РЕЗОЛЮЦИЯ
11-го ЕЖЕГОДНОГО СЪЕЗДА ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ[1]
26-27 мая 2022 г.
Мы, участники Съезда, считаем, что сегодня в условиях беспрецедентного вызова Российской экономике и санкционных ограничений, лизинг является важнейшим стратегическим инвестиционным инструментом, который помогает предприятиям всех сфер бизнеса решать поставленную перед Правительством Российской Федерации задачу сохранения производств, поддержания технического и технологического потенциала России, повышения механизмов импортозамещения. Именно лизинговые компании способны обеспечивать инвестиции в проекты по модернизации производственных мощностей, а, следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Без участия лизинговой отрасли дефицит долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты.
По данным Федресурса, сегодня в отрасли работает более 600 лизинговых компаний с портфелем из более чем 790 тысяч договоров, в соответствии с которыми более 1,6 млн. предметов лизинга находятся в пользовании более чем 230 тыс. клиентов. По итогам 2021 года объем рынка лизинга вырос более чем на 62% и составил 2,3 трлн. рублей.
Текущая экономическая ситуация оказала серьезное отрицательное влияние непосредственно на деятельность самих лизинговых компаний. Изменение ключевой ставки Банка России повлекло за собой повышение ставок по действующим и новым кредитам, вследствие чего произошло сокращение объемов бизнеса, введенные в отношении России санкции привели к задержкам и даже прекращению поставок, усложнилась логистика, в условиях общей нестабильности растет объем просроченных платежей со стороны лизингополучателей и т.п.
Участники Съезда считают необходимым принятие Правительством Российской Федерации следующих антикризисных мер поддержки отрасли в текущих экономических условиях:
I. Для поддержки лизинговых компаний:
1. Обозначить четкие критерии определения лизинговых компаний, попадающих под действие Федерального закона от 03.04.2020 г. № 106-ФЗ (ред. 26.03.2022 г.) о субсидировании части плавающих ставок.
2. Продолжить финансирование по действующим кредитным соглашениям при наличии связанного кредитования под приобретение предмета лизинга, несмотря на изменения конъюнктуры, недостаток установленных лимитов, в связи с ростом курсов валют при договорах поставки в валюте, изменения финансового состояния Лизингодателя или Лизингополучателя, что позволит избежать банкротств лизингополучателей из-за приостановки инвестиционных проектов, даст возможность добиться начала работы проектов и избежать безвозвратных потерь произведенных инвестиций.
3. Ввести мораторий на использование банками права:
- на досрочное истребование кредита в связи с нарушением лизинговой компанией – заемщиком финансовых ковенантов, установленных в кредитном договоре;
- на получение банками комиссий за досрочное погашение кредита лизинговыми компаниями (если оно связано с досрочным выкупом лизингополучателем имущества по договору лизинга).
5. Продлить срок (на 12 месяцев) исполнения обязательств лизинговыми компаниями в рамках достижения показателей результативности во исполнение целевого использования бюджетных ассигнований, установленных на 2022 год, как по программам субсидирования федерального, так и регионального уровня.
6. Внести изменения в НК РФ (п.5.1 ст.154, п.4 ст.164 и п.10 ст.171) для уточнения порядка исчисления и уплаты НДС при перепродаже подержанных транспортных средств для исключения конкурентных преимуществ дилеров по отношению к лизинговым компаниям и приведения к соответствию с экономической природой НДС.
II. Для развития механизмов государственной политики в целях стимулирования инвестиций в основной капитал и поддержки спроса на продукцию отечественного машиностроения:
1. Сохранять и расширять меры поддержки, направленные на стимулирование спроса на продукцию отечественных производителей спецтехники и автопрома через субсидирование авансового платежа лизингополучателя по договору лизинга.
2. Развивать программы поддержки субъектов МСП с использованием всего ресурса лизинговой отрасли, в том числе обеспечить финансированием программу поддержки в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1920 от 27.12.2019 г., разработать и запустить систему зонтичных гарантий от Корпорации МСП для лизинга.
3. Разработать программы стимулирования инвестиций в ключевых отраслях промышленности (микроэлектроника, станкостроение, двигателестроение и др.)
Участники Съезда также считают актуальным продолжение работы по другим темам, которые имеют существенное влияние на деятельность участников лизингового рынка.
Тема: Реформа лизинговой отрасли
Министерство финансов РФ и Банк России в начале 2016 г. начали институциональную реформу лизингового рынка. На совещании в ЦБ РФ 09.06.2016 г. была сформулирована конечная цель институциональной реформы – «формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что, в конечном счете, будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике».
