Обзор по итогам семинара по ПОДФТ, проведённого МРУ Росфинмониторинга по СЗФО

25 июня 2024

Обзор по итогам семинара по ПОДФТ, проведённого МРУ Росфинмониторинга по СЗФО

19 июня 2024 г. МРУ Росфинмониторинга по СЗФО провело семинар с представителями лизинговых компаний, осуществляющих деятельность на территории СЗФО (с подключением по ВКС – для участников, работающих в иных регионах), по вопросам представления сведений о подозрительных операциях, применения мер превентивного характера, обсуждения секторальной оценки рисков.

Докладчик на семинаре: Белик Елена Александровна, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СЗФО.

Со стороны ОЛА в семинаре принимали участие Директор ОЛА Позднякова Т.Г., руководитель направления ОЛА по отчетности ПОДФТ Пономарева И.Л., заместитель руководителя направления ОЛА по отчетности ПОДФТ Иващук Р.Ф.

По данным Росфинмониторинга, сектор в настоящее время сформирован за счет 1,5 тысяч субъектов, которые занимаются лизинговой деятельностью. Наибольшая доля субъектов приходится на четыре федеральных округа: Центральный, Приволжский, Северо-Западный и Уральский.

В процессе обсуждения было отмечено следующее.

1. Лизинговый сектор характеризуется умеренным уровнем риска в части вовлечения в отмывочные схемы, и низким – в части финансирования терроризма.

Тем не менее, выездные проверки показывают отклонения от исполнения противолегализационного законодательства, а именно:

- отмечаются нарушения в своевременной и качественной подготовке ПВК
- не всегда работники владеют знаниями в области ПОД/ФТ
- отмечаются нарушения в проведении идентификации, установленные Федеральным законом 115-ФЗ, Приказом Росфинмониторинга №100, Постановлением Правительства №667.

2. Спикер напомнила, что по решению руководителя организации обучению подлежит любой работник, не только единоличный исполнительный орган, главный бухгалтер, руководитель юридической службы. Обучение нужно проводить не только в отношении СДЛ, но и «любых работников по усмотрению руководителя», которые вовлечены в работу с клиентами, совершение сделок, проведение операций

3. В лизинговом секторе отмечается положительная тенденция к более активному информированию о подозрительных операциях, как в части направляемых СОП, так и в части сумм СОП. При этом в основном используются коды:

1106

Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных организацией документов и информации, которые необходимы организации для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

3401

Оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом

Остальные коды не востребованы ЛК в аналитической работе, что может свидетельствовать о недостаточно эффективных мерах по выполнению требований внутреннего контроля в части ПОД/ФТ. Отмечается многочисленная группа лизинговых компаний, в деятельности которых практика направления в Уполномоченный орган СОП отсутствует.

4. Спикер обратила внимание на последние изменения в справочник кодов видов операций:

6201

Операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступает продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 100 тысяч рублей, но не более 1 миллиона рублей.

3406

Передача прав собственности на имущество при завершении срока лизинга третьему лицу, в том числе если есть основания полагать, что для совершения сделки используются бюджетные средства

1120

Совершение операций (сделок), предметом которых являются предметы искусства или предметы роскоши (товары премиум сегмента)

3404

Размер авансового платежа по договору лизинга существенно отличается от обычной практики заключения лизинговых сделок и составляет более 50% от общей стоимости имущества, передаваемого по договору лизинга

и напомнила о необходимости в том числе обновить ПВК и руководствоваться обновленными критериями ПО

5. Докладчик напомнила о необходимости пользоваться при оценке деятельности и операций клиентов рекомендациями, изложенными в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 №59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» и анализировать

- сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с субъектом первичного финансового мониторинга; - сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента; - сведения о финансовом положении клиента; - сведения о деловой репутации клиента,

обращая внимание на факты отсутствия информации о клиенте в общедоступных источниках информации, несоответствия численного состава компании характеру ее деятельности, регистрации по адресу массовой регистрации, создания клиентом затруднений при попытке проанализировать его деятельность.

