Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) провела 19-ю ежегодную конференцию «ДЕНЬ ЮРИСТА лизинговой компании – 2024» – главное профессиональное мероприятие для российского юридического лизингового сообщества.
В мероприятии приняли участие 120 представителей отрасли, более 40 из которых посетили его онлайн.
Титульным партнером конференции стала компания Аксиома-Софт, официальным партнером – Объединенное Кредитное Бюро.
Модератором мероприятия выступила руководитель юридического комитета ОЛА, советник первого заместителя генерального директора АО «Росагролизинг» Татьяна Капура. В своем вводном слове она рассказала о деятельности ОЛА за последний актуальный период с момента проведения ежегодного Съезда лизинговой отрасли, который состоялся в мае, а также коснулась важной темы расчета сальдо. Так, был проведен опрос среди юридического сообщества ОЛА, в котором приняли участие 40 компаний, целью которого был анализ того, есть ли у лизинговых компаний проблемы при оценке сальдо. Из участвовавших в опросе компаний, только одна указала, что у нее были претензии контролирующих органов в связи с отсутствием расчета сальдо. Основная масса коллег ответила, что расчет сальдо не осуществляется до подачи иска лизингополучателем, проводки в учете производятся только после вступления решения суда в законную силу. Часть компаний отметили, что расчет сальдо осуществляется после продажи предмета лизинга, и в учете отражается любой финансовый результат, выплаты в пользу лизингополучателя производятся добровольно. В целом, юридический комитет ОЛА увидел из опроса, что в основном, компании ориентируются на решение суда, что связано с тем, что в законодательстве сальдо нет, и оно возникает только тогда, когда проходит судебный процесс. Итоги опроса показали, что лизинговое сообщество, в целом, поддерживает идею разработки рекомендаций по вопросам сальдо, и сейчас в комитете ОЛА по бухгалтерскому учету начата эта работа, не столько с юридической точки зрения, сколько с бухгалтерской. Ведется обсуждение того, что в рекомендациях должно быть. Спикер отметила, что все желающие могут принять участие в этой работе, для этого необходимо обратиться в Ассоциацию.
Руководитель направления ОЛА по отчетности ПОДФТ, начальник отдела комплаенс и финансового мониторинга «ВТБ Лизинг» Ирина Пономарева осветила изменения в законодательстве о ПОДФТ за последние 12 месяцев и перечислила ряд основных нормативных актов и информационных писем, которые определяли регуляторный контекст для работы лизинговых компаний в направлении ПОД/ФТ за прошедший период. Приказ Росфинмониторинга №326 закрепил создание и внедрение мер системы позитивной профилактики, как одного из элементов контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, направленного на повышение уровня правовой грамотности лизинговых компаний, соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, минимизацию рисков их вовлечения в совершение сомнительных операций, в том числе путем обеспечения доступности информации о требованиях законодательства и необходимых мерах по их исполнению. В 2024 году представители лизинговых компаний поучаствовали в двух семинарах, организованных МРУ Росфинмониторинга по СЗФО и ЦФО. По полученной информации в 2023 году только в ЦФО Росфинмониторинг провел более 90 выездных проверок, которые потребовали проведения корректирующих мероприятий. Регулятор призвал проявлять бдительность, так как среди бенефициарных владельцев - иностранных граждан были случаи использования поддельных паспортов. Информационное письмо Росфинмониторинг №68 закрепило право использования ЭЦП при подписании документов о прохождении внутренних инструктажей.
Реализуя информационную поддержку во избежание вовлечения физических лиц в незаконные мошеннические схемы Росфинмониторинг направил лизинговым компаниям памятку с просьбой разместить на своих сайтах ее и короткое видео с описанием схемы нелегального потребительского кредитования под видом возвратного лизинга. В мае 2024 года лизинговые компании получили изменения в критерии подозрительных операций и информационное сообщение Росфинмониторинга о возможности использовать сайт Госуслуг для проверки действительности паспортов.
