Страховой комитет действует с 2020 года, его учредителями и участниками являются страховые компании «Абсолют Страхование», «Росгосстрах», «Согласие», «Страховой Дом ВСК».
Круглый стол был проведен на площадке центрального офиса компании ВСК. Встреча была организована в гостеприимной обстановке на самом высоком профессиональном уровне – участники смогли присутствовать как очно, так и онлайн.
Модератором мероприятия выступила руководитель страхового комитета ОЛА Татьяна Лещинская.
В своем вводном выступлении Татьяна Лещинская поприветствовала участников конференции – лизинговые компании, которые являются заказчиками интеграции, и IT-компании, инструментами которых делаются те решения, которые необходимы заказчикам. По ее словам, на мероприятии собрался достаточный круг экспертов для того, чтобы определить действительно актуальные для отрасли проблемы интеграции и возможные пути их решения.
Говоря об истоках интеграции, Татьяна отметила, что этот процесс идет уже более 5 лет, возник на фоне увеличения бизнесов по розничному лизингу, прежде всего по автолизингу, и имеет своей целью улучшение и обеспечение конкурентоспособности лизингового продукта и сервиса для клиентов за счет повышения операционной и финансовой эффективности. Количество компаний, работающих по интеграции, на сегодняшний день превышает пятнадцать. Их доля в новом бизнесе за первое полугодие 2021 года составляет порядка 80%. Это указывает на то, что концентрация рынка достаточно высокая.
В августе 2023 года Объединенная Лизинговая Ассоциация провела опрос по проблематике интеграции. Был задан вопрос по проблеме с маппингом, существенно обострившейся в последнее время в связи с тем, что номенклатура предметов лизинга за последний год сильно изменилась и волатильность крайне высока. 89% респондентов сказали, что сталкиваются с проблемой маппинга. Среди других вопросов были ОСАГО и критерии принятия на страхование тех или иных предметов лизинга. В итоге 56% респондентов сказали, что готовы принимать участие в информировании при появлении новых предметов лизинга. Эти результаты показывают, что маппинг, с которого началась проблематика интеграции – это краеугольный камень, и всей отрасли – и лизинговым, и страховым компаниям, и интеграторам, нужна некая информационная база, которая позволит понимать и формировать свою услугу на уровне, достаточном для ее практического применения и обеспечения качества сервиса для клиентов лизинговых компаний.
Елена Фирсова, «Балтийский Лизинг», отметила, что при подготовке выступления выявила несколько глубоких проблем. Первая – это отсутствие единой базы учета транспортных средств с одинаковым наименованием в части марок/моделей у ГИБДД, так и единой базы поставщиков. Это приводит к необходимости вести маппинг самостоятельно на своей платформе. Когда появляются новые марки и модели, интегратор зачастую может вводить их также по-своему. На этапе расчета коммерческого предложения пользователь, менеджер по лизингу, зачастую глубоко не погружается в наименование техники, в связи с чем также возникают ошибки, одна и та же позиция может задваиваться или дублироваться, или иметь признак, из-за которого невозможно получить конечный расчет. Например, новая модель у Теслы называется Model Y, а разработчик при заведении маппинга указывает дефис, и из-за этого при расчете в своей системе пользователь не сможет получить расчет тарифа. Особую трудность, по словам спикера, представляет маппинг грузовых транспортных средств, так как помимо марки и модели в них нужно выбирать модификацию. По мнению Елены Фирсовой, маппинг должен определять интегратор и транслировать его партнеру, как лизинговым компаниям, так и страховым, что и позволит создать единую систему. При этом за основу интегратору следует брать ПТС. Кроме того, расчет по грузовым транспортным средствам должен происходить без учета модификаций, а исходя непосредственно из категории транспортного средства, на которые они делятся, а расчеты прицепов следует оставить с делением на отечественные и иностранные.
Елену Фирсову поддержала Галия Валиулина, «Интерлизинг». По ее словам, при появлении новой марки или модели необходима настройка для обновления и внесения новых данных, для чего обращаются как к ELT, так и в собственный справочник внутри компании, и этот процесс представляет проблему. При этом идентификация для грузового транспорта не вводится, поэтому конкретно по грузовым модификациям проблематики в данной компании нет.