6. В отчете о секторальной оценке риска, опубликованном в 2023 году, особое внимание уделено рискам в бюджетной сфере, которые рекомендовано мониторить, обращая внимание в том числе на досрочное расторжение договоров лизинга после получения аванса (за счет бюджетных средств) и без последующей поставки предметов лизинга.

7. Целью взаимодействия ФСФМ с субъектами первичного финансового мониторинга является повышение вовлеченности в национальную систему противодействия ОД/ФТ, повышение законопослушности и эффективности мер противодействия, информирование регулятора о реализуемых ЛК мерах по ПОД/ФТ.

8. Росфинмониторинг «видит» каждое действие в Личном кабинете. Неиспользование в работе данных, публикуемых в Личных кабинетах, влияет на интегральную оценку ЛК. В этой связи важно не просто знакомиться со списками, а скачивать их.

Отмечаются отдельные случаи нарушения сроков направления ФЭС-3 (информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества). 1 раз в 3 месяца не равно 1 раз в календарный квартал: сроки следует считать с даты постановки ЛК на учет в Росфинмониторинге.

9. Реализуя контрольно-надзорную функцию, Росфинмониторинг руководствуется риск-ориентированным подходом. В случае «низкого» риска к субъекту первичного финансового мониторинга меры воздействия не применяются, в случае «умеренного» – в отношении субъекта первичного финансового мониторинга могут быть применены мероприятия в части информирования. Если нарушения не устраняются, и информация о принятых мерах в УО не поступает, у регулятора возникают основания для проверочных мероприятий.

10. В секции «Вопросы-ответы» спикер дала ответы на поступившие вопросы:

1) При смене стороны лизингополучателя (переуступка прав требования) следует ли производить корректировку ранее направленного сообщения или следует направлять новое ФЭС?

По мнению спикера, такого рода операция формирует основание для направления ОПОК.

2) Следует ли на время отпуска СДЛ регистрировать в Личном кабинете лицо, замещающее СДЛ? В случае издания приказа о замещении СДЛ всякий раз на период отсутствия (по причине отпуска, болезни, командировки и пр.), допускается ли заведение данных в Личном кабинете на длительный период (до отмены приказа)?

На период отсутствия СДЛ в Личном кабинете следует отразить сведения о замещающем СДЛ лице.

3) Необходимо ли идентифицировать контрагента-покупателя б/у техники (изъятой техники)  в рамках договора-купли продажи у лизинговой компании?

Да. Покупатель подлежит идентификации, поскольку является клиентом ЛК. Несмотря на то, что продажа изъятой техники – не профильная деятельность ЛК, законодательство о ПОД/ФТ не разделяет сделки на «профильные» и «не профильные». Достаточно принадлежности к субъектам, поименованным в ст. 5 115-ФЗ. Судебная практика подтверждает правильность такой позиции.

4) В случае, если лизинговая компания отказывает клиенту в совершении сделки до заключения договора лизинга (по основаниям, не связанным с ОД/ФТ), возникает ли обязанность направить СПО в уполномоченный орган? Какой код рекомендуется использовать?

Нет. Такой обязанности законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, если основания отказа соответствуют любым критериям необычных операций, следует проинформировать Росфинмониторинг через сервис «Сообщить о рисках».

5) Если получен платеж от третьего лица, источник происхождения денежных средств по которому – беспроцентный займ, следует ли направлять ОПОК по коду 5007?

Да. Если в процессе анализа документов работникам стало известно о получении клиентом беспроцентного займа, то ЛК обязана направить сообщение об ОПОК с кодом 5007.

6) С учетом того, что законодательством Латвии предусмотрен статус «не гражданин», а поля ФЭС не предусматривают такой статус, возникают сложности в корректной передаче данных в УО. Как быть?

Вопрос не входит в компетенцию МРУ Росфинмониторинга по СЗФО и передан в Центральный аппарат по предназначению.

В завершение мероприятия И.Л. Пономарева поблагодарила от лица ОЛА за проведенную встречу и отметила, что взаимодействие Ассоциации с Центральным аппаратом Росфинмониторинга и Территориальными представительствами Росфинмониторинга помогает важному информационному обмену и формированию лучших практик, а возможность во время встречи получить ответы на прикладные вопросы лизинговых компаний – грамотному правоприменению.