Ирина Пономарева и Римма Иващук, представляющие направление по ПОДФТ в ОЛА, провели сессию вопросов-ответов с Ольгой Александровной Шоломицкой – начальником Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга – посвященную актуальным противолегализационным мерам. Темы, собранные от лизинговых компаний, входящих в ОЛА, и вопросы из чата были заданы в режиме прямой видеотрансляции.
Ольга Александровна подтвердила, что вопросы идентификации покупателей продиктованы требованиями законодательства, определяющего в качестве клиента (в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") физическое или юридическое лицо, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Идентификация покупателей направлена на защиту от рисков вовлечения в ОД/ФТ самих лизинговых компаний, а также на защиту общественных интересов: сам по себе факт проведения идентификации является своего рода заградительным барьером для недобросовестных (и потенциально опасных) клиентов. Идентификация позволяет своевременно собрать необходимые сведения для направления сообщения в уполномоченный орган в случае подозрений.
Во время сессии были прокомментированы вопросы идентификации представителей УК, действующей от имени клиента. Представитель регулятора поделилась мнением о влиянии факторов совпадения клиентов с фигурантами реестров иноагентов или так называемых "контролируемых лиц" на оценку риска при идентификации. Обсудили необходимость идентификации бенефициарных владельцев организаций, если они находятся под контролем компаний, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале. Ольга Александровна прокомментировала, почему возвратный лизинг и платежи третьих лиц несут риски для лизинговых компаний, ответила на вопросы об использовании ПЭП при прохождении вводного и дополнительного инструктажей и сроках хранения ведомостей после увольнения работников.
На двухчасовой сессии обсудили и много других практических вопросов, ответы на которые включены в Рекомендации ОЛА по ПОДФТ для лизинговых компаний.
Во второй части сессии по ПОД/ФТ на вопросы интервьюеров отвечала Елена Валентиновна Тищенко – начальник отдела сопровождения лизинговых операций ООО "Нефтепромлизинг". Елена Валентиновна поделилась практическими аспектами построения идентификации и проверок клиентов в своей команде и рассказала о тех КПЭ, которые позволяют эффективно реализовывать внутренний контроль в области противолегализационных мер.
Завершая своим выступлением вторую сессию, Ирина Пономарева поделилась практиками развития компетенций работников комплаенс и ПОД/ФТ с учетом текущих тенденций и вызовов в лизинговой отрасли, определяющих знания и навыки, которыми должны владеть комплаенс-менеджеры для эффективного выполнения своих профессиональных задач. Современные требования задают в качестве профессионального стандарта владение основами экономики, финансовой и цифровой грамотности, а также умение разбираться в специфике отраслей, с которыми работает лизинговая компания. Видеоидентификация, роботизированные проверки, использование искусственного интеллекта – это не только новые инструменты в руках комплаенс-офицера, но и новая сфера регулирования – финтех-комплаенс. Говоря о "диалоге компетенций", необходимом для формирования профиля комплаенс-офицера, спикер отметила не только важность умения анализировать требования законодательства и присущих лизингу уязвимостей, но и знание лучших практик.
Подчеркивая особый смысл и ценность комплаенс как функции, ответственной за предупреждение регуляторных рисков, Ирина выделила способность к самоорганизации, проактивность и инновационность как важнейшие составляющие профессиональных навыков комплаенс-менеджера, которому для успешного продвижения комплаенс-ценностей важно обладать не только навыками прогнозирования, но и лидерскими качествами, а также готовностью брать ответственность на себя. Также было отмечено, что от руководителей комплаенс-подразделений зависит многое в построении эффективной функции комплаенс, и поэтому они должны ориентировать свои команды на готовность добавлять эффективность в общую бизнес-модель и эволюционировать вместе с компанией, идя в ногу с регуляторным контекстом и технологиями, расширяя профессиональные перспективы и развивая в себе чувство внешней среды. Кроме изучения нормативных актов, спикер рекомендовала знакомиться с профессиональными статьями и обзорами, аналитикой регуляторов и экспертной аналитикой, читать научную и научно-популярную литературу, исследовать относящуюся к работе статистику, подписываться на каналы профессиональных сообществ и доверять собственным креативным решениям.
По итогам сессии участники договорились о продолжении активного диалога с Росфинмониторингом.