Замечания лизингового сообщества к законопроекту "О лизинге"

19 октября 2017

9 октября состоялась 12-я ежегодная конференция "ДЕНЬ ЮРИСТА лизинговой компании-2017". Данная конференция является главным юридическим событием в лизинговой отрасли. В 2017 году конференция стала самой масштабной по посещаемости за все предыдущие годы – в ней приняли участие 120 представителей из более чем 90 компаний.
 
Главное внимание на конференции 2017 года было уделено вопросам реформы лизинговой отрасли, проводимой Центральным Банком России. В частности лизинговое сообщество обсудило замечания к Проекту ФЗ «О лизинге», проблематику определения правовой природы лизинга в ближней и дальней перспективе - арендную и финансовую модель, подходов к определению баланса интересов сторон до и после реформы.
 
В качестве преамбулы. Дайджест событий реформы рынка лизинга:
11 октября 2016 г.
Решение Национального совета по обеспечению финансовой стабильности № 11 под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова о «…необходимости регулирования лизинга…»
Февраль 2017 г.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Январь 2017 г.
Концепция реформы частно-правового регулирования лизинговой деятельности
27 марта 2017 г. - 21 апреля 2017 г.
Публичное обсуждение Проекта ФЗ «О лизинге»
Май 2017 г.
План подготовки лизинговых компаний к реформе рынка лизинга
 
ID законопроекта - 02/04/02-17/00062230. ПО этому номеру его можно найти на сайте электронного правительства. Разработчиком законопроекта заявлен Минфин России.
Краткое описание проблем, которые должен решать законопроект: отсутствие четкого регулирования рынка финансового лизинга.
Краткое изложение целей регулирования: определить полномочия Банка России по аккредитации лизингодателей, переводу их на план счетов, учет и отчетность некредитных финансовых организаций; предусмотреть саморегулирование на рынке финансового лизинга в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»
Планируемый срок вступления в силу – декабрь 2017 года.
Цели принятия законопроекта (были обозначены в пояснительной записке к проекту Федерального закона):
  • формирование прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы их деятельности;
  • повышение транспарентности лизинговой деятельности за счёт внедрения МСФО;
  • обеспечение защиты имущественных интересов лизингодателей;
  • внедрение общих стандартов, то есть унификация, впоследствии, лизинговой деятельности.
Вопросы разработчика для публичного обсуждения:
  1. Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
  2. Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  3. Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
  4. Существуют ли альтернативные и менее затратные, или более эффективные способы решения проблемы?
 
На конференции с докладом выступила Татьяна Филатова начальник юридической службы ООО "МКБ-лизинг". Татьяна провела большую работу по обобщению всех замечаний и отзывов лизингового сообщества, опубликованных на сайте электронного правительства применительно к законопроекту, предложенному для публичного обсуждения.
Необходимо сделать оговорку, что замечания анализировались именно по опубликованным текстам, потому что, возможно, какие-то отзывы и предложения и не попали в публикацию.
В обсуждении законопроекта приняло участие 38 участников. Все участники обсуждения, судя по предложенным ими замечаниям и предложениям, являются экспертами на лизинговом рынке, понимают его проблемы и перспективы.
 
Первый вопрос: является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
Были высказаны мнения:
  • заявленные проблемы не имеют места на рынке;
  • существующее регулирование достаточно;
  • не решаются реальные проблемы лизингового рынка;
  • отсутствует экономическое обоснование для законопроекта и реформы в целом;
  • отсутствие комплексности;
  • вводимое регулирование может достичь заявленных целей после модификации законопроекта.
Необходимо отметить, что комплексность – красная нить в замечаниях участников обсуждения. Во всех без исключения мнениях говорилось о том, что законопроект только часть процесса, что сообщество хотело бы видеть хотя бы основные положения других нормативных актов одновременно с этим законом. Также, как писали участники обсуждения, очень трудно оценивать последствия введения данного регулирования, без понимания того, будет ли всё то, что отмечалось как комплексное решение проблем, введено, или оно всё-таки потеряется, после того, как это регулирование будет введено.
 
