Мнение участников рынка по итогам нетворкинг-сессии 13-го Съезда

28 июня 2024

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДИЛЕРАМИ В УСЛОВИЯХ «РЫНКА ПРОДАВЦА»  – итоги дискуссии

Модераторы круглых столов: Александр Сучков, Евгений Юдин (Росагролизинг), Александр Николаенко (СТОУН-XXI), Евгений Колесов (ПСБ Лизинг), Николай Алексеев (Интерлизинг)

За последние два года в сегменте автолизинга вектор сместился в сторону азиатской техники, в первую очередь китайских марок. Ранее российский авторынок и автодилеры были ориентированы преимущественно на европейские, американские и японские марки.

В связи с этим, ключевые вопросы для обсуждения за круглыми столами участниками лизингового сообщества касались взаимодействия с китайскими поставщиками:

– статус поставщика (производитель, дилер или обычный перекупщик, подтверждение выкупа автомобилей);

– сервис и гарантийные обязательства поставщика,

– логистика запасных частей и каталогизации запасных частей (отсутствие каталожных номеров для запасных частей и их частая смена);

– «серые схемы» работы, следствие которых формируются проблемы с оплатой пошлин, НДС, розыскной базой Интерпола.

По итогам обсуждения можно сделать следующие выводы.

  1. Пока не накоплен клиентский опыт по владению и ремонту/восстановлению китайской техники. Есть опасения относительно ремонта, запчастей, выполнения гарантийных обязательств - так как модели техники часто меняются. Это касается, в первую очередь тех брендов, которые в числе первых заходили на российский рынок. Тем не менее дилеры активно формируют складские запасы запасных частей на территории РФ.
  2. Есть вопросы в части ценообразования по технике китайского производства, в т.ч. на вторичном рынке (зачастую цены на новые китайские модели ниже, чем на б/у технику китайского производства). Продолжает быть на рынке большое количество дилеров с самостоятельной ценовой и сервисной политикой. Также по параллельному импорту присутствует проблематика поставки машин, находящихся в угоне в Интерполе (авто из Канады и Польши).
    На текущий момент существует профицит китайской техники в РФ, для лизингодателей важно понимать динамику потери стоимости китайских предметов лизинга, а также их ликвидность (скорость и цену реализации).
  3. В ходе дискуссии представители лизинговых компаний отмечали недостаточность работы дилеров и клиентов по подписанию договоров купли продажи по ЭДО и отсутствие должной статистической базы по технике китайского производства.
  4. В ходе обсуждения представители лизингового сообщества инициировали вопрос по развитию направления связанного с лизингом оборудования, программы поддержки лизинга оборудования.
  5. Отдельное внимание за круглыми столами было уделено вопросу агентского вознаграждения. С одной стороны, необходимо отметить, что рынок сам регулирует использование, размер вознаграждения, условия и форму выплат. Это исторически сложившаяся практика работы и выставление искусственных барьеров нецелесообразно.
    В то же время, ряд представителей лизинговых компаний озвучивали возможность ограничения максимального размера агентского вознаграждения путем достижения «джентельменских» договоренностей и объединения интересов ключевых игроков по фиксации размера агентского вознаграждения.
  6. В целом участники круглых столов отметили, что требуется систематизировать подходы по программам субсидирования по линии Минпромторга России. Проблематика ППРФ № 811 и № 649 – не синхронность мер поддержки в части определения поддерживаемой номенклатуры. В 2024 году по ППРФ № 649 с момента квалотбора до настоящего времени перечень корректировался 6 раз. При этом - сузился, а не наполнился (остались только электромобили и автобусы).
    Таким образом, целесообразно не ограничивать номенклатуру, а фиксировать перечень номенклатуры на весь срок действия подписанного по итогам квалотбора соглашения.
  7. Особое беспокойство участников дискуссии вызвала проблематика утильсбора. В настоящее время крупнейшие автопроизводители в РФ лоббируют кратное повышение утильсбора. Лизинговое сообщество не поддерживает данное решение. Оно окажет негативное влияние на реальный сектор экономики, приведет к росту стоимости предметов лизинга, что еще больше подстегнет инфляционные процессы в стране, тем самым многие предметы лизинга для МСП станут недоступными.
    По итогам 13-ого Съезда предложено данную резолюцию направить в Минпромторг РФ.

Материал подготовлен А. Сучковым, А. Николаенко, Е. Колесовымна основе итогов нетворкинг-сессии 13-го Съезда Лизинговой Отрасли России. Резюме по остальным темам нетворкинга читайте в разделе Экспертные мнения и статьи.