Разницу между этими двумя подходами при использовании одной и той же платформы ELT прокомментировал ее представитель. По его словам, для компании «ЭЛТ-ПОИСК» не проблема передавать в страховую компанию модификацию или не передавать ее, и все зависит от того, как лизинговые компании и страховые компании договариваются между собой. В частности, если лизинговая компания договаривается со страховыми, что при расчете грузовых ТС модификация не влияет на тариф, то модификацию можно не передавать, либо создать поле «Прочие». Это требует согласования, чтобы на стороне платформы делалась такая доработка. Спикер отметил, что для платформы было бы также предпочтительно делать единый маппинг, что очень облегчит работу, но только на стороне платформы сделать это не получится, так как потребуется согласование всех СК и ЛК, что займет много времени. Во-первых, требуется найти единый справочник для согласования - такие базы со всеми моделями есть, но самих баз много, и нужно выбрать подходящую в качестве единого справочника, и после этого организовать его постоянное обновление и пополнение. Во-вторых, требуется реализовать сам новый маппинг. На вопрос, существует ли база регистрации транспортных средств, поддерживаемая компетентными госорганами, спикер указал, что такой базы нет, а самой подробной из частных, с модификациями и техническими характеристиками транспортных средств, обладает НАПИ.
Тему работы с платформой ELT прокомментировали несколько участников.
Татьяна Минаева, «Альфа-Лизинг», отметила, что ее компания давно проделала работу по маппингу с ELT, и в настоящий момент пользуется сразу двумя вариантами – покупкой справочников у компаний-провайдеров, и собственным настроенным справочником, причем настройка последнего заняла не один год. Данные передаются на еженедельной основе из автоматических выгрузок, когда в базе распределяются новые марки и модели от провайдера, либо посредством коллег, которые одобряют то или иное транспортное средство к финансированию. После этого партнеры оперативно обновляют настройки на своей площадке, и компания получает расчет. Это позволяет уйти от проблем, озвученных предыдущим спикером, но остается проблема, когда на рынке появляется совершенно новая марка или модель, про этом та же проблема одновременно появляется у страховых компаний. В частности, это справедливо для китайских машин, которые появляются очень активно, и компания не устанавливать для них тарифную политику, заводить в свою систему и находить клиентов, заинтересованных в ее покупке. В заключение Татьяна предложила участникам обсуждать с ELT направление своих справочников для осуществления оперативного маппинга.
Евгений Бубнов, «Совкомбанк Лизинг», подчеркнул, что ключевой вопрос заключается в экспертизе и том, кто будет выступать экспертом по теме, в частности, готово ли будет лизинговое сообщество доверять экспертизе ELT при формировании маппинга.
Александр Григорьев, «АльфаСтрахование», напомнил, что на все автомобили, в том числе грузовые, легковые, выдается одобрение транспортного средства, за что отвечает Росстандарт. Соответственно, Росстандарт проводит этот разбор ТТС и дает наименование, марку, модель, комплектацию, модификацию. Это еще один источник, где можно посмотреть качество и полноту информации.
Роман Калашников, ВСК, напомнил о проблеме задвоения данных при их недостатке в документах и предложил договориться о том, чтобы агрегатор вносил эти данные конкретно по документам по запросу от лизинговой компании или от страховой компании.
Сергей Ершов, «ГПБА Сервис», поделился опытом прямой интеграции со страховыми компаниями. Он рассказал, что при добавлении транспортного средства отделом оценки компания запрашивает у поставщика ID-номер и присваивает его модели, после чего по прямой интеграции получает тариф уже не по наименованию модели, а по ID-номеру. В планах компании оптимизировать этот процесс следующим образом: когда ID по вновь добавленной модели отсутствует, страховщику уходит запрос по API, и страховщик уже на своей стороне присваивает запросу либо тариф, либо ID-номер, чтобы в дальнейшем исключить ручное сопровождение со стороны лизинговой компании этого справочника.
Представитель страховой компании ВСК, в свою очередь, раскрыл детали процесса со стороны страховщика. Лизинговая компания присылает машину на добавление на маппинг; информация о машине содержит марку, модель, тип транспортного средства – легковой, грузовой или другой транспорт, и конкретно этой машине присваивается ID модели; этот ID модели, присвоенный сочетанию «марка-модель-категория», присылается в интеграцию и по нему производится расчет. С точки зрения интеграции с ELT аналогично: выбранное в интерфейсе ELT сочетание марки, модели и категории смаплено на ID модели в «ВСК» по КАСКО, этот ID модели приходит в страховую компанию и производится расчет.
Выступление Татьяны Минаевой, «Альфа-Лизинг», было посвящено проблеме отсутствия расчетов по ОСАГО. По словам спикера, в процессе интеграции ОСАГО компания столкнулась с несколькими основными проблемами. Во-первых, когда клиентский менеджер изначально вручает КП по расчетам, он видит расчет по ОСАГО только в отдельной ячейке в системе, и затем этот индикатив предоставляется партнерам как перерасчет по собственнику или страхователю. Кроме того, в моменте не виден актуальный расчет по КБМ в режиме онлайн, и когда клиент видит этот индикатив, на момент оформления КБМ может меняться у собственника, что влияет на расчет. А после обращения к партнерам ELT и партнерам по страхованию за настройкой по интеграции ОСАГО возник вопрос обязательной передачи VIN-номера для расчета, которого при оформлении может еще не быть. Во-вторых, это совершенствование систем страхования, которым занимаются партнеры, из-за чего интеграция с ELT у них откладывается. В-третьих, это необходимость проверки по ИНН, с тем чтобы отдавать в интеграцию партнерам фиксированный расчет по ОСАГО в зависимости от того, VIP клиент, не VIP и так далее, а не только по собственнику. Наконец, самый важный аспект в оформлении – то, что электронный полис ОСАГО законодательно нельзя выпустить до оплаты, и, соответственно, у лизинговых компаний нет возможности сначала оплатить этот полис, потому что КБМ может меняться, а потом его выпустить. Решение этой проблемы требуется как на стороне интеграции, так и во внутренних системах страховых партнеров.
В процессе дискуссии участники отметили следующее: расчет ОСАГО по лизингу как для получателя либо собственника законодательно невозможен и грозит штрафом, и определять территориальный коэффициент следует по филиалу или месту регистрации лизинговой компании, зарегистрированному в налоговом органе; за разъяснениями по ОСАГО целесообразно обращаться в РСА; поскольку актуальный тариф нужен тогда, когда VIN машины еще неизвестен, предлагается обращаться за VIN в ELT.
Галия Валиулина, «Интерлизинг», осветила проблему отсутствия единых критериев для определения условий страхования, приводящую к тому, что каждая лизинговая компания конкретно с каждой страховой компанией договаривается о передаче и предоставлении определенных индивидуальных или уникальных данных. Причины этого: разные страховые компании по-разному оценивают риски как по предмету лизинга, так и по лизингополучателю; разные виды предметов лизинга требуют предоставление в страховую компанию разного набора данных по предмету страхования, лизингополучателю, условиям страхования; лизинговые компании и страховые компании могут по разному классифицировать один и тот же предмет лизинга; лизинговые компании при запросе расчета могут определить разный набор необходимых страховых рисков, условий страхования; разные страховые компании по разным параметрам ограничивают доступность расчетов через интеграцию; в интеграции присутствуют параметры, обязательные для заполнения и передачи, но не влияющие на расчеты. В качестве параметров, не всегда влияющих на расчет, спикер привела несколько примеров: дату регистрации первым собственником, которую не всегда можно внести однозначно; мощность двигателя; наличие противоугонного устройства; модификация в случае тарифов на легковой транспорт, которая нужна не всем страховщикам; цель использования. Далее Галия Валиулина назвала предлагаемые меры по оптимизации – стандартизировать подходы к оценке риска по видам предметов лизинга, в частности по оборудованию, и провести аудит интеграционных параметров на предмет актуальности и влияния для расчета, и указала, что вторая мера крайне важна. Для ее реализации требуется точечная работа лизинговой компании со страховым партнером при участии интегратора.
Олег Спирин, «ЭЛТ-ПОИСК», прокомментировал различия в наборе параметров, которые требуются для расчета, у разных страховых компаний. Он выразил готовность провести аудит, выступить перед страховыми компаниями с консолидированной информацией о том, какие параметры, которые есть в системе, требуются той или иной страховой компанией. Олег Спирин подчеркнул, что если страховые компании со своей стороны готовы будут отказаться от каких-либо из этих параметров, либо как-то их унифицировать, то ЭЛТ-ПОИСК со своей стороны готов внести соответствующие изменения в систему. Также он пояснил, что лизинговый расчет у страховых компаний появился значительно позже расчета КАСКО в дилерском канале, и многие параметры, которые сейчас требуются для передачи расчета КАСКО по лизингу – это архаизм, который появился из дилерского канала, а расчет по спецтехнике есть в интеграции только у единичных страховщиков. В заключение Олег Спирин назвал два дальнейших направления – приводить маппинг к единому стандарту, и страховщикам на своей стороне по возможности автоматически рассчитывать и делать анализ тарификации и условий без каких-то входных параметров от лизинговых компаний, например с помощью искусственного интеллекта.
Евгений Бубнов, «Совкомбанк лизинг», в своем выступлении осветил проблему определения состояния автомобиля и найденное решение. Он разделил проблематику интеграции этого параметра на две части. Первая часть заключается в том, что состояние автомобиля для страхового сообщества, для страховых компаний и для лизинговой компании – это разные понятия. Вторая проблема заключается в том, что интегратор, чтобы сделать расчет по тарифам, принимает исключительно экспертное значение этого реквизита. Далее спикер описал разницу в определении нового автомобиля у страховщиков и лизинговых компаний. У страховщиков состояние автомобиля определяется по трем параметрам: год выпуска автомобиля, пробег автомобиля в километрах, постановка автомобиля на учет. Год выпуска текущий и прошлый для страховщиков является показателем того, что автомобиль новый. В плане пробега у страховых компаний возникает существенная разница экспертных мнений: это может быть меньше 100, 300, 500 и даже 1000 километров. С точки зрения учета признак того, что автомобиль новый – то, что он на учете не стоит. У лизинговых компаний это те же три параметра – текущий или предыдущий год выпуска, отсутствие постановки на учет в ГИБДД и пробег автомобиля, но последний показатель серьезно отличает экспертизу лизинговой компании от страховщика – в примере для Совкомбанк-Лизинг это 5000 километров. Также в отдельных продуктах компании автомобиль считается новым, если он стоял на учете за дилером, использовался в тест-драйве, стоял на выставке у дилера. Далее спикер описал найденное компанией решение, состоящее из двух аспектов: принятый принцип, что состояние автомобиля для цели страхования и для цели лизинга – это два разных понятия, и достигнутая договоренность со страховыми компаниями-партнерами о едином значении параметра пробега автомобиля – 500 километров.
При дальнейшей дискуссии участники упомянули, что в плане критериев, запрашиваемых страховщиками, существует заметная разница в связи с различным аппетитом к риску, желанием охватить больший рынок и подобными факторами, в частности это касается страхования спецтехники.
Марина Ляшенко, ВСК, рассказала о возможностях по развитию продаж страховых продуктов и предоставлению клиентам дополнительного сервиса по страхованию за счет внедрения инноваций и технологий. Она перечислила несколько принципов, которым следует компания в этом плане. Первая – это взаимодействие с государством и цифровыми инициативами, которые сейчас есть на рынке. Компания работает с конкретными ведомствами и проактивно принимает участие в их инициативах. Второе – это образовательное направление, поскольку финансовые продукты важно продвигать на разных площадках в том числе в институтах, которые работают как с молодым поколением, так и со зрелыми участниками рынка. Это участие в программах NBA, кафедра на базе РАНХиГС, обучающие программы по инновационным технологиям в сфере страхования для студентов совместно с Банком России. Третье – это работа с инновациями и с новыми технологиями на государственных площадках, таких как Цифровая экономика Ассоциации ФинТех. Работа с трендами и инновациями, которые идут от государства, в части технологических внедрений организована по двум направлениям – финтех-направление по работе с цифровыми инициативами государства, и прикладное направление, через которое в компании внедряются новые технологии – чат-бот, роботы, другие наукоемкие технологии, причем они внедряются в процессы как сопровождения, так и продаж, работы с партнерами. Далее спикер описала технологические тренды, достойные особого внимания. Это: искусственный интеллект, позволяющий обрабатывать очень большое количество данных и источников, что дает возможность обогатить процессы на этапе продажи, на этапе обслуживания клиентов, обслуживания партнеров; развитие экосистем; дезинтермедиация –исключение посредников из процессов, для которого Банк России в прошлом году презентовал концепцию, предусматривающую открытые стандарты взаимодействия с учетом информационной безопасности и требований к ней для того, чтобы минимизировать количество посредников в процессе взаимодействия клиента и компании, которая предоставляет сервис; кибербезопасность. Далее Марина Ляшенко перечислила еще несколько инициатив госорганов. Первое – внедряемая Банком России концепция OpenUP в контексте обязательного раскрытия информации в конкретном установленном формате ее передачи, в том числе для страховых компаний. Второе – цифровой профиль юридического лица, который внедряет Минцифры. Он подразумевает, что юридическое лицо, открыв кабинет на едином портале Госуслуг, может туда передать всю информацию из профильных ФОИВов, из профильных ведомств и в цифровом виде передавать ее своим партнерам. Третье – это цифровой рубль, который, по впечатлению спикера, показывает себя как весьма удобный инструмент.
Маргарита Гуцева, ВСК, поблагодарила присутствующих за первое за несколько лет плодотворное очное мероприятие, и предложила поддерживать более активный диалог страховщиков с лизингополучателями.
В своем заключительном слове модератор Татьяна Лещинская поблагодарила всех присутствующих за живой диалог и пригласила к активной работе в рамках Ассоциации, указав, что это дает возможность участвовать в тех решениях, которые потом будут формировать и политику по страхованию, И кроме того, именно благодаря ОЛА те решения, которые принимаются на уровне Правительства, на уровне органов законодательно-исполнительной власти, продолжают сопутствовать и содействовать развитию лизинга.
Страховой комитет ОЛА продолжит осмысление проблематики, озвученной на заседании, и запланирует дальнейшие встречи и обсуждения данной темы. Важно, что все стороны открыты к диалогу.
ОЛА выражает благодарность Страховому дому ВСК и лично вице-президенту Маргарите Гуцевой за организацию проведения мероприятия.