Второй вопрос: какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
Об этом участники писали очень много:
  • монополизация рынка крупными компаниями;
  • сокращение числа лизинговых компаний в сегменте МСП;
  • усложнение доступа к ресурсам, особенно субъектам МСП;
  • увеличение операционных издержек лизингодателей;
  • рост стоимости услуг для реального сектора;
  • рост административной нагрузки на всех участников;
  • перенос фокуса с бизнес-задач на соблюдение административных требований;
  • ухудшение репутации рынка из-за допуска на него микрофинансовых организаций;
  • дестабилизация рынка (изменение «правил игры»);
  • сокращение лизингового рынка.
 
Третий вопрос. Какие выгоды и преимущества видят участники обсуждения в принятии законопроекта?
  • упорядочение правил списания по инкассо;
  • исключение обязанности регистрировать сделки в Едином реестре юридически значимых сведений о деятельности юрлиц;
  • рост профессионального уровня участников;
  • вытеснение с рынка «серых» игроков;
  • удаление законодательных пробелов в вопросе административной регламентации.
 
Четвёртый вопрос: существуют ли альтернативные и менее затратные способы решения проблемы?
Предложения были следующие:
  • следовать рекомендациям Группы по развитию лизинга IFC Всемирного банка, которые были выработаны в начале 2000-х годов;
  • ввести регулирование только для лизинговых компаний с госучастием;
  • сохранить текущий механизм, изменения не требуются;
  • реализовывать комплексный подход (одновременное принятие нормативных актов);
  • вводить изменения поэтапно, проводя на каждом этапе оценку затрат на изменения и их результатов.
 
К сожалению, разработчики законопроекта не приняли ответы участников обсуждения на вышеперечисленные четыре вопроса. Комментарий ко всем замечаниям и предложениям был один и тот же: «Не учтено. Замечание носит общий характер и не предлагает конкретных изменений по тексту законопроекта».
Необходимо отметить, что сами формулировки вопросов таковы, что вряд ли участникам обсуждения было очевидно, что ответом на них должны быть конкретные изменения к положениям законопроекта. Представляется, что если разработчик хотел их увидеть, было бы логичнее это как-то обозначить. Но обозначено это не было, участники обсуждения дали именно такие комментарии, и эти комментарии учтены не были.
 
Проблемы рынка, которые не решает законопроект
Участники обсуждения указывал на то, что на лизинговом рынке существуют реальные проблемы, которые законопроект не решает. Ниже приводится перечисление этих реальных проблем (без ранжирования по их степени важности):
  • отсутствие законодательного закрепления подходов к расчету убытков сторон при досрочном расторжении договора лизинга по вине лизингополучателя;
  • отсутствие у лизингодателя эффективного механизма освобождения предмета лизинга от арестов или запретов на регистрационные действия по долгам лизингополучателя;
  • отсутствие у лизингодателя эффективного механизма восстановления владения предметом лизинга при расторжении договора лизинга по вине лизингополучателя;
  • отсутствие регулирования вторичного (повторного) лизинга;
  • невозможность передачи в лизинг земельных участков вместе с расположенными на них объектами недвижимости;
  • несогласованность регулирования гражданско-правовых и налоговых последствий расторжения договора лизинга, возврата и последующей реализации предмета лизинга.
 
