Минувший год оказался самым рекордным в истории современного лизинга.
По разным оценкам, по объемам нового бизнеса (профинансированные сделки) он вырос не менее чем в 1,6 раза, превысив 2,3 трлн рублей в целом по стране. На Петербург пришлось 10% этой суммы. Первоначальный прогноз на 2022 год предполагал продолжение столь же успешного для компаний тренда, в том числе благодаря инфраструктурным проектам и обновлению парка автотехники.
Импортозамещение поддержит
Наибольший вклад в прирост рынка в 2021 году внесли сделки в авиализинге, отмечалось в иссследовании "Эксперт РА". Но весной 2022 года компании столкнулись с необходимостью поиска новых источников финансирования, а также новых поставщиков техники.
Как отмечают опрошенные "ДП" эксперты, если в мае о ситуации можно было говорить исключительно в пессимистичном ключе, то с началом лета в оценках перспектив отрасли появились слабые ростки оптимизма.
"После спада в феврале-апреле к июню ситуация постепенно восстановилась. По итогам первых 6 месяцев мы видим незначительное снижение, на 10-12%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - рассказывает Андрей Волков, руководитель дирекции стратегического маркетинга и цифровых технологий продаж ООО "Балтийский лизинг".
Сокращение количества новых сделок было вызвано падением спроса - потенциальные лизингополучатели приостановили заключение новых сделок на фоне резкого повышения ключевой ставки ЦБ РФ в марте. Как следствие, ставки выросли и для получателей, и для самих лизинговых компаний, не входящих в банковские группы. Сказалось и прекращение поставок импортной техники - как из-за разрыва логистических цепочек, так и из-за прекращения сотрудничества иностранного производителя с российским потребителем.
С другой стороны, пересмотр тарифов по действующим контрактам позволил компаниям увеличить объем своих портфелей (остаток лизинговых платежей к получению). А пересмотр поставщиков позволил создать задел для будущего роста.
"Падение нового бизнеса в определенных сегментах связано со сложной внешнеполитической ситуацией, которая повлияла на рост цен на предметы лизинга, что, в свою очередь, сказалось на спросе в данном сегменте, - говорит Евгений Марков, руководитель отдела развития ЗАО ЛК "Роделен". - Объем нового бизнеса у нас за первое полугодие сократился на 18%, при этом портфель вырос на 14%". По оценке эксперта, в числе наиболее заметно просевших сегментов по итогам первого полугодия - грузовой транспорт (в 3 раза), строительная и дорожная спецтехника, а также недвижимость (в 2 раза).
Лизингодатели столкнулись с невозможностью поставок импортной техники, но уже сегодня сумели переориентироваться на поставщиков из других стран. Поддержать лизинг может увеличение сделок в сегментах грузовой, строительной, строительно-дорожной и спецтехники.
" Актуальность спроса обеспечивается наличием контрактов у наших клиентов на реализацию инфраструктурных, автодорожных, строительных проектов. Недостатка в технике мы не видим: клиенты приобретают в лизинг как отечественный, так и китайский автотранспорт, - объясняет Максим Калинкин, глава группы "Газпромбанк Лизинг". - В сельскохозяйственном сегменте лизинг продолжает быть одним из лидеров среди финансовых инструментов, поскольку доля отечественной техники и производства дружественных нам стран всегда преобладала над западной и европейской".
Наиболее перспективными для восстановления рынка лизинга сегодня стали те направления экономики, в которых в ближайшее время будет происходить переориентация на внутреннее производство.
"Рост нового бизнеса связан с сегментами, которые, по прогнозам, будут развиваться", - говорит Марков.
По его данным, это оборудование для пищевой промышленности ( рост в компании по итогам полугодия в 6 раз) и медоборудование (в 21 раз).
Подробнее: https://www.dp.ru/a/2022/08/17/Vozvrashhenie_pozicij