Подтверждая готовность лизинговой отрасли к диалогу по вопросам реформы лизинга, ОЛА считает, что именно согласованный с отраслью комплекс мер, принимаемых в рамках реформы, позволит наилучшим образом выполнить задачи реформы и достичь её целей.
Целью реформы лизинговой отрасли, как и любой реформы, должно являться повышение эффективности функционирования этой отрасли, активизация ее возможностей, расширение сферы применения и повышение вклада в обновление и увеличение производственного потенциала страны.
Контроль со стороны государства за лизинговыми компаниями на сегодняшний день хорошо проработан и реализован в различных аспектах, и любая лизинговая компания прозрачна до уровня деталей реализации отдельно взятой сделки. Усиление контроля со стороны государства декларируемое, как цель реформы, заключающаяся в повышении прозрачности и транспарентности, не внесет ощутимого вклада в экономику страны.
24 сентября 2021 г. представителям отрасли был направлен проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», подготовленный ко второму чтению.
Представленная редакция указанного законопроекта не только не учитывает основные предложения и ряд принципиальных требований лизинговой отрасли, но также несет ряд существенных рисков для успешного достижения целей проводимой реформы регулирования лизинговой деятельности.
1. Законопроект не предусматривает механизмов развития лизинговых инструментов в целях повышения доступности инвестиций для предприятий различных секторов экономики. Формат регулирования, предусмотренный законопроектом, не отвечает актуальным требованиям экономического развития, направленным на обеспечение производственного потенциала страны.
2. Законопроект предусматривает отнесение лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям (НФО), и как следствие, перевод их на бухгалтерский учет по единому плану счетов для некредитных финансовых организаций и отраслевым стандартам. Учитывая, что в настоящее время все арендные операции, в том числе лизинговые, учитываются в соответствии с требованиями ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», что обеспечивает соответствие отчетности лизинговых компаний уровню международных стандартов финансовой отчетности, такой перевод, существенно увеличив затраты отрасли, не позволит повысить прозрачность ее отчетности.
Отменяемый в случае перехода на единый план счетов для НФО ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», в отличие планируемой системы учета, основанной на едином плане счетов для НФО, в лизинге дает более полную систему показателей, раскрывающую характер деятельности отрасли, соответствующую международным стандартам, интересам инвесторов. По этой причине нецелесообразно отказываться от ведения учета по ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
3. Законопроектом предусмотрено право лизингополучателей на односторонний отказ от договора лизинга (исполнения договора) в связи с исключением лизинговой компании из государственного реестра лиц, осуществляющих лизинговую деятельность.
Однако, законопроект не содержит четких правовых последствий реализации лизингополучателем такого права, что создает существенную неопределенность в прогнозировании деятельности лизинговых компаний как для кредиторов, так и для клиентов. Это приведет к неустойчивости отрасли.
4. Предлагаемый законопроект не решает действительные проблемы отрасли. Среди основных:
· злоупотребления на рынке возвратного лизинга для физических лиц. Несмотря на то, что инициаторами законопроекта защита прав и интересов физических лиц / неквалифицированных субъектов лизингового рынка ранее декларировалась в качестве одной из основных целей реализации «лизинговой реформы», регулирование возвратного лизинга с физическим лицом в законопроекте отсутствует;
· отсутствие законодательного регулирования процедуры изъятия имущества при одностороннем расторжении (исполнительная надпись нотариуса; взаимодействие со службой судебных приставов).
5. Законопроект несет за собой еще ряд негативных последствий, таких как риск включения арендных сделок с выкупом, не являющихся лизинговыми, в сферу регулирования, риск установления регулятором требований к лизинговым компаниям, не предусмотренных законом, риск нарушения конкуренции на лизинговом рынке из-за отказа от включения в сферу регулирования лизинговых компаний со 100% государственным участием, риск удорожания стоимости лизинговых услуг для реального сектора экономики из-за необходимости несения затрат по переходу на ЕПС и участие в СРО.
По нашей оценке, реализация предложенных мероприятий проекта федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», приведет к неустойчивости отрасли, появлению новых проблем, порожденных законопроектом, к снижению эффективности лизинга в стране и, как следствие, снижению объемов лизинга и вклада в экономическое развитие страны.
Предложенный законопроект не вносит существенный вклад в достаточно развитую в стране систему реализации контрольной функции за деятельностью лизинговой отрасли, но приводит к потере стабильности отрасли, к снижению ее влияния на экономическое развитие страны.