Полезным оказалось и Информационное сообщение регулятора по поводу того, какой датой считать подписанным акт приема-передачи при использовании ЭЦП. Добавив в Закон 115-ФЗ филиалы иностранных банков, регулятор обозначил требования, которые лизинговым компаниям также следует принимать во внимание при приеме филиалов иностранных банков на обслуживание. По словам спикера, все эти изменения помимо операционной нагрузки, возможно, также потребовали от лизинговых компаний затрат на «соответствие»: после проведения гэп-анализа почти всем пришлось обновлять внутренние нормативные документы, проводить обучение и автоматизировать некоторые проверки. По окончании доклада Ирина Пономарева проинформировала, что от лизинговых компаний уже получено около 80 вопросов которые после проработки представители ОЛА планируют в рамках рабочего взаимодействия обсудить с представителями Росфинмониторинга.
Руководитель комитета ОЛА по рискам, исполнительный директор АО «Росагролизинг» Татьяна Федосеева рассказала о деятельности ОЛА по организации взаимодействия с рядом государственных ведомств и организаций – ФССП, Минцифры, ГИБДД, Автодор, по вопросам, связанным с наложением дополнительных мер ответственности или ограничений на лизинговые компании как собственников либо на имущество лизинговых компаний. В выступлении отмечено, что суть этих вопросов связана с особенностью терминологии И спецификой субъектного состава лизинговых отношений, а также нормативно-правовым регулированием, которое определяет те либо иные понятия в разных нормативных актах по-разному: закон «О лизинге», закон «О регистрации транспортных средств», поручение Правительства «О переходе на единые стандарты», Постановление Правительства «О ведении государственного реестра транспортных средств», межведомственные соглашения, определяющие объем информационных данных, передаваемых тому либо иному субъекту по запросу. В частности, в рамках Закона о лизинге «владелец» – это собственник - лизинговая компания, «владельцем» же в рамках закона «О регистрации транспортных средств» является не только собственник – лизинговая компания, но и лизингополучатель, на которого зарегистрировано данное транспортное средство, что вызывает коллизии. Далее спикер привела несколько конкретных проблемных кейсов. Так, Летом этого года многие лизинговые компании обратились в ОЛА и сообщили о массовой проблеме – некорректном начислении штрафов лизинговым компаниям за нарушения, совершенные лизингополучателями. В частности, в адрес лизинговых компаний массово выносились постановления за административные правонарушения автомобилей-такси, зарегистрированных в ГИБДД на имя лизингополучателей. Под эгидой ОЛА были отправлены обращения в ГУ ОБДД МВД РФ, Минцифры России, Министру юстиции РФ, МАДИ, ГКУ АМПП. Ответы на эти письма позволили разобраться в истоках проблемы и на текущий момент в большой степени устранить ее. Таким образом, совместные усилия привели к положительному результату – штрафов, некорректно поступающих в адрес лизинговых компаний, стало значительно меньше. Связанная с этой темой еще одна проблема – взаимодействия с операторами платных дорог, также была существенно устранена. С прошлого года очень активно стали поступать обращения в лизинговые компании, в том числе на телефоны и на электронные почты руководителей компаний, по оплате проезда по платным безбарьерным дорогам и соответствующим штрафам, относящимся к лизингополучателям-пользователям транспортных средств. Благодаря проведенной ОЛА работе ситуация значительно улучшилась.
Спикер также затронула еще одну проблему, над которой работает ОЛА – в настоящий момент лизинговые компании массово сообщают об отказе ГИБДД осуществлять регистрацию транспортного средства по заявлению лизингодателя в случае расторжения договора лизинга и изъятия. Близкая проблематика – наложение ограничительных мер на предметы лизинга, преимущественно на транспортные средства, по обязательствам лизингополучателей. По этому вопросу была достигнута и зафиксирована договоренность с ФССП: если по тем либо иным обстоятельствам накладываются ограничения на транспортные средства, то снятие ограничительных мер происходит при подаче копий документов лизингодателем согласно закрытого перечня. В этот перечень документов входят: соглашение о расторжении договора лизинга либо уведомление о расторжении договора лизинга в одностороннем порядке, договор лизинга, уведомление о наличии задолженности и выписка из реестра. Эти документы являются достаточными для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о снятии ограничительных мер. В заключение выступления Татьяна Федосеева выразила мнение, что та динамика результатов работы с ведомствами, которая имеет место на сегодняшний день, показывает, что выбран правильный тренд, и с учетом обратной связи от участников отрасли – Ассоциация будет продолжать развивать более тесное эффективное взаимодействие с ведомствами. Далее последовали ответы на вопросы участников по данной тематике.
