В ОЛА создан комитет по субсидированию

18 июня 2021

Радует, что Правительство все чаще выбирает лизинг в качестве механизма поддержки бизнеса
В июне 2021 года в  ОЛА создан комитет по субсидированию.
 
Руководителем комитета избран Кожевников Александр, вице-президент ОЛА.
 
В специальном интервью мы попросили руководителя нового комитета поделиться информацией о целях, задачах и планах по работе на ближайший год.
 
Александр, какие предпосылки для создания комитета и какие задачи, с Вашей точки зрения, должен решать комитет, чтобы принести пользу отрасли в направлении субсидирования?
 
Роль государства в экономике возрастает, все больше собирается налогов и все больше государство перераспределяет средств в виде субсидий в желании простимулировать развитие тех или иных отраслей в рамках нарождающейся промышленной политики и реализации национальных задач. К этому можно по-разному относиться, но игнорировать нельзя. Поэтому перед ОЛА, как крупнейшим объединением лизингового бизнеса, стоит задача обеспечить чтобы этот процесс по максимуму содействовал развитию отрасли. При этом, важно наилучшим образом достигать целей, которые ставит государство перед данными программами, обеспечивать комфорт работы Правительства РФ с Ассоциацией и эффективное использование бюджетных средств.  В этом случае мы сможем стать зрелым и ответственным партнером для Правительства РФ не только при реализации уже принятых программ, но и при выборе механизмов стимулирования секторов экономики и разработке правил для будущих программ. 
 
На мой взгляд, создание комитета по субсидированию уже более чем назревший вопрос и, в соответствии с трендами развития государства, отвечает потребностям наших членов в обеспечении доступности действующих программ максимальному кругу компаний.
 
Задачи, которые стоят перед комитетом, я бы разделил на текущие и долгосрочные.
 
Например, в рамках решения текущих задач, сейчас уже идет активная работа по выработке предложений для Минпромторга России по внесению изменений в 649 Постановление на следующий год, которое касается  колесной техники. Результаты отбора по этой программе в этом году показали, что к ней допущено немногим более десятка компаний, многие активные и добросовестные участники рынка  к сожалению, пока оказались вне ее работы. С учетом того, что программа действует в ключевом секторе лизинга, это влияет на  конкурентную среду на нашем рынке. Есть также  предложения по организации процесса отбора. Эти вопросы требуют формирования позиции ассоциации. Надо отдать должное Минпромторгу России - они открыты к общению и готовы принимать и рассматривать наши предложения. Также  очень важно понимать при разработке предложений, что у Минпромторга России нет задачи допустить максимальное число лизинговых компаний, у них есть задача достичь максимальной поддержки производителя отечественной техники за счет выделенных бюджетных средств. Только учитывая эту цель в предложениях мы можем одновременно решить нашу задачу – расширение круга участвующих компаний и повышения комфорта работы участников в рамках программы.
 
Для того, чтобы правильно подойти к формулированию и решению долгосрочных задач, сначала надо понимать, какая работа происходит в Правительстве, какие стоят потребности - простимулировать спрос на определенную продукцию отечественных машиностроительных заводов или поддержать инвестиции в ту или иную отрасль.
 
На этом этапе Правительство должно выбрать механизм поддержки. Радует, что для этого Правительство все чаще выбирает лизинг. Но используются и другие механизмы – субсидирование процентной ставки по кредитам, скидки поставщика и другие. Там, где задействована техника или оборудование,  у лизинга, на мой взгляд, есть неоспоримые преимущества перед другими механизмами,  и задача комитета заниматься вопросами его продвижения, разъяснительно-популяризаторской работой среди участвующих в программах ФОИВах. 
 
Следующий этап разработка правил, по котором будет работать программа, здесь я бы возможные варианты разделил на три группы:
 
1) Правила субсидирования, где нет дискриминирующего доступа, то есть любая компания, которая попадает под определенные критерии, которые могут быть достаточно строгими, в силу специфики данного направления, данного сектора оборудования.
В этой связи я не могу не вспомнить ранее действовавший формат 451 Постановления по субсидированию колесной техники, который был, в определенном смысле, революционным, который заставил поверить, что государство может создать очень хороший эффективный механизм. Все работало, все было просто и обеспечивало максимальную конкуренцию. Потребитель голосовал не только за технику, но и за выбор лизинговой компании. Он выбирал между техникой, между лизинговой компанией и диктовал условия. 
 
К этой же категории относятся и другие, может быть не столь комфортные, но также широкие программы. Ими пользуются, они работают. Это, к примеру, программы МСП Банка, Фонда ФРП,  региональных субсидий.
         
2)Монопольные субсидии, когда они выделяются отдельному представителю лизинговой отрасли – государственной компании.
В данном случае можно привести пример Постановления № 1135 по сельхозтехнике, где Росагролизинг назначен оператором по этой субсидии. Есть также субсидии по городскому транспорту, где оператором является ГТЛК.
 
3) Еще один вариант, практически ничем не отличается от предыдущего, но форма другая. Тем не менее, оператор один – это вклад в основной капитал либо создание новых лизинговых компаний под специальные задачи, которые государство для себя определило по развитию тех или иных направлений экономики.
 
На сегодняшний день субсидии широкого доступа значительно меньше по объемам финансирования, чем остальные два формата реализации программ субсидирования через лизинг.
 
С учетом вышесказанного я бы определил две важнейшие долгосрочные задачи Комитета ОЛА по субсидированию:
  • Просветительская работа с Правительством по формированию позитивного имиджа лизингового механизма в реализации программ поддержки в тех случаях, где может участвовать техника и оборудование с целью повышение доли лизинга в этих сегментах
  • Последовательная работа по аргументации и доказательству что отрасль стала зрелой и успешной, чтобы обеспечить квалифицированное и компетентное сопровождение государственных программ субсидирование широким кругом участников, даже в сегментах, требующих специализации на специфичных предметах лизинга (например самолеты и суда). А также что широкий доступ участников к программе повышает эффективность использования бюджетных средств.
Особенно выделю актуальность второй задачи, поскольку сейчас наметился тренд снижения конкурентности при реализации госпрограмм.  Необходимо конструктивное противодействие данному тренду в сторону повышение количества участников и развития рыночных механизмов.  Обратный же путь, когда количество участников, которые имеют доступ к субсидиям, сокращается, приводит отрасль к деградации. Рано или поздно это обернется против всех, в том числе и тех, кто сейчас попадает в отбор.
 
Хочу отметить, что крупные компании имеют на сегодняшний день возможности каким-то образом выработать позицию, отстоять ее перед ФОИВами. Большинство же средних и не крупных компаний в этом процессе не участвуют. Одна из важных задач комитета консолидировать ресурсы компаний для достижения общих целей по улучшению программ субсидирования для всех участников рынка. Поэтому в комитете мы рассчитываем подключить к работе интеллектуальные ресурсы как можно большего числа участников ОЛА.
 
Правильно ли, что речь идет не только о тех субсидиях, которые в настоящее время работают, но и о тех , которые в настоящее время находятся в проработке разной степени в различных ФОИВах?
 
Да, это верно. Насколько я знаю, сейчас в Минсельхозе обсуждается субсидия, которая может стать субсидией широкого доступа для большого круга лизинговых компаний. Нужно формировать среду в Правительстве по вопросам субсидирования, учитывая опыт  успешных примеров программ  Минпромторга России  и других, чтобы другие министерства и ФОИВы могли брать уже готовые рецепты и транслировать их на свою деятельность, на свои отрасли. Это было бы полезным для Министерства транспорта, для Министерства цифрового развития, которое запланировало расширение программы "Льготный лизинг IT".
 
Еще раз повторю важное, что главный ресурс работы нашего комитета  – это участие профильных сотрудников и их компетенции. Участие не просто как наблюдателей и слушателей, а именно действенно в плане подготовки документов, мероприятий и материалов.
 
Благодарим Александра за ответы на вопросы и надеемся, что совместными усилиями и с участием лизинговых компаний мы реализуем чаяния и пожелания отрасли!