Участники Съезда поручают ОЛА:
Продолжить участие в работе над законопроектом по регулированию лизинговой деятельности, последовательно отстаивая и защищая позицию отрасли, в том числе в направлении:
1) выработки целей регулирования, обеспечивающих развитие лизингового рынка и повышение его эффективности во взаимодействии с реальным сектором экономики;
2) фиксации, что лизинговое сообщество против отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациями и перевода учета лизинговых компаний на Единый план счетов и Отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
3) поддержки предложения Минэкономразвития России по выработке регуляторного решения в формате механизма «двух ключей», при котором орган государственной власти, определенный Правительством РФ ведет реестр лизингодателей, раскрывает информацию, содержащуюся в отчетности лизинговых компаний, а другой уполномоченный федеральный орган осуществляет контроль, государственное регулирование лизинговой деятельности, а также осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере лизинговой деятельности без отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям;
4) разработки изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», предусматривающих запрет возвратного лизинга недвижимого имущества жилого назначения с физическими лицами, а также закрепляющих порядок определения стоимости предмета лизинга в договоре купли-продажи независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, при заключении договора возвратного лизинга с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Тема: Введение новых правил учета ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды»
ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» утвержден Приказом Минфина РФ № 208н (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2018 г. № 53162). Он затрагивает бухгалтерский учет арендных отношений в РФ.
С середины 2019 года Комитет ОЛА по бухгалтерскому учёту и налогообложению проводит большую последовательную работу в рамках подготовки к внедрению ФСБУ 25/2018, а с 2022 года по сопровождению ведения бухгалтерского учета и отчетности по правилам федерального стандарта в лизинговых компаниях и у лизингополучателей. Результатом этой работы является выработка Рекомендаций для участников лизинговой отрасли – лизингодателей и лизингополучателей в помощь по применению ФСБУ 25/2018:
· определен перечень необходимых рекомендаций для разработки;
· внесены изменения в Устав ОЛА, позволяющие на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете» вести выработку документов в области регулирования бухгалтерского учета. В 2021 году ОЛА вела разработку документов совместно с Бухгалтерским методологическим центром (БМЦ), а с конца 2021 года полный цикл разработки, утверждения и популяризации Рекомендаций и Методических материалов осуществляется в рамках ОЛА;
· ведущие специалисты ОЛА: аудиторы, главные бухгалтеры, финансовые директора и другие специалисты на добровольной основе ведут разработку рекомендаций;
· создана организационная структура по разработке, обсуждению и принятию Рекомендаций в рамках ОЛА;
· к разработке рекомендаций привлечены специалисты из IT-компаний и аудиторы.
Разработка Рекомендаций по ФСБУ 25/2018 позволяет:
- уменьшить расходы на организацию бухгалтерского учета лизинговым компаниям и их клиентам, распространить передовой опыт, результаты исследований и разработок в области бухгалтерского учета;
- обеспечить возможность единообразного ведения учета и отчетности всеми участниками рынка, что упростит процесс осуществления коллективной защиты интересов арендодателей и арендаторов при налоговых проверках, в судах и иных заинтересованных организациях. Единообразное ведение учета и отчетности позволит проводить корректный анализ и сравнение результатов деятельности компаний.
Вступление в силу ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» повлекло за собой внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части порядка налогообложения лизинговых операций. Эти изменения усложнили существовавшие процедуры налогового учета, они не всегда имеют однозначный характер и во многом требуют дополнительных разъяснений.
В связи с этим ОЛА организует рабочее взаимодействие с представителями Минфина России и ФНС России с целью донесения проблем, возникающих у лизинговых компаний по вопросам налогообложения их деятельности, и выработки взаимоприемлемых решений.
Участники Съезда поручают ОЛА:
1) продолжить работу по созданию рекомендаций по ведению бухгалтерского учета по правилам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
2) расширять популяризацию деятельности ОЛА среди лизингополучателей в виде проведения ознакомительных и обучающих вебинаров;
3) обратить внимание Министерства финансов Российской Федерации на необходимость корректировки ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» с целью приведения отдельных положений документа в соответствие с МСФО (IFRS) 16 «Аренда»;
4) продолжить взаимодействие с Минфином России и ФНС России для решения вопросов, возникающих в деятельности лизинговых компаний и лизингополучателей.
Тема: Публикация сведений о лизинговых сделках в ЕФРСФДЮЛ
С 01 октября 2016 г. лизинговые компании должны направлять в ЕФРСФДЮЛ сведения о заключении договора финансовой аренды (см. изменения, внесенные в ст.10 Федерального закона № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 360-ФЗ )
Существующий порядок внесения и отражения сведений в ЕФРСФДЮЛ о заключенных договорах лизинга в части сроков их внесения (3 дня с даты заключения договора лизинга), а также механизм формирования поискового запроса по лизингодателю позволяет массово получать сведения о портфеле лизингодателя и способствует возникновению недобросовестной конкуренции на лизинговом рынке.
В настоящее время разработан законопроект о внесении в Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» изменений, устанавливающих, что публикация сведений о заключении договора лизинга должна осуществляться в течение 3 (трех) рабочих дней с даты передачи предмета лизинга лизингополучателю.
Участники Съезда поручают ОЛА:
1) продолжить работу по сопровождению данного законопроекта до его принятия.
Тема: Работа с системами ЭПТС/ЭПСМ
На сегодняшний день системы электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта самоходной машины, а также государственный реестр транспортных средств имеют некоторые недоработки, которые могут негативно влиять на возможность внесения в систему сведений о собственнике транспортного средства/самоходной машины, о наличии в отношении транспортного средства/самоходной машины обременений, в том числе в виде договора лизинга, возможности использования в качестве оснований для внесения сведений в систему документов, сформированных в системе электронного документооборота.
Для решения этих вопросов проводится активная работа по формированию предложений по совершенствованию и развитию данных электронных систем с учетом специфики лизинговой деятельности.
Участники Съезда поручают ОЛА:
1) продолжить взаимодействие с Минцифры РФ и ГИБДД МВД РФ в целях реализации и доработки онлайн-сервиса на сайте госуслуг «Государственный реестр ТС»;
2) обеспечить внесение изменений в постановление Правительства РФ № 1212 и другие нормативные акты, регулирующие правоотношения по использованию ЭПТС/ЭПСМ, с целью:
- обязать каждого производителя, импортера и профессионального продавца ТС вносить в систему ЭПТС данные о каждом следующем покупателе-профессиональном продавце ТС до первой регистрации ТС в ГИБДД;- создать механизм открытия этих данных для покупателей ТС;
- обеспечить внесение записей о лизингодателе и лизинге в ЭПТС при совершении регистрационных действий в ГИБДД (в целях предотвращения мошенничеств на стадии до регистрации ТС в ГИБДД);- предусмотреть механизм, позволяющий получить информацию о предыдущих собственниках и надлежащем продавце ТС в целях минимизации рисков участия в нелегальном обороте и финансировании лиц, получивших ТС преступным путем;
- расширить выписку из ЭПСМ путем включения в нее параметров необходимых для корректного осуществления лизинговой деятельности и учета ПСМ на стороне лизинговых компаний.
Тема: Работа с системой ЭДО
В настоящее время совершение регистрационных действий в ГИБДД/Гостехнадзоре на основании документов, созданных в электронной системе документооборота (ЭДО), существенно затруднено.
Многие крупные лизинговые компании в целях повышения качества оказываемых услуг, в соответствии с политикой государства по цифровизации экономики, уже перешли на ЭДО или начали постепенный переход на электронный документооборот при совершении лизинговых сделок. Организация электронного документооборота между участниками лизинговой сделки позволяет осуществлять обмен документами (договоры лизинга, договоры купли-продажи, первичная учетная документация и иные документы), составленными в электронном виде и подписанными, в том числе квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако возможность предоставления для совершения регистрационных действий на основании документов, созданных в электронном виде, до сих пор ГИБДД и Гостехнадзором не реализована. Приказом МВД России от 21.12.2019 г. № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» предусмотрена возможность заключения сделок с ТС в электронном виде только на Едином портале, но и эта возможность в настоящее время не реализована.
Подобный подход не соответствует целям, установленным программой Правительства Российской Федерации «Цифровая экономика Российской Федерации», а также является фактором, сдерживающим развитие бизнеса в Российской Федерации.
Таким образом, с одной стороны, в соответствии с действующим законодательством автовладельцы имеют право заключать договоры купли-продажи и лизинга в электронном виде, а с другой стороны, они не имеют возможности представлять их в таком виде в регистрирующие органы (ГИБДД, Гостехнадзор) для совершения регистрационных действий. Такое положение существенным образом снижает эффективность от внедрения лизинговыми компаниями электронного документооборота.
Участники Съезда поручают ОЛА:
1) продолжить деятельность в направлении взаимодействия с Минцифры России и ГИБДД/Гостехнадзора относительно организации процессов возможности подписания/ предоставления документов, подписанных квалифицированной электронной подписью с помощью государственной информационной системы Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds, в ГИБДД/Гостехнадзор для выполнения регистрационных действий, а также возможности интеграции с этим сервисом по API;
2) совместно проработать возможность для лизинговых компаний осуществлять государственную регистрацию транспортных средств посредством портала Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds (подавать заявления от ЮЛ на регистрацию ЮЛ), внести необходимые изменения в законодательные акты.
Тема: Отчетность лизинговых компаний в БКИ
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» в части модернизации системы формирования кредитных историй» с 1 января 2022 года лизинговые компании становятся источниками формирования кредитных историй. В связи с тем, что реализация отдельных положений законодательства потребует масштабной доработки информационных систем источников формирования кредитных историй, пользователей кредитных историй и бюро кредитных историй, Банк России в письме от 29 декабря 2021 г. указал, что считает целесообразным воздержаться от применения мер, предусмотренных статьями 74, 76.5, 76.9-7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», с 1 января 2022 года до 30 июня 2022 года.
В течение прошедшего времени ОЛА проводила большую работу по поддержке и помощи в подготовке лизинговых компаний к отчетности в БКИ. Проводятся встречи, ведется диалог с Банком России.
В условиях внешнего санкционного давления, когда ситуация требует сосредоточения всех ресурсов лизинговых компаний и иных хозяйствующих субъектах на выполнении и соблюдении экстренных задач, ОЛА обратилась в Банк России с просьбой перенести срок обязательного перехода к отчетности в БКИ на 2024 год. ОЛА подробно пояснила причины для этого, а также провела опрос лизинговых компаний.
Решением Банка России срок начала периода применения мер ответственности за нарушение порядка предоставления отчетности лизинговых компаний в БКИ был перенесен на 1 января 2024 года.
Участники Съезда поручают ОЛА:
1) в плановом порядке продолжить работу по содействию в подготовке лизинговых компаний к передаче отчетности в БКИ;
2) поддерживать диалог с Банком России и бюро кредитных историй по методологии отражения информации в БКИ;
3) содействовать отраслевому обмену мнениями по вопросам отчетности в БКИ;
4) способствовать развитию общей методологии формирования и представления лизингодателями информации в БКИ.
Тема: Субсидирование
Роль государства в экономике возрастает, по мере роста количества собранных налогов все больше бюджетных средств перераспределяется в виде субсидий в желании простимулировать развитие тех или иных отраслей в рамках проведения промышленной политики и реализации национальных задач.
ОЛА ведет активную работу с Федеральными органами исполнительной власти по действующим и принимаемым программам субсидирования в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и соблюдения интересов лизинговой отрасли при реализации указанных программ.
Поэтому перед ОЛА, как крупнейшим объединением лизингового бизнеса, стоит задача обеспечить, чтобы этот процесс по максимуму содействовал развитию отрасли. При этом важно наилучшим образом достигать целей, которые ставит государство перед данными программами, обеспечивать эффективное использование бюджетных средств и комфорт работы Правительства РФ с отраслью и профессиональными объединениями на лизинговом рынке.
Участники Съезда поручают ОЛА:
1) продолжить деятельность в направлении взаимодействия с Правительством по формированию позитивного имиджа лизингового механизма в реализации программ поддержки в тех случаях, где может участвовать техника и оборудование с целью повышения доли лизинга в этих сегментах;
2) приложить усилия для подтверждения достаточной зрелости и успешности отрасли для обеспечения квалифицированного и компетентного сопровождения государственных программ субсидирования широким кругом участников, даже в сегментах, требующих специализации на специфичных предметах лизинга (например, самолеты и суда), в том числе для доказательства, что расширение доступа участников к программам субсидирования повышает эффективность использования бюджетных средств.
Участники Съезда также отмечают и поддерживают работу, которая ведется ОЛА по развитию сайта Ассоциации, который был открыт в апреле 2022 года. Сайт освещает работу ОЛА в наиболее полной степени и одновременно является интерактивным порталом для широкого круга пользователей, среди которых лизинговые компании, государственные органы, партнерские организации, а также лизингополучатели, где они получают полезные сведения и информацию о лизинговом рынке России.
Участники Съезда поддерживают и одобряют деятельность комитетов ОЛА, усилия Ассоциации, направленные на повышение квалификации специалистов лизинговой отрасли в виде проведения профессиональных конференций и других мероприятий, а также работу по подготовке аналитических материалов по рынку лизинга самостоятельно или совместно с партнерами-аналитическими компаниями и рейтинговыми агентствами.
[1] Съезд Лизинговой Отрасли России, организуемый ведущей отраслевой ассоциацией – ОЛА, является главным событием года и местом встречи руководителей российских лизинговых компаний. В Съезде 2022 года приняли участие более 230 делегатов, представляющих 120 организаций