Руководитель направления ОЛА по ЭДО, руководитель проектов ЭДО «ВТБ Лизинг» Наталья Калашникова рассказала об актуальных вопросах ЭДО и МЧД. В начале выступления она напомнила, что до 31 августа можно было принимать сертификаты юридических лиц, которые были выпущены ранее, а после 31 августа компании могут принимать только документы, подписанные сертификатами физических лиц с приложенной МЧД, либо сертификат ЕИО, то есть генерального директора, который выпускается ФНС. Далее спикер подробно описала процесс внедрения МЧД в своей компании и остановилась на тех вопросах, которые на данный момент остаются источником проблем у всего бизнес сообщества. В завершение своего выступления она рассказала о деятельности ОЛА по направлению электронного документооборота, в частности по проблеме постановки на учет машин с электронными документами и проблематике подписания договоров лизинга в «Госуслугах», которые признавались бы ГИБДД.
Заместитель руководителя направления ОЛА по отчетности ПОДФТ, начальник управления государственного регулирования комплаенс и авторизации «Альфа-Лизинг» Римма Иващук осветила особенности государственного субсидирования лизинга транспортных средств в 2024 году. В начале своего выступления она напомнила о необходимости детального изучения условий субсидирования для успешного прохождения лизинговыми компаниями проверок Казначейства, Счетной палаты и других органов. Далее Римма Иващук рассмотрела основные имеющиеся программы субсидирования, их характерные особенности и точки контроля. Программа по колесной технике МПТ РФ имеет специальные условия, в том числе для такси; единоразовое получение скидки; нет ограничений по количеству предметов лизинга; всегда есть четкая максимальная сумма субсидирования и тд. Здесь необходимо вместе с техническими специалистами проверять, соответствуют ли данные конкретного транспортного средства условиям субсидии или нет. Дополнительный контроль лизинговых компаний необходим по следующим пунктам: во-первых, действующие заключения/выписки соответствия ТС на дату заключения договора лизинга. Во-вторых, достаточность баллов (более 1600) по тех операциям в соответствии с Постановлением Правительства РФ №719. В-третьих, наличие полиса ОСАГО с отметкой Такси (для сделок под цели такси). Особенностями программы субсидирования по спецтехнике (Постановление Правительства РФ №811) являются также единоразовое получение скидки до 10-15% от стоимости техники; нулевой авансовый платеж; техника узкоспециализированная по согласованному списку; в соглашениях, подписанных с Минпромторгом, есть жесткие штрафные санкции за неисполнение плановых показателей. Техника может быть приобретена только на условиях «франко-завод» и произведена на территории РФ, в соответствии с Постановление Правительства №719. Белорусская программа (Указ Президента РБ №466) имеет следующие отличия: ежемесячные выплаты, необходимость подробной отчетности; каждую заявку транспортного средства требуется одобрить с производителями РБ; субсидируются две трети ключевой ставки ЦБ от остатка вложения при условии регулярного внесения лизинговых платежей. Также имеются многочисленные региональные субсидии субъектов РФ, где лизингополучатель, находящийся в данном регионе, может сам обратиться за субсидией, и лизинговая компания дает только пакет документов. В завершающей части выступления спикер перечислила наблюдаемые основные ошибки – это отсутствие проверки действующих заключений и выписок, недостаточность баллов, отсутствие полиса ОСАГО по такси. Отвечая на вопрос из зала о субсидировании китайской техники, Римма Иващук пояснила, что договоры на условиях коммерческих субсидий заключаются напрямую с дилерами.
Руководитель комитета ОЛА по субсидированию, GR директор «СберЛизинг» Ирина Погорелова представила кейс из своей практики, иллюстрирующий риски при выстраивании новых логистических цепочек. В рамках этого кейса две лизинговые компании налаживали взаимодействие с китайской ассоциацией через представительство в России, намереваясь подписать соглашение о сотрудничестве. Китайской стороной предлагался доступ к базе китайских производителей, консультации в части подбора поставщиков и в части мер поддержки со стороны Китая китайским же поставщикам. Однако такие факты, как работа ассоциации исключительно с госструктурами, отсутствие информации о ней в прессе, отсутствие конкретики в материалах, отсутствие английской версии сайта и другие признаки при внимательном анализе указали на мошенническую природу представительства, что впоследствии и подтвердилось при анализе документов. Спикер подчеркнула, что служба безопасности крупной компании, вероятнее всего, на определенном уровне пресечет взаимоотношения с мнимым представительством, тогда как небольшие и средние компании, которые не обладают такими ресурсами, подвержены определенному риску, тем более что подобные организации могут использовать факт общения с одними компаниями для входа в доверие к другим. Ирина Погорелова призвала участников быть осмотрительными во всех случаях, проявлять бдительность и при необходимости обращаться с вопросами к коллегам и в ОЛА.
Вторая сессия конференции была посвящена важной вехе в жизни лизинговой отрасли – с 01.10.24 лизинговые компании стали источниками формирования кредитных историй.
Руководитель направления ОЛА по БКИ, Директор департамента по управлению данными АО «ОКБ» Оксана Николаева сделала обзор законодательства, обязанностей лизинговых компаний и необходимых новых процессов, появившихся с окончанием срока отсрочки для лизинговых компаний по соблюдению законодательства о кредитных историях. Спикер перечислила основные законы, регулирующие данную тему – ФЗ 218 «О кредитных историях», Положение 758-П «О порядке формирования кредитной истории» и Технические требования, являющиеся приложением к Положению 758-П, появившиеся конкретные обязанности источников формирования кредитных историй – лизинговых компаний и виды потенциальной ответственности за невыполнение этих обязанностей. Далее Оксана Николаева описала базовые необходимости и процессы, которые необходимо внедрить для успешной организации передачи данных в БКИ, отдельно выделив роль юристов и действия, которые им необходимо осуществить для этого. В завершение выступления она особо отметила, что в чате ОЛА по БКИ появляется много вопросов от лизинговых компаний на тему того, как передавать те или иные сведения, и эти вопросы находятся в фокусе внимания направления ОЛА. В случаях, когда ответ на вопрос неочевиден, ОКБ формулирует и задает вопрос Банку России в рабочей переписке или официальным письмом. В любом случае, ОЛА и ОКБ старается помочь Источникам выработать корректный алгоритм передачи кредитных историй в БКИ.
Фокусом третьей сессии стала судебно-арбитражная практика.
Представитель «Балтийского лизинга» Сергей Громов в своем выступлении осветил практику Верховного суда за прошедший год. Спикер упомянул такие проблемы, как: поиск пределов свободы договора – в нескольких актах экономическая коллегия обращает внимание на обязанность профессиональных участников оборота формулировать условия максимально определенно; характер права собственности лизингодателя на предмет лизинга; определение правовой природы лизинговых платежей и отличие этих платежей от арендных; нарушение договоров поставки, спровоцированное разными факторами; деликтные требования, связанные с повреждением или уничтожением лизингового имущества; новые подходы к расчету сальдо.
Леонида Казанина, начальник отдела группы компании «ВТБ Лизинг», выступила с докладом по результатам проведенного анализа судебно-арбитражной практики в области сводного сальдирования. Она напомнила, что сводное сальдирование – это отнесение части сальдо в пользу лизингополучателя и части – в пользу лизингодателя при наличии нескольких сделок лизинга, и подчеркнула, что на данный момент ни сальдирование, ни сводное сальдирование законодательством не урегулировано, компании руководствуются позицией Верховного суда по данному вопросу и условиями договоров лизинга, в которые включают специальную оговорку. Далее спикер перечислила характерные особенности сводного сальдирования: данный инструмент приобретает особое значение в сделках, заключённых с клиентом, который стал неплатежеспособным; важно отделять сальдирование от зачета встречных требований, поскольку зачет в рамках дел о банкротстве недопустим; для успешного принятия аргументов о сводном сальдировании в суде необходимо доказать взаимосвязанность сделок. В завершение выступления Леонида Казанина подробно описала критерии взаимосвязи сделок и призвала лизинговое сообщество использовать инструмент сводного сальдирования для формирования положительной судебной практики.
Андрей Докучаев, руководитель группы по судебно-правовой работе ЛК «Европлан», осветил вопрос расчета сальдо при невозможности изъятия предмета лизинга и сопутствующие ему ошибки в судебной практике. Он пояснил, что данная проблематика обусловлена тем, что до настоящего момента в судебной практике, вероятно, окончательно не утвердилась кредитная теория, и многие практикующие юристы и судьи не в полной мере понимают то, каким образом распределяются права и обязанности при лизинговых сделках как таковых. Спикер описал существующее представление о том, что лизинговая деятельность является инвестиционной деятельность, и указал, что на практике суды не в полной мере отдают отчет, что лизингополучатель не оплачивает владение и пользование, а возвращает предоставленные заемные средства, и далее детально раскрыл конкретный кейс, иллюстрирующий применение правовых обоснований возможности расчета финансирования до момента изъятия предмета лизинга. В завершение выступления он призвал участником следить за этим практикообразующим делом и использовать его в случае возникновения аналогичных ситуаций, подчеркнув, что описанный расчет сальдо должен применяться не только для того, чтобы защищать лизингополучателя, но и чтобы учитывать интересы лизингодателя.
Консультант ОЛА Станислав Ковынев рассмотрел последствия нарушения поставщиками обязательств по договору поставки. По его словам, анализ арбитражной практики за последние полгода показал резкое увеличение споров, возникающих из нарушения поставщиками принятых на себя обязательств. При этом ответчиками выступают как лизингодатели, так и поставщики оборудования. Далее Станислав Ковынев напомнил, что причиной возложения судами ответственности за действия поставщика на лизингодателя является отсутствие в действиях последнего должной осмотрительности при заключении и исполнении договора поставки. Спикер перечислил действия лизингодателя которые трактуются судами как добросовестное поведение – проверка поставщика, осмотр имущества, истребование и подтверждение документов, подтверждающих наличие права собственности на предмет лизинга, перечисление всей стоимости предмета лизинга при наличии уверенности в том, что поставка будет осуществлена. Подробно проанализированы споры, закончившиеся принятием решения как в пользу лизингодателей, так и в пользу лизингополучателей с акцентом на факторы, повлиявшие на принятие решений возлагающих на лизингодателя ответственность за действия продавца и влекущих за собой возврат авансовых и лизинговых платежей. Так же были рассмотрены последствия поставки товара ненадлежащего качества, взыскание лизингополучателем неустойки с поставщика, последствия выявление недостатков предмета лизинга в процессе эксплуатации и другие спорные ситуации.
В конце сессии состоялась экспертная дискуссия, в которой обсуждались актуальная судебно-арбитражная практика лизинговых сделок, оказывающая влияние на отрасль.
На завершающем этапе конференции состоялся нетворкинг, где участники познакомились и обсудили актуальные вопросы, которые поднимались в профильном юридическом чате ОЛА.
ОЛА выражает благодарность за ведение конференции и помощь в подготовке Татьяне Капуре, руководителю юридического комитета ОЛА! Также благодарим всех спикеров за интереснейшие доклады и участников конференции за активную работу на мероприятии!
Титульный партнер конференции этого года – компания Аксиома-Софт.
«1С:Бухгалтерия лизинговой компании КОРП» – самый современный продукт для учета финансовой аренды (лизинга) фирмы «1С» и Центра разработки «Аксиома-Софт»:
• оперативный и регламентированный учет в одном решении,
• методика учета в соответствии с ФСБУ 25/2018,
• автоматическая проверка контрагентов,
• интеграция с НБКИ,
• два варианта поставки – полная версия и расширение для 1С:Бухгалтерия КОРП.
Заказать демонстрацию, задать вопросы, получить бесплатный доступ: blk@axioma-soft.ru
Официальный партнер конференции этого года – Объединенное Кредитное Бюро.
Объединённое Кредитное Бюро – крупнейшее БКИ в России по объему базы данных. Линейка сервисов ОКБ обеспечивает все этапы работы кредитного конвейера – от получения кредитных отчетов и скорингов, до комплексных решений по управлению портфелем и предотвращению мошенничества. В числе клиентов ОКБ более 600 кредитных организаций, МФО, КПК, страховых компаний и операторов связи. Также ОКБ развивает онлайн-платформу Кредистория для всех, кто хочет самостоятельно управлять своей финансовой репутацией.
Посмотреть полный фотоотчет с мероприятия можно здесь.