Кроме общеконцептуальных замечаний, естественно, участники обсуждения высказывали и замечания по тексту самого законопроекта.
Можно условно разделить их на три части: учтённые, частично учтённые и неучтённые. Определение, что учтено, а что не учтено, было проведено в сопоставлении с анализом редакции законопроекта от 08 сентября 2017 г., который был предоставлен для ОЛА Моисеевым С.Р. – советником первого заместителя ЦБ РФ.
Учтённые замечания участников обсуждения в тексте:
  • исключить положения, создающие приоритет для иностранных лизингодателей;
  • исключить запреты на займы от ИП и аффилированных физических лиц;
  • предусмотреть требование о включении банков и МФО в Реестр субъектов лизинговой деятельности;
  • исключить из перечня оснований для исключения из Реестра факт исключения из СРО;
  • дополнить перечень оснований для исключения из Реестра фактом исключения из ЕГРЮЛ или введения конкурсного производства;
  • исключить запрет на изменение договоров лизинга, заключенных до вступления в силу закона, лизингодателями, не внесенными в Реестр;
  • предусмотреть возможность предоставления копий документов для реализации инкассо.
Частично учтённые – это те замечания, идея которых разработчиками сохранена, но которые некоторым образом модифицированы при внесении в законопроект:
  • исключить возможность распространения ограничений на займы на авансы лизингополучателей;
  • удалить запрет на совмещение лизинговой и иных видов деятельности;
  • предусмотреть возможность выполнения требований к собственному капиталу группой лизинговых компаний;
  • установить срок перехода на Единый план счетов не ранее 01.01.2022 г.;
  • изменить требования по использованию слова «лизинг» в наименовании;
  • уточнить требования об организации внутреннего контроля в лизинговой компании;
  • предусмотреть в законе условия для включения в Реестр СЛД.
Неучтённые замечания, пожелания сообщества:
- изменить требования к запрету на займы от физических лиц:
  • исключить запрет на привлечение займов от физлиц;
  • исключить требования по неснижаемому остатку по договорам займа;
  • снизить сумму для разрешенных займов от физлиц до 500 000 рублей;
- более четко определить условия ведения лизинговой деятельности и ограничить виды ее субъектов:
  • ввести определение лизинговой деятельности;
  • снять ограничение на организационно-правовую форму лизинговых компаний;
  • не предоставлять право на ведение лизинговой деятельности банкам и (или) микрофинансовым организациям;
  • ввести положения о специализированных лизинговых компаниях;
- установить все существенные условия ведения деятельности на уровне закона:
  • установить методику расчета собственного капитала;
  • установить в законе последствия исключения лизинговой компании из Реестра;
  • распределить полномочия по контролю и надзору между ЦБ РФ и СРО, не дублируя их;
- установить полномочия ЦБ РФ по надзору и контролю на уровне закона:
  • установить в законе состав и порядок предоставления отчетности в ЦБ РФ;
  • установить в законе требования к включению и основания исключения из Реестра субъектов лизинговой деятельности;
  • ограничить основания возникновения полномочий ЦБ РФ на лизинговом рынке только федеральными законами;
- изменить требования к наименованию лизинговой компании:
  • исключить запрет на использование слова «лизинг» организациями, не являющимися лизинговыми компаниями;
  • исключить обязательство лизинговых компаний по использованию слова «лизинг»;
- изменить правила использования инкассо и исполнительной надписи нотариуса:
  • изменить перечень документов, необходимых для списания по инкассо;
  • предусмотреть срок изготовления банком справки о незачислении платежей на счет лизингодателя;
  • распространить исполнительную надпись нотариуса на изъятие имущества;
- исключить дублирование процедуры вступления в СРО и включения в Реестр;
- сохранить контроль за противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за Росфинмониторингом;
- увеличить срок вступления лизинговых компаний в СРО либо весь переходный период;
- отказаться от регистрации договоров лизинга в Едином реестре юридически значимых сведений о деятельности юрлиц либо передать этот реестр в нотариат;
- отказаться от перехода на единый план счетов для некредитных финансовых организаций.
Итак, хотелось бы дать резюме изменениям по сравнению с тем законопроектом, выложенным для публичного обсуждения, которые в результате внесены в текущий законопроект.
Изменения, которые отражены в текущей версии законопроекта:
1. Удалено положение о внесении изменений в Основы законодательства о нотариате в части возможности взыскания задолженности по договорам лизинга на основании исполнительной надписи нотариуса.
2. Уточнено понятие субъектов лизинговой деятельности, которое распространено на лизинговые компании, банки и микрофинансовые организации.
3. Исключено положение, предоставляющее иностранным юридическим лицам право на занятие лизинговой деятельностью.
4. Из-под действия положений о запретах на займы от физических лиц выведены займы от индивидуальных предпринимателей и лиц, прямо или косвенно контролирующих лизинговую компанию.
5. Запрет на совмещение лизинговой деятельности с другими видами деятельности ограничен только видами деятельности иных некредитных финансовых организаций.
6. Требование о наличии слова «лизинг» в наименовании лизинговой компании касается только полного фирменного наименования.
7. Уточнено, что требование закона об организации внутреннего контроля касается контроля, предусмотренного Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ.
8. Включены положения о перечне документов и информации, необходимых для включения лизинговой компании в Реестр субъектов лизинговой деятельности, а также сроках их рассмотрения.
9. Уточнен перечень оснований для отказа во включении в Реестр субъектов лизинговой деятельности.
10. Расширен и уточнен перечень оснований для исключения из Реестра субъектов лизинговой деятельности.
11. Из перечня прав ЦБ РФ исключено положение о возможности осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством.
12. Удалено исключение требования о регистрации лизинговых договоров в Едином реестре юридически значимых сведений о деятельности юрлиц.
13. Из положений о списании задолженности по инкассо исключено упоминание о том, что списание осуществляется независимо от условия договора между лизингополучателем и кредитной организацией; в качестве основания для инкассо предусмотрены копии договора лизинга и графика платежей.
Отдельно необходимо дать комментарий к тем изменениям, которые касаются переходного периода:
  • В 115-ФЗ предполагается внести изменения, по которым лизинговые компании с точки зрения регулирования по 115-ФЗ приравниваются к остальным некредитным финансовым организациям и переводятся под контроль Центрального Банка.
  • Период вступления в силу законопроекта сокращён со 180 дней до 90 дней с даты его опубликования, но при этом увеличен срок, в течение которого лизингодатели могут осуществлять лизинговую деятельности без включения в реестр – с 90 до 180 дней. И соответственно, увеличен срок на исключение из названия слова «лизинг».
  • Включено положение о том, что запреты на займы распространяются только на договоры, заключённые после вступления в силу закона. До этого все договоры займа могут заключаться в том виде, в котором они заключались.
  • Исключён запрет на изменение договоров лизинга, заключённых до вступления в силу закона лизингодателями, не внесёнными в реестр. Это был такой болевой вопрос. Участники обсуждения неоднократно упоминали. Видимо, разработчики его услышали.
  • Включено положение о начале применения отраслевых стандартов и единого плана счетов с 1 января 2021 года.
 
В продолжение доклада Татьяны Филатовой дополнительно выступили другие докладчики:
  • Мартынов Федор, заместитель генерального директора по юридическим вопросам ПАО «ГТЛК»;
  • Киркоров Алексей, финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг», Президент "Национальный лизинговый союз".
 
Они обратили внимание собравшихся на 2 главных замечания к законопроекту:
1. Законопроект в сегодняшнем виде не содержит никаких критериев отнесения участников рынка к лизинговым компаниям и определения лизинговой деятельности и, соответственно, регулирование по данному законопроекту в текущей редакции возможно только в отношении тех компаний, которые сами признают себя лизинговыми и подлежащими регулированию.
2. Законопроект плавно подводит  к пониманию кредитной природы договора лизинга, что является главным дискуссионным вопросом на сегодня в лизинговой отрасли. Лизинговое сообщество должно определить правовую модель природы лизинга, является ли она арендной или же финансовой, потому что решение всех актуальнейших вопросов последних лет, в том числе взыскания средств с клиента, изъятия имущества, расчета сальдо при досрочном прекращении, повторный лизинг и другие зависят от этого.
 
В завершение необходимо отметить, что была проделана огромная работа как участниками обсуждения, так и разработчиками законопроекта.
Очень бы хотелось надеяться, что на этом всё не остановится, и законопроект будет принят в том виде, в котором он будет нравиться разработчикам и сообществу.

__________________________________________

Данная статья опубликова также на портале "Закон Ру" zakon.ru/blog/2017/10/19/reforma_lizinga_zamechaniya_uchastnikov_otrasli