Лизинг: новая реальность

28 июля 2022

Что изменится на рынке в 2022–2023 годах

По сравнению с предыдущим годом, когда лизинговый рынок демонстрировал активный рост, в этом году количество сделок по понятным причинам сокращается. Сказывается дефицит по большинству предметов лизинга, заградительная ставка кредитования в первой половине года и сокращение инвестиций в основной капитал. Тем не менее при стабилизации денежно-кредитной политики отраслевые эксперты прогнозируют возможное восстановление рынка уже в первой половине 2023 года.

В 2021 году в России наблюдался ускоренный рост лизинговой отрасли. Этому способствовало пост-ковидное восстановление отечественной экономики — сработал эффект отложенного спроса на лизинг техники. Еще одним фактором, оказавшим влияние на рынок, стал рост популярности лизинга у предпринимателей, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.

По мнению экспертов Национального рейтингового агентства (НРА), к таким преимуществам относятся сниженные или отсутствующие требования по дополнительному обеспечению, свобода предметов лизинга от претензий кредиторов, ускоренная амортизация. Также лизинг стал очень удобной альтернативой покупке транспортных средств и оборудования при их недостатке на рынке из-за разрыва логистических цепочек и в условиях дефицита комплектующих.

В результате, по данным НРА, за 2021 год было заключено 410,5 тыс. договоров лизинга, что на 38% больше по сравнению с предыдущим годом. Бизнесу было передано 564,7 тыс. предметов лизинга, рост составил 44%. Доля объемов лизинга в валовом внутреннем продукте к концу 2021 года достигла 1,7%. По этому показателю Россия приблизилась к значениям, наблюдаемым в странах с развитыми экономиками (США — 2,1%, Германия — 1,9%, Китай — 1,9%).

В НРА считают, что в условиях высокой потребности в модернизации и обновлении основных фондов с высокой степенью износа оптимальная доля лизинга в ВВП должна составлять 3–4%, но достичь этих показателей в ближайшие годы вряд ли удастся.

Эксперты рейтингового агентства полагают, что в 2022–2023 годах рынок лизинга в России ожидает стагнация. С марта 2022 года на фоне беспрецедентных санкционных мер и сворачивания деловых связей со многими зарубежными компаниями отечественная экономика вошла в фазу спада. По оценкам НРА, он носит трансформационный, структурный характер и продлится не менее двух лет.

В одной точке сошлись товарный дефицит по большинству предметов лизинга, заградительная ставка кредитования в первой половине 2022 года и сокращение инвестиций в основной капитал. С учетом такого тройного эффекта, по прогнозам рейтингового агентства, количество новых лизинговых договоров в 2022 году может упасть на 40–50%, а количество предметов лизинга — на 45–55%. В базовом сценарии падение лизингового рынка может продлиться до первого квартала 2023 года при условии снижения ключевой ставки и выстраивания новых логистических цепочек при поставках предметов лизинга.

«Поддержать лизинговую отрасль может стабилизация денежно-кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки. Помочь отрасли может также привлечение малого и среднего бизнеса на лизинговый рынок», — считают эксперты.

Сокращение количества передаваемых предметов лизинга ожидается в первую очередь в автотранспорте. Это связано с падением реальных доходов населения, сокращением производства автомобилей в мире из-за нехватки полупроводников и комплектующих, санкциями и нарушением логистики.

По оценке НРА, спад может составить до 60%, хотя он может быть частично компенсирован лизингом подержанных автомобилей и возвратным лизингом. Чтобы поддержать отрасль, Минпромторг РФ с 14 июля возобновил программу стимулирования спроса на отечественные автомобили. Общий бюджет программы составит 20,7 млрд руб. В программах льготного автокредитования будут участвовать все модели УАЗ, Lada, ГАЗ стоимостью до 2 млн руб., электромобили Evolute, для которых будет действовать повышенная скидка 35% от стоимости авто, но не более 925 тыс. руб.

Регионы-лидеры на рынке лизинга

По данным подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ и НП «Лизинговый союз», среди компаний, передавших в лизинг наибольшее число предметов лизинга, на лизинговые компании Москвы приходится 60%, Московской области — 19%, Санкт-Петербурга — 7%. На лизинговые компании остальных регионов приходится около 16% переданных предметов лизинга. Наибольшее количество договоров лизинга заключили лизинговые компании Москвы — 65%, Московской области — 9%, Санкт-Петербурга — 8%. На остальные регионы приходится приблизительно 18% договоров. В 2022 году консолидация лизинговых компаний может продолжиться за счет выхода из бизнеса или поглощения региональных игроков.

В секторе железнодорожного и водного транспорта, а также в сегменте спецтехники и общественного транспорта падение ожидается в меньших объемах. Этому способствуют реализация национальных и крупных инфраструктурных проектов, программы обновления транспорта в регионах. В частности, Минтранс РФ уже одобрил заявку Нижегородской области на обновление подвижного состава общественного автотранспорта. На условиях льготного лизинга регион в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» до конца 2022 года получит 32 нового автобуса ЛиАЗ, которые будут работать на социальных маршрутах в Нижнем Новгороде.

На закупку техники и оборудования для предприятий АПК по итогам 2021 года Нижегородская область направила в рамках региональных программ господдержки 4,7 млрд руб. Кроме того, область стала лидером по объему поставок сельскохозяйственной техники по программе федерального лизинга. В результате взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей с АО «Росагролизинг» в 2021 году одобрены заявки на 282 единицы техники на сумму 1,4 млрд руб. По мнению председателя комитета по АПК в областном заксобрании Игоря Тюрина, этой техники хватит, чтобы нижегородские аграрии смогли переждать некоторое время до того момента, когда изменится ситуация с поставками техники из-за рубежа или будут запущены новые производственные мощности на российских предприятиях. Глава нижегородского минсельхоза Николай Денисов, наоборот, говорит, что спрос на технику у сельхозпроизводителей сохраняется и необходимо разрабатывать новые схемы взаимодействия максимально оперативно.

В нижегородском правительстве в настоящее время собирают с промышленных предприятий информацию о необходимом оборудовании, чтобы разработать меры господдержки, которые помогут при его закупках. По словам вице-губернатора Андрея Саносяна, завершить сбор информации планируется до 8 августа, а комплекс мер будет разработан к моменту верстки проекта областного бюджета на 2023 год.

Базовая скидка по программе льготного лизинга составит 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб., и будет распространяться на все легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили российского производства марок УАЗ, Lada, ГАЗ, КамАЗ, «Урал». По словам главы Минпомторга Дениса Мантурова, субсидируемая из федерального бюджета скидка составит до 20% от стоимости авто, для Дальневосточного федерального округа — 25% для компенсации стоимости доставки автомобилей из европейской части России.

Минпромторг рассчитывает, что продажи в рамках программ стимулирования спроса составят до конца 2022 года не менее 50 тыс. автомобилей по программе льготного автокредита и не менее 25,7 тыс. автомобилей по льготному лизингу.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5470645