
 
Пока пропорции распределения сделок между столицей и регионами сохраняются – доля Москвы осталась на уровне 43%, при этом наибольший рост продемонстрировал Санкт-Петербург (с 7,4% до 13%), в котором была реализована крупная авиасделка. Но если бы лизингополучатель по этому контракту имел московскую регистрацию, мы бы увидели сокращение доли регионов в новом бизнесе 2013 года.
 
Окончание «олимпийской стройки» несколько снизит спрос на стройтехнику, и к тому же окажет давление на новые закупки оборудования в соседних с Сочи регионах. В то же время дополнительный стимул для развития строительного сегмента может дать строительство инфраструктуры для сообщения с Крымом, а вот ждать поддержки сегмента со стороны работ по подготовке к чемпионату мира по футболу-2018, пожалуй, рановато.
 
Наилучшие перспективы для укрепления позиций остаются в текущем году только у легкового и грузового автотранспорта. Несмотря на негативный эффект от девальвации, заставляющей производителей повышать цену, прочие факторы говорят в пользу развития сегмента – такие как высокая ликвидность имущества и значительное число участников рынка (и лизингодателей, и клиентов, что означает высокую осведомленность и набранную инерцию покупок, привычку брать автомобиль в лизинг). Как и в других сегментах, на развитие автолизинга будут заметно влиять различные госпрограммы (к примеру, программа субсидирования автокредитов была досрочно прекращена в конце прошлого года, что может обусловить некоторый рост обращений за лизингом – со стороны предпринимателей, приобретавших машины как физические лица).
 
 
 

Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.

 
Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru