Возврат и реализация предмета лизинга: неблагоприятиные последствия для лизингодателя

28 июня 2012

В настоящий момент нарушен баланс интересов лизингодателей и лизингополучателей
Несмотря на то, что в настоящий момент лизинговая отрасль успешно преодолела последствия кризиса, проблема изъятия и возврата объектов лизинга не теряет своей значимости для лизингодателей как собственников имущества. Кризис позволил выявить основные трудности, возникающие на пути лизинговых компаний в случае неплатежей со стороны лизингополучателей и необходимости осуществления изъятия и реализации лизингового имущества. И сейчас можно говорить об отсутствии сложившихся эффективных способов изъятия имущества, затягивании исполнения решений судебных органов, отсутствии единого подхода к установлению выкупной цены.
 
С целью анализа эффективности применяемых лизинговыми компаниями механизмов изъятия, реализации и мониторинга предметов лизинга, Объединенная лизинговая ассоциация в апреле-мае 2012 года провела исследование: «Статистика изъятий. Возврат и реализация предмета лизинга. В нем приняли участие 25 лизинговых компаний. Учитывая, что в ежегодном исследовании рынка лизинга «Эксперт РА» за 2011 год приняло участие 130 лизинговых компаний, то охват составил одну пятую часть активных участников рынка. В ходе исследования были проанализированы как статистические, так и качественные данные по изъятиям и реализации имущества, переданного в лизинг, за период 2008-2011 гг.
 
Проведенное исследование позволяет обобщить практику работы лизинговых компаний по возврату имущества и его реализации, а также оценить неблагоприятные последствия для лизингодателей вследствие расторжения договора лизинга.
 
Полученные результаты могут быть, в том числе, использованы в дальнейшем лизинговым сообществом для выработки предложений по определению справедливой сбалансированной позиции при рассмотрении судебных споров между лизингодателями и лизингополучателями в части возврата оплаченной части выкупной цены по договору лизинга.
 
Наибольшее количество дефолтов во время кризиса пришлось на сегмент розничного лизинга, основную долю в котором традиционно занимает автотранспорт. Это подтверждается данными проведенного исследования: доля автотранспортных средств в общем объеме изъятого имущества в 2008г. составила 96,6%. Такая ситуация была связана со спецификой розничного лизинга, предполагающей принятие риска на предмет лизинга, обусловленное его высокой ликвидностью, и предъявление меньших требований к финансовому состоянию самого лизингополучателя. Однако явления, произошедшие в экономике в 2008 году, и послужили причиной не только невозможности рядом лизингополучателей исполнять свои обязательства по договорам лизинга, и существенного сжатия вторичного рынка имущества, но и того, что в дальнейшем лизинговые компании стали больше внимания уделять риск-менеджменту и созданию скорринговых моделей оценки. Результат не заставил себя ждать, и доля автотранспорта в объеме изъятого имущества снизилась до 82,9% в 2011 году.
 
Одной из главных проблем, возникающих на пути лизинговой компании при необходимости осуществления процедуры изъятия, это готовность лизингополучателя вернуть эксплуатируемое им лизинговое имущество. Участники исследования отметили, что только в 35% случаев предмет лизинга был возвращен им в добровольном порядке.
 
В остальных случаях лизингодатели были вынуждены применять принудительные меры для возврата своего имущества.
 
При этом многие компании оказались просто не готовы к такой ситуации и не имели в своем штате специалистов, осуществляющих эту функцию. В результате изъятием имущества в большинстве случаев занимались специалисты службы экономической безопасности, юристы или же эта функция передавалась коллекторским агентствам.
 
Усложняли ситуацию с изъятием имущества и различные действия, предпринимаемые лизингополучатели и препятствующие изъятию объектов лизинга. В их числе: разукомплектация, сокрытие лизингового имущества, препятствие доступу лизингодателя на территорию нахождения лизингового имущества, приведение имущества нерабочее/нетранспортируемое состояние, передача имущества третьим лицам.
 
Диаграмма 1. Меры противодействия со стороны лизингополучателей
*оценка в баллах на основе взвешенных показателей
 
Наиболее эффективной мерой изъятия было признано взаимодействие с правоохранительными органами: 45% опрошенных компаний считают активное взаимодействие с ними единственным результативным способом изъятия принадлежащего им имущества. Распространенными методами борьбы с недобросовестными лизингополучателями являются также возбуждение уголовных дел, запрет эксплуатации имущества (их применяют 10% респондентов), а в качестве превентивных мер лизинговые компании используют установку дистанционного управления на объекты лизинга (10%), взвешенный подход к оценке рисков (5%).
 
Диаграмма 2. Механизмы изъятия имущества
 
 
 *По данным исследования ОЛА
 
Очевидно, что уверенность в сохранности имущества и поддержании его эксплуатационных характеристик возможна только при реализации различных процедур контроля за ними. Вопрос обеспечения сохранности и контроля за эксплуатацией предметов лизинга движимого имущества решается лизинговыми компаниями стандартными способами:
 
Диаграмма 3. Меры обеспечения сохранности и контроля за эксплуатацией предметов лизинга
 
* По данным исследования ОЛА
 
В связи со спецификой транспортных активов, их мониторинг с выездом и осмотром к месту нахождения осуществляют всего 33% лизингодателей, остальные же контролируют лизинговое имущество путем получения от лизингополучателей фотографий с отчетом о состоянии лизингового имущества, устанавливают на объекты GPS-датчики, позволяющие отслеживать их местонахождение, или просто маркируют предметы лизинга сведениями о нахождении имущества в лизинге.
 
Несколько иная ситуация сложилась с мониторингом других видов предметов лизинга. 70% лизинговых компаний осуществляет их систематический мониторинг, однако частота проводимого мониторинга зачастую недостаточна для того, чтобы иметь адекватное представление о состоянии предмета лизинга в конкретный момент времени.
 
Конечно, частота мониторинга должна зависеть от вида лизингового имущества, связанного с ним уровня риска утраты и смены его местонахождения. Объекты недвижимости или сложное оборудование, требующее монтажа, практически не подвержены риску сокрытия, тогда как типовое оборудование и тем более транспортные средства могут быть легко перемещены. При установлении частоты контроля имущества необходимо применять комплексный подход к оценке имущественных рисков и связанных с ними потерь. Чем выше эти риски, тем чаще необходимо проводить мониторинг предмета лизинга. Согласно результатам проведенного исследования, только 33% лизингодателей осуществляют мониторинг на ежеквартальной основе, 24% лизингодателей делают это раз в год, 14% - раз в полгода, а 29% лизинговых компаний признают необходимость мониторинга принадлежащего им имущества только при возникновении проблем с оплатой лизинговых платежей у лизингополучателей.
 
 
Однако, даже успешное изъятие лизингового имущества не означает решение проблемы лизинговой компании по безубыточному закрытию лизинговой сделки. Не меньшие трудности возникают на пути лизингодателей при реализации изъятого имущества. Эксперты выделили несколько проблем, с которыми им приходилось сталкиваться в ходе реализации изъятого имущества. Почти каждой лизинговой компании приходилось сталкиваться со сложностями в поиске покупателей, низкой востребованностью имущества на рынке. Пассивная позиция органов полиции и службы судебных приставов в решении вопроса изъятия имущества, с которой приходилось сталкиваться 23% респондентов, а также невозможность обеспечить надлежащего хранения и доставки изъятого имущества могут привести к существенному снижению стоимости имущества на вторичном рынке. С этой проблемой столкнулось 19% участвовавших в опросе – к моменту реализации стоимость имущества снизилась и не смогла компенсировать всех затрат по сделке.
 
Диаграмма 4. Ключевые сложности при реализации имущества
 
* По данным исследования ОЛА 
 
Также сроки реализации имущества и его стоимость на вторичном рынке напрямую коррелируют с видом, спецификой реализуемого имущества. Сложнее всего лизинговым компаниям приходится при реализации энергетического оборудования и автотранспортных средств. В первом случае, это связано с уникальностью энергетического оборудования, изготавливаемого, зачастую, на заказ. Во-втором - с быстрым износом, и, в связи с этим, низкой стоимостью такого имущества на вторичном рынке. Помимо этого реализация лизингового имущества осложняется тем, что треть автотехники и пятая часть оборудования изымается в плохом состоянии. 11% изъятого имущества в 2011 году было непригодно к повторной продаже.
 
Построение эффективной системы реализации изъятого имущества предполагает создание штата выделенных специалистов и развития каналов реализации. Многие компании, понимая для себя важность этого вопроса, создают у себя специализированные подразделения по реализации имущества или передают эту деятельность специалистам отдела маркетинга и продаж.
 
Диаграмма 5. Специалисты, которые занимаются реализацией лизингового имущества*
 
 
*оценка в баллах на основе взвешенных показателей
* По данным исследования ОЛА
 
В качестве каналов реализации изъятого имущества лизингодатели используют, в основном, традиционные и проверенные: поставщиков и интернет. Максимально снизить риск реализации изъятого лизингового имущества и осуществить его продажу в минимальные сроки позволяют соглашения об обратном выкупе, заключаемые с его поставщиками. Как правило, в таких соглашениях уже предусмотрена шкала цен обратного выкупа имущества в зависимости от того, на каком сроке эксплуатации имущества проводится его реализация, что также позволяет сократить время и затраты на его оценку. Этот канал используют большинство опрошенных лизинговых компаний. Эффективным способом поиска покупателей являются различные интернет ресурсы. Наибольшую популярность имеют торговые площадки и рекламные объявления на специализированных сайтах. Для поиска покупателей большинство лизингодателей создают торговые площадки на собственных сайтах, а также размещают объявления на сторонних сайтах.
 
Еще одной важной проблемой, с которой сталкиваются лизингодатели при изъятии имущества, это требование лизингополучателей о возврате аванса / выкупной цены в случае расторжения договора лизинга. Установление в договорах лизинга символической выкупной цены (минимальной, значительно ниже рыночной стоимости имущества) в конце срока при переходе предмета лизинга в собственность лизингополучателя, означает, что выкупная цена входит в состав уплачиваемых лизинговых платежей и создает прецедент по взысканию с лизингодателей суммы неосновательного обогащения. 47,6% опрошенных лизинговых компаний сталкивались с подобной ситуацией. При чем размер суммы неосновательного обогащения, взыскиваемого судами, может варьироваться от балансовой остаточной стоимости (без учета коэффициента ускорения) до рыночной (определяемой на основании отчета независимого оценщика) и не зависит от реальной стоимости реализации имущества. Кроме того, данная сумма может быть взыскана с лизинговой компании до момента фактической продажи изъятого имущества. Это приводит к смещению интересов в пользу лизингополучателей.
 
Проведенное исследование позволяет систематизировать основные риски, с которыми приходится сталкиваться лизинговым компаниям при наступлении дефолтов со стороны лизингополучателей и необходимости реализации предметов лизинга. В качестве основных групп риска можно выделить следующие:
 
Имущественные
-Сложность поиска имущества (сокрытие имущества лизингополучателями, географическая отдаленность, связанная с возможностью транспортировки имущества)
-Отсутствие собственных площадей по хранению имущества (81% опрошенных компаний не имеют собственных площадок и заключают разовые договоры на их аренду
-Отсутствие в штате технических специалистов, осуществляющих содержание имущества с момента его изъятия до его продажи
 
Финансовые
-Лизинговые компании вынуждены нести дополнительные расходы на изъятие, хранение, ремонт, продажу имущества, являвшегося предметом лизинга.
-Расходы на транспортировку имущества от Лизингополучателя до места хранения/места передачи покупателю
-Судебные и прочие издержки
 
Кредитные
- Кредитные обязательства перед банком по уплате процентов /погашению основного долга продолжают действовать и погашаются лизингодателями за счет других проектов

 

Ликвидности
-Имущество, используемое (или неэксплуатируемое) Лизингополучателем утрачивает ликвидность и после изъятия может быть реализовано по низкой цене.
 
Способствовать цивилизованному решению проблемы изъятия и реализации лизингового имущества может развитие и принятие ряда законодательных инициатив. Наиболее актуальным является решение следующих вопросов:
 
Позиция судов по взысканию долгов лизингополучателей
Данная проблема связана с отсутствием единого подхода к определению выкупной цены и включению ее в состав лизинговых платежей, а также существующими противоречиями в нормативном регулировании и трактовке положений договора лизинга, касающихся наличия в составе лизинговых платежей выкупной цены и порядка ее расчета.
 
В качестве вариантов решения данного вопроса могут быть предложены следующие:
-Удовлетворение финансовых требований лизингополучателя только после реализации имущества
- Установление величины требований на основе стоимости реализации имущества
- Сбалансированный подход к пониманию цены выкупа
-Установление справедливого баланса интересов сторон договора лизинга при расторжении сделки в связи с нарушением лизингополучателя с точки зрения взаимных расчетов сторон (судьба и размер выкупной стоимости в составе лизинговых платежей)
-Утверждение Минфином соответствующих методических указаний
 
Отсутствие цивилизованных правил изъятия, обусловленных существующей сложной процедурой изъятия и проблемами фактического исполнения решений судебных приставов и судебных решений.
 
Вариантами решения могут быть:
- Применение западного опыта (США) изъятие без применения «силы», при котором собственник имущества имеет возможность вернуть его себе любым способом, который не предусматривает применения силы и нарушения прав эксплуатанта имущества.
- Изъятие во внесудебном порядке по исполнительной надписи нотариуса
 
Решение этих задач позволит российскому лизинговому рынку выйти на новый уровень своего развития, приблизить правила его работы к общеевропейским стандартам, повысить прозрачность и привлекательность рынка в целом, установить справедливый баланс интересов между лизинговыми компаниями и лизингополучателями. Поэтому лизингодатели сейчас предпринимают ряд актуальных инициатив (Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, принятие стандартов по оценке рисков), от успешной реализации которых будут зависеть дальнейшие перспективы развития лизингового рынка лизинга в России. Однако поддержка рынка лизинга на законодательном уровне в части установления понятных, прозрачных правил, не допускающих разночтения и злоупотребления ими, является необходимой мерой, без которой такой инструмент развития экономики как лизинг потеряет свою популярность и доверие со стороны как лизинговых компаний, так и их клиентов. 
 
Внимание! Обсудить результаты исследования и прокомментировать статью можно на форуме сайта ОЛА   ЗДЕСЬ (вход только для членов ОЛА).
 
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru