15 августа ОЛА провела в Саратове круглый стол «Лизинг в Поволжском регионе. Перспективы, актуальные вопросы, вызовы»

27 августа 2024

15 августа в Саратове ОЛА провела круглый стол «Лизинг в Поволжском регионе. Перспективы, актуальные вопросы, вызовы».

Круглый стол стал площадкой для обсуждения вопросов лизинга в Приволжском федеральном округе и ставил задачу встретиться с заинтересованными участниками рынка на местах, чтобы получить обратную связь о состоянии регионального рынка и его актуальных вопросах.

В круглом столе приняли участие представители лизинговых компаний, активно работающих в Поволжском регионе, а также Президент ОЛА, генеральный директор АО «Росагролизинг» П.Н. Косов, Министр экономического развития Саратовской области А.А. Разборов, представители рейтингового агентства АКРА, аналитического агентства «Автостат», Петербургского Тракторного завода, другие поставщики и участники рынка – всего более 50 делегатов и спикеров.

Круглый стол прошел в связке с 11-м Чемпионатом по пахоте, организатором которого является АО «Росагролизинг». Чемпионат проводится Росагролизингом ежегодно, данное мероприятие – главная площадка для диалога производителей и потребителей отечественной сельхозтехники, презентации и продвижения инновационных аграрных технологий, а также демонстрации последних достижений сельскохозяйственной и животноводческой отрасли РФ.

Модератором круглого стола выступила Татьяна Позднякова, директор ОЛА.

Президент ОЛА, генеральный директор АО «Росагролизинг» Павел Николаевич Косов представил Объединенную Лизинговую Ассоциацию, ее деятельность и современный масштаб. В начале выступления он рассказал о лизинговой отрасли России в целом, подчеркнув ее важность для страны и активную динамику лизингового рынка и особо отметив Приволжский федеральный округ как лидера и одного из драйверов и флагманских округов в развитии отрасли. По его словам, есть существенный потенциал для дальнейшего роста и развития. При этом задачи, которые стоят перед сообществом – это важное направление развития всего рынка: в первую очередь это лоббирование интересов участников через ОЛА, а также решение системных проблем. Другое важное направление – самоорганизация рынка, формирование стандартов и контроль за их соблюдением в рамках самоорганизации. ОЛА осуществляет отстаивание позиции лизинговой отрасли по ключевым вопросам, обеспечивает решение вопросов и обмен информацией внутри профессиональных сообществ и комитетов, проводит профильные мероприятия, в которых члены Ассоциации участвуют на льготных условиях, оказывает консультационную поддержку других участников рынка. Павел Николаевич подчеркнул, что многие вопросы можно решать только сообща, и Объединенная Лизинговая Ассоциация – идеальная площадка для такого диалога. Так, он отметил успешную масштабную работу по внедрению ФСБУ 25, своевременное выявление и предотвращение внедрения вредных инноваций в налоговом кодексе в части налогового учета и налогообложения лизинговых операций, троекратный перенос момента передачи данных в БКИ, совершенствование условий по лизингу белорусской техники, выпуск внутренней рекомендации ФССП по работе с лизинговыми компаниями, создание межлизинговой антифрод-платформы под руководством комитета ОЛА  по рискам. В контексте грядущего саморегулирования спикер особо отметил работу с Минэкономразвития по назначению этого ведомства единым регулятором отрасли. В завершение выступления Павел Николаевич поблагодарил министра экономики Саратовской области Андрея Андреевича Разборова за возможность посетить круглый стол и рассказать о мерах поддержки и инвестиционных возможностях региона, призвал участников активно вступать в ОЛА и подключаться к совместной работе, и пригласил их к посещению 11-го Чемпионата по пахоте, в связке с которым проводился круглый стол.

Ключевым спикером круглого стола стал Министр экономического развития Саратовской области Андрей Разборов. Он выступил с докладом об инвестиционных возможностях области и мерах поддержки предпринимательства:

«Экономика области несмотря на ограничения, вызванные санкционным давлением на Россию, сумела адаптироваться к новым условиям и демонстрирует устойчивый рост. По итогам прошлого года она выросла почти на 3%, а валовой региональный продукт области составил 1 трлн 300 млрд рублей, по производству электроэнергии регион занимает 7 место в стране и впервые за 10 лет у нас зафиксирован рост численности работающих в промышленности.

Всё это результат последовательной работы направленной на поддержку бизнеса, который мгновенно реагирует на любые изменения. Мы активно продвигаем региональные налоговые льготы, максимально оперативно включаемся в работу по новым федеральным мерам поддержки. 

Наш регион – инвесториентированный. В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Саратовская область сохранила 13 место. 

Сегодня в регионе в полной мере работает принцип «одного окна» для инвестора по всем вопросам реализации проектов. Ключевой момент в работе с крупными инвесторами – это обеспечение производств инфраструктурой. В регионе созданы территория опережающего развития «Петровск», особая экономическая зона «Алмаз», Столыпинский индустриальный парк. 

Отмечу, что актуализация механизмов поддержки бизнеса и их дальнейшая реализация является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области, работа в данном направлении будет продолжена».

Алексей Киркоров, первый вице-президент ОЛА, заместитель генерального директора – финансовый директор ООО «Нацпромлизинг», осветил актуальные вопросы, поднятые на прошедшем в мае юбилейного для ОЛА 2024 года 13-м Съезде Лизинговой отрасли России. Он отметил несколько актуальных трендов. Так, серьезным вызовом стала радикальная смена линеек имущества, появились новые поставщики, новые виды имущества,  и как следствие – возросли риски, обусловленные сложностью оценки того, как это имущество будет менять стоимость во время эксплуатации. Второе – очень сильно увеличился аппетит к риску, но многие компании начали раскручивать свои модели, увеличивать долю сделок с нулевыми авансами, ввиду чего получили сложности с техникой, ее изъятием и продажей. В этой связи спикер указал, что эта тема тесно связана с активизацией мошенников, которые начали искать пути по пробитию моделей, которые были у лизинговых компаний, эта проблема за последний год значительно усугубилась. Комментируя общую ситуацию с фондированием, Алексей Киркоров отметил, что сейчас банки неохотно дают фиксированные ставки, и приходится переходить на плавающие, причем некоторые из лизинговых компаний уже предусматривают плавающую ставку и в своих договорах. Перестройка моделей под плавающую ставку вызывает серьезные сложности. Еще одной темой дискуссий на Съезде стала гипотетическая ограниченность емкости рынка, итоги обсуждения на Съезде этой темы говорят о том, что, скорее всего, ограниченность емкости рынка критична для крупных компаний, которые формируют типовые сделки по всему сегменту, пытаясь найти стандартизированных клиентов, а компании более региональные, которые больше учитывают индивидуальные особенности клиента, живут рядом с ним, чувствуют его, понимают его особенности, не чувствуют такого давления ограниченности емкости рынка и такой сильной конкуренции со стороны других лизинговых компаний, и это дает им плюс.

Вице-президент ОЛА, заместитель генерального директора по СЗФО ООО «ДельтаЛизинг» Дмитрий Ефремов поделился видением рынка лизинга оборудования и опытом своей компании, много лет работающей в этом сегменте. Основным драйвером все последние годы являлись и являются транспорт и спецтехника, а с оборудованием дело обстоит сложнее – объемы растут, но не так глобально, как в целом рынок, и у этого есть целый ряд причин. Наблюдается существенный разрыв между лидерами лизинга оборудования и остальными. В то же время, в последние годы рынок лизинга оборудования рос, благодаря и импортозамещению, и давно обсуждаемой изношенности фондов, и по факту рынок является очень большим, имея потенциал возможно даже больший, чем рынок спецтехники и транспорта. Далее Дмитрий Ефремов описал основные проблемы работы в данном сегменте. Это вопрос ликвидности оборудования, обусловленный и быстрым падением стоимости оборудования; в случае сложных технологических линий – необходимость учета расходных материалов и коммуникаций, которые невозможно вернуть; сложности с изъятием оборудования, в том числе получение необходимых разрешений; слабая поддержка государства и отсутствие соответствующих программ, которые позволяли бы качественно развивать данный сегмент, что необходимо на таком высокорисковом рынке – например, существующие программы развития промышленности не подходят для МСП; уникальность оборудования как предметов лизинга – чаще всего лизингополучатель что-то добавляет или убирает для себя от базовой версии и тем самым сужает рынок последующих эксплуатантов; большие сроки реализации ввиду слабости вторичного рынка, которая также в большой степени связана с уникальностью экземпляров оборудования – время экспозиции оборудования зачастую значительно превышает время экспозиции транспорта и спецтехники, при этом дополнительную сложность вносит необходимость хранения, консервации, сохранения работоспособности, нередко приводя к уходу в минус по чистой прибыли; культура эксплуатации и кадровый голод, которые отражаются на качестве эксплуатации оборудования и его поломках; возможные кризисы платежей. Отдельно спикер отметил более длительные сроки договоров лизинга при крупных сделках по оборудованию, составляющие в его компании до 7 лет, из-за чего возникают сложности с настолько долгосрочным фондированием. Дмитрий Ефремов выразил мнение, что при наличии поручительств государства количество лизингодателей в этом сегменте значительно возрастет. В заключение выступления он перечислил некоторые ноу-хау своей компании, такие как экспресс-аналитика, автоматизированное принятие решений, возможность финансирования модернизации.

Александр Сучков, руководитель комитета ОЛА по автолизингу и спецтехнике, первый заместитель генерального директора АО «Росагролизинг», рассказал о работе комитета, созданного в 2023 году. Его направление – это взаимодействие с госорганами, с партнерами, с поставщиками, с ассоциациями, которые так или иначе взаимодействуют в области автолизинга и спецтехники, и совместное решение вопросов – комитет за прошедшее время успел решить ряд интересных и непростых задач. Спикер указал, что на фоне серьезной динамики роста лизинга в целом автолизинг и спецтехника занимают 41% в новом бизнесе – существенный пласт. Далее Александр Сучков затронул тему дифференциации вызовов отечественного, западного и восточного рынка. Отечественные производители в плане развития в настоящее время «зависли» по причине того, что в принципе большая часть техники, которая востребована на рынке, просто не производится на территории РФ – это сильно выражено в спецтехнике, в сельхозтехнике. В автосегменте в целом на территории РФ не производятся премиальные продукты. Поэтому рынок и освободившееся место западных поставщиков на нем занимают восточные поставщики. Тем не менее, проблематика западных рынков остается, потому что достаточно большой объем техники и оборудования был поставлен, и его надо обслуживать. Отдельный вопрос в этом плане – параллельный импорт, в частности возможные проблемы с легитимностью ряда предметов лизинга. С другой стороны, на восточном рынке часто нет понимания, насколько адаптирована техника к российскому рынку и российским условиям, нет каталогов запчастей, многие страховые компании вместо ремонта оформляют тотал, поскольку ремонт произвести невозможно. Спикер предположил, что в следующие год-два участники рынка будут наблюдать за происходящим и смотреть, как на это реагировать и как отвечать на эти вызовы, и напомнил, что именно ОЛА – это площадка для совместного решения таких вопросов.

В заключительной части выступления Александр Сучков коснулся темы сбора статистики, указав, что в ней помогает сотрудничество с ассоциациями.

Региональный директор Приволжского дивизиона – Запад ООО «Интерлизинг» Руслан Мусаев на примере компании рассказал о трендах лизинга и перспективных сегментах для работы по лизингу в Поволжском регионе. Он привел цифры роста ключевых сегментов в компании Интерлизинг по итогам первого полугодия 2024 года – спецтехника на 83%, легковые автомобили на 35%, оборудование на 33% и грузовой транспорт на 20%, и далее проанализировал факторы, которым обусловлены эти показатели.

Один из факторов – это кадровый голод, который неочевидным образом стимулирует рост сегмента транспорта за счет того, что дефицитные сотрудники – водители – хотят работать в комфортных условиях на хороших машинах, и поэтому крупнейшие перевозчики стремятся обновлять свой парк. Среди других факторов спикер назвал: укрупнение китайского парка – идет смена трендов по технике, и крупные парки закупают новые марки техники для того, чтобы получить определенную экспертизу и в дальнейшем ее применять; синергия с поставщиками – на данный момент в России имеет место затоваривание, с поставщиками легче договариваться и это также подстегивает рост не только сегмента грузового автотранспорта, но и в целом всего лизингового рынка; продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов, что дает хороший рост по спецтехнике; в сегменте оборудования – рост компаний, работающих с оборонзаказом и часто вынужденных нанимать субподрядчиков, которым, в свою очередь, требуется оборудование; рост внутреннего спроса, стимулирующий предприятия к обновлению основных средств.

Говоря о клиентах, характерным трендом Руслан Мусаев назвал сужение воронки и снижение конверсии ввиду атмосферы неопределенности и формирования отложенного спроса. Он отметил, что, с его точки зрения, лизинговые компании в какой-то степени выступают регуляторами рынка, потому что могут управлять своими продуктами и через это продукты создавать рынок. Далее спикер перечислил действенные меры работы с клиентами – по опыту компании «Интерлизинг» это: максимальная ценовая и неценовая конкуренция; клиентоцентричность – компания старается не просто привлечь клиента с помощью продуктов, а понять его потребности и выступить своего рода экспертом в его необходимостях; дополнительные услуги, создающие ценность для клиента и генерирующие непроцентные доходы; плавающая ставка и досрочное погашение, позволяющие снизить риск сложной ситуации для клиента.

В завершающей части выступления спикер затронул кадровый вопрос. Он отметил, что лизинговый рынок упирается не только в возможности лизингового продукта на рынке, но и в возможности кадров, которые будут работать с клиентами, и кадровый голод подталкивает к внедрению новых принципов работы с командой. В их числе Руслан Мусаев привел такие примеры, как геймифицированная система обучения, возможность ротации внутри компании, вынужденное привлечение кандидатов без опыта работы в лизинге, роль руководителя как ментора/наставника, мотиватора и медиатора, «сотрудничество» в основе коммуникации с сотрудником, направленное на стимулирование сотрудника, обученного лизингу, работать именно в лизинге.

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов привел данные по автомобильному рынку ПФО за первое полугодие текущего и 2023 года в сравнении с общим рынком РФ, и прокомментировал их связь с продажами автомобильных транспортных средств юридическим лицам и лизингу. Спикер отметил, что в настоящее время рынки транспортных средств в стране – легковых, легких и тяжелых коммерческих автомобилей и автобусов – развиваются очень по-разному. В прошлом году наблюдался бурный рост тяжелых автомобилей, в этом году в соответствии с этой высокой базой имеет место падение рынка на 4% в целом по стране с такой же динамикой падения по юридическим лицам. Продажи легковых автомобилей в целом выросли на 70%, а юридическим лицам лишь на 33% со схожей динамикой роста лизинга. По легким коммерческим автомобилям в целом рынок вырос меньше – на 21,1%, а вот продажи в лизинг выросли в сегменте на 47%. Далее, говоря об особенностях регионов, Сергей Удалов на примере ПФО показал, что не только показатели региона заметно отличаются от общероссийских, но и показатели областей самого округа заметно разнятся, и напомнил, что крайне важно детальным образом анализировать особенности того региона, где работает компания. В заключение спикер прокомментировал подписание соглашения между агентством «Автостат» и ОЛА, подчеркнув, что одна из задач этого сотрудничества состоит как раз в том, чтобы наладить обмен информацией между лизинговыми компаниями по рыночным показателям, используя наибольшее количество источников, в том числе БКИ, Федресурс и другие, и составляя на их основе максимально полную картину рынка.

Алла Борисова, заместитель директора рейтингового агентства АКРА, прокомментировала вопрос об оценке развития лизинга в ПФО. По ее словам, ПФО в рамках России является одним из флагманов в части роста экономики и соответственно потенциала роста лизинговой отрасли. К примеру, индекс промышленного производства в ПФО за 2023-й год составил практически 107%, в то время как в России 103%. Те компании ПФО, которые являются характерными клиентами лизинговых компаний, например промышленные, достаточно много инвестируют, в том числе в собственный капитал, и в этом они тоже опережают инвестиции в собственный капитал по России. Прирост в целом по ПФО таких инвестиций составил 27% за 2023 год, в то время как в России в среднем это 20%. Три региона-лидера – это Саратовская область, Нижегородская область и Республика Татарстан. В разрезе отраслей промышленности это обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых и транспорт/хранение. За последние 2 года сильно увеличился рост нового бизнеса лизинговых компаний. В плане соотношения федеральных и региональных компаний спикер отметила, что за последние 2 года доля в новом бизнесе 5 крупнейших федеральных компаний, представленных в ПФО, выросла до 56%, в то время как 2 года назад доля 5 крупнейших федеральных компаний составляла лишь 44%. При этом региональные компании, зарегистрированные в ПФО, сейчас имеют долю в новом бизнесе 15%, то есть приход крупных федеральных компаний сократил их долю всего лишь на 3%, что означает, что крупные федеральные компании перераспределили бизнес между собой и другими федеральными компаниями, а бизнес лизинговых компаний ПФО сохраняет свои позиции и при этом держит их на уровне общероссийских. Алла Борисова подчеркнула, что ПФО обладает потенциалом для роста и рейтинговых позиций, и экономических показателей, и в заключение выразила интерес к дальнейшему углубленному изучению лизингового рынка на уровне регионов.

Руководитель комитета ОЛА по рискам, исполнительный директор АО «Росагролизинг» Татьяна Федосеева осветила спектр деятельности комитета ОЛА по рискам. Она выделила два основных направления его деятельности – работа по повышению безопасности и прозрачности лизинговой отрасли и разработка рекомендаций и стандартов, и перечислила текущие активности по ним. На настоящий момент совместно с технологическим партнером, Объединенным Кредитным Бюро, запущена межлизинговая антифрод-платформа, предназначенная для консолидации и предоставления лизинговым компаниям данных о риск-событиях, как информации, помогающей в принятии управленческих решений. Татьяна Федосеева подчеркнула, что участие в работе платформы – это не регуляторное требование, а добровольная, но нужная инициатива, и призвала всех участников подключаться к платформе и тестировать ее в преддверии запуска в продуктивную эксплуатацию. Второй актуальный вопрос в работе комитета, по которому, благодаря, в том числе, активному участию Президента ОЛА П.Н. Косова, достигнуто продвижение – это снятие ограничительных мер с транспортных средств по обязательствам третьих лиц. По итогам совместной работы ФССП в апреле текущего года выпустила внутреннее разъяснение по поводу обременений, налагаемых на транспортные средства, в том числе, находящимися в пользовании лизингополучателей, и операций с ними, в частности возможной в дальнейшем их реализации лизинговой компанией. Это разъяснение регламентирует порядок снятия обременения и перечень документов, которые необходимо предоставить для такого снятия. Спикер привела примеры регионов, где уже достигнут положительный эффект – Саратовская область, Краснодарский край, республика Татарстан, и пригласила к совместной работе по этому вопросу, в частности подготовке обращений к судебным приставам с просьбой подробно довести информацию до территориальных подразделений. Далее Татьяна Федосеева рассказала про совместную работу в рамках комитета, его рабочих групп и тематического чата в Telegram, представила новый проект комитета – разработку стандартов по операционным рискам, подчеркнув высокую актуальность этой работы, и в завершение выступления призвала участников активно подключаться к обмену практикой и сотрудничеству в сфере безопасности для всей лизинговой отрасли.

Круглый стол дал старт новым планам и идеям по совместной работе на основании официально подписанных соглашений о сотрудничестве.

На круглом столе были подписаны два соглашения о сотрудничестве – между ОЛА и Ассоциацией дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» и между ОЛА и ООО «Автомобильная статистика» (Аналитическое агентство АВТОСТАТ).

Соответствующие соглашения подписали Президент ОЛА Косов П.Н., Председатель Правления «АСХОД» Алтынов А.А. и исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов.

Комментируя событие, Александр Алтынов отметил: «Глубоко убежден, что плотная работа созидательных отраслевых сил, на основе общности интересов и искреннего взаимоуважения, может решать практические любые системные вопросы и готовиться к грядущим вызовам. Лизинговые компании – важнейший и неотъемлемый элемент рынка сельхозмашин и огромная поддержка продажам дилеров. Я рад быть полезным в повестке работы Ассоциации, чувствую нашу идейную общность в подходах и ценностях и ваше дружеское плечо».

Сергей Удалов в свою очередь отметил: «Сотрудничество с ОЛА, которая объединяет ведущие компании по лизингу ТС и работает на рынке уже 25 лет, позволит более эффективно готовить аналитические данные как для решения задач отрасли в целом, так и для компаний, входящих в ассоциацию. Мы сможем лучше понимать запросы на данные и во взаимодействии с членами ассоциации готовить их более оперативно и качественно».

По завершении сессии докладов организаторы круглого стола предложили участникам ряд вопросов на обсуждение, во время которого все желающие смогли поделиться своим видением развития лизингового сектора в Приволжском Федеральном округе.

По окончании мероприятия участники совершили запоминающуюся поездку на корабле по Волге.

Планируется, что ОЛА будет проводить круглые столы по лизингу и далее в различных регионах России.

Фотоотчет с круглого стола можно посмотреть здесь.

ОЛА благодарит лично Президента ОЛА Косова П.Н., а также сотрудников АО «Росагролизинг» за большую организационную поддержку при проведении